Почему в Минске воскресла "формула Штайнмайера"

Возобновление переговоров о "формуле Штайнмайера" в "улучшенном" для Украины виде не свидетельствует о готовности Кремля начинать диалог, а говорит о том, что на оккупированных территориях уже можно провести визуально демократические выборы с желаемыми для Москвы результатами

Почему в Минске воскресла "формула Штайн…

"Формула Штайнмайера", о которой мир узнал около двух лет назад, в какой-то момент казалась двоюродной сестрой "плана Мореля". О ней все знали, о ней все дискутировали, но точно и с подробностями описать ее суть никто не мог.

Что было известно наверняка – это тот факт, что выборы на Донбассе должны были, в соответствии с этой формулой, произойти перед, а не после передачи контроля над границей. Это, вполне ожидаемо, вызвало негативную реакцию Киева – о неприемлемости "формулы" Роман Безсмертный заявлял еще в конце января 2016 года. Который, кстати охарактеризовал эту концепцию как "документ на две странички", который был написан в Москве" и явно "нереалистичный".

И вот вчера трехсторонняя контактная группа снова обсуждала "формулу Штайнмайера". Полной ясности относительно ее сути опять никто не внес. Но, по крайней мере, посол Германии в Украине Эрнст Райхель сделал заявление, которое позволяет чуть глубже окунуться в суть предложеного Украине соглашения.

"Формула, которая является предметом дискуссии, предусматривает, что местные выборы пройдут под контролем и при содействии ОБСЕ. Потом ОБСЕ должна подтвердить, что выборы соответствовали международным стандартам. Если ОБСЕ это подтвердит, тогда вступает в силу законодательство о "специальном статусе". Если нет – в таком случае, не приобретет, для этой территории не будет никакого "специального статуса", – отметил Райхель.

Таким образом, Украине, похоже, предлагают практически ту самую "писаную Москвой" формулу – но со своеобразным "предохранителем". В случае, если выборы на Донбассе покажутся наблюдателям ОБСЕ недемократическими – пардон, "несоответствующими международным стандартам", то украинские законы о "специальном статусе" действовать не начнут.

С одной стороны, все выглядит вроде даже логично – ну, если смотреть на ситуацию, к примеру, из Берлина. Жители Донбасса демократично выбирают желаемую власть, миссия ОБСЕ следит, чтобы им никто не мешал, после чего Донбасс получает свою порцию автономии, а Меркель, Олланд, Путин и Порошенко пьют шампанское.

Проблема в том, что логику "формулы Штайнмайера", похоже, определяли таки в Москве, а не в Берлине. И сводится она к тому, что контроль за населением оккупированных украинских территорий за последние годы дошел до той стадии, когда в день выборов не будет никакой необходимости демонстрировать "недемократические" и "несоответствующие стандартам" избирательные практики. Все и так будут знать, как им голосовать. Для того чтобы иметь шансы пережить не только день выборов, но и несколько последующих дней, когда наблюдатели ОБСЕ уедут прочь.

В Кремле уверены, что достаточно закрепили контроль над оккупированными территориями, достаточно убедили тамошний люд, что "рыпаться не стоит", и теперь могут себе позволить показать этот цирк перед международными наблюдателями. Которые, может, и будут путаться под ногами в день голосования – но ход кампании, конечно, контролировать не смогут. Не будут же наблюдатели ОБСЕ  контролировать возможность  украинских партиий вести агитацию на оккупированных территориях, правда? И охрану для граждан, проживающих на оккупированных территориях, и которые попытаются пойти в местные органы власти при поддержке украинских партий, ОБСЕ тоже вряд ли обеспечит.

При подобных условиях закономерный вопрос о том, какое отношение будет иметь к демократии и "международным стандартам" предложенное Кремлем шоу на Донбассе, выглядит вполне риторически.

"Мы здесь не в суде. Речь идет не о том, кто прав, а кто нет. Продолжаются переговоры. Мы пытаемся найти решение и достичь согласия относительно механизма, благодаря которому ситуацию можно будет вернуть в рамки международного законодательства", - сказал о ситуации с "формулой Штайнмайера" посол Райхель. И он, конечно, прав – такова суть миротворчества.

Проблема лишь в том, что управляемый из-за рубежа анклав, куда не имеют доступа силовые структуры государства-суверена, в международном законодательстве тоже как-то не очень описан.

Больше новостей о событиях в Украине и мире на Depo.ua

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme