Даст ли Пекин и Берлин подружиться Назарбаеву с Порошенко

Экономическая кооперация Украины и Казахстана может иметь колоссальные последствия – если ее поддержит европейская и китайская дипломатии

Тарас Паньо
Журналист отдела международной политики
Даст ли Пекин и Берлин подружиться Назар…

Визит украинского президента в Казахстан имел откровенно прагматический характер. Речей о вечной дружбе, братстве народов и мире во всем мире практически не звучало – если не считать нескольких протокольных абзацев о международном праве, уважении к суверенитету и выполнении Минских договоренностей (так, вроде эти пункты как-то можно совместить между собой).

Впрочем, ничего особо удивительного в том нет – взаимный интерес обеих сторон сейчас хоть и имеет геополитический характер, но вращается в основном вокруг экономики. Которая сейчас, без сомнения, является вопросом выживания для президента Порошенко и Украины. Несмотря на то, что на протяжении сентября казахский тенге установил пару свежих антирекордов, смотреть на Порошенко сверху вниз Назарбаеву тоже вроде не выпадало.

Поэтому повесткой дня казахско-украинских переговоров руководила взаимная потребность.
В случае с Украиной эта потребность проста и прозрачна. Она называется: энергоносители и деньги. Хотя порядок можно и изменить.

В отношении энергоносителей, то здесь, на первый взгляд, все должно быть просто. Казахстан – государство энергопрофицитное, способное экспортировать практически все – уголь, нефть или газ. При том и сам Назарбаев уже не первый год ищет способ попасть на украинский и европейский рынки. Желательно – в обход России или с минимальным ее участием в качестве транзитера.

Тут и кроется первая возможная проблема. Для того, чтобы поставлять газ, нужны газопроводы. Которые идут через Россию. Нет, можно, конечно, по примеру России с "Турецким потоком" попробовать построить что-то через Каспийское море, Азербайджан, Грузию и далее, в Черное море, но речь идет все-таки о газопроводе, а не о географической экспедиции. Поэтому единственный реалистичный способ – это все-таки через Россию. Которая, конечно, откажется. И убедить Путина изменить мнение в таком вопросе могут только в Берлине и в Париже. Потому что нежелания Москвы портить отношения с Астаной здесь явно маловато.

При том схема транспортировки газа из Казахстана немедленно заинтересует и Узбекистан с Туркменистаном, которые, вероятно, попытаются к ней приобщиться. Что, вероятно, еще больше отпугнет Кремль от подобного развития событий.

С углем у Украины и Казахстана пока тоже получается непросто. По той причине, что уголь, который может продавать Казахстан, есть в избытке и в Украине, а те марки, в которых нуждается украинская промышленность и энергетика, в Казахстане тоже добываются – но уже законтрактованы с другими покупателями. Впрочем, казахстанская сторона, похоже, пообещала сделать в этой ситуации все возможное, чтобы соглашение по углю все-таки состоялась.

Относительно ожиданий Казахстана от сотрудничества с Украиной, то они более разнообразны. Хотя тоже сводятся к относительно простому: поставки продукции тяжелого машиностроения, строительство соответствующих заводов на территории самого Казахстана, и, опять-таки, деньги. Хотя бы потому, что в торговле Украины с Казахстаном (которая составляет более полумиллиарда долларов) у нас есть значительное положительное сальдо.

При том даже поставки готовой продукции и оборудования для строительства заводов могут столкнуться с трудностями при транспортировке через Россию. По той простой причине, что в Москве четко понимают – помощь в строительстве заводов – бизнес не одномоментный. Ибо тот, кто помогал строить завод, получит контракты на поставку оборудования. А поставив оборудование, будет отвечать за сервисное обслуживание и модернизацию, поставки расходных материалов и, не исключено, заметной части сырья.

При том между Украиной и Казахстаном существует совершенно отдельный класс глобальных проектов, которые, более или менее, сводятся к строительству и расширению Нового шелкового пути, который бы по суше соединил Китай с Европой. Путь этот неизбежно тоже будет пролегать через Россию, которая будет делать все возможное, чтобы пустить колоссальный товаропоток мимо Украины, или пролоббировать альтернативный проект – к примеру, активизацию морских перевозок через Северный морской путь. Но совместные усилия европейской и китайской дипломатии – в случае, если обе эти стороны будут заинтересованы в создании дешевого транспортного коридора, могут заставить Москву согласиться на интернациональный проект. Совместное заявление президентов Украины и Казахстана показало, что понимание на уровне Киев-Астана в этих вопросах есть.

Таким образом, колоссальные перспективы украинско-казахского сотрудничества, похоже, очевидны и в Киеве, и в Астане. Обидно только, что зависят они, в значительной степени, от воли третьей стороны – для изменения позиции которой нужна четвертая или пятая. Соответственно, то, что могло бы быть прагматичным экономическим проектом, превращается в дипломатическую многоходовку с неясными перспективами.

Больше новостей о событиях в Украине и мире на Depo.ua

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme