Почему Украине стоит перестать бояться Гаагского трибунала

Решение о вооруженной агрессии в Крыму лишний раз продемонстрировало незаангажированность Международного уголовного суда. Согласиться на полное членство в котором Украина почему-то все никак не решится

Журналист отдела "Мир"
Почему Украине стоит перестать бояться Г…

Судьи Международного уголовного суда назвали черное – черным, а белое – белым, согласившись рассматривать события в Крыму как "международный вооруженный конфликт". Что, безусловно, является победой – и не только дипломатии и судопроизводства, но и здравого смысла.

Отныне само существование российской оккупационной администрации на полуострове будет рассматриваться сквозь соответствующую призму – как деятельность оккупационных органов, потенциально причастных к исчезновениям и убийствам людей, их насильственного перемещения и массового нарушения их прав.

Более того, отчет прокурорского офиса МКС сообщает, что организация всерьез занимается изучением ситуации на Донбассе, которая тоже вполне может подпадать под определение международного вооруженного конфликта – в случае, если будет доказан контроль Москвы над группировками сепаратистов. Несмотря на объективную реальность, нет сомнений, что этот контроль станет таким же юридически установленным фактом, как и международный конфликт в Крыму.

И тогда в "крымский список" российских подвигов, который включает в себя убийства, похищения людей, жестокое обращение и принудительную военную службу, добавится аналогичный список за Донбасс – в котором, кроме всего вышеперечисленного, будут фигурировать еще и пытки, намеренное разрушение гражданских объектов, и немало чего еще.

Конечно, в России в очередной раз скажут, что все это – "политические инсинуации", а Россия не ратифицировала Римский устав, и, соответственно, МКС для Кремля не указ. С юридически-правовой точки зрения, так оно и есть. Но в реальности получить приговор в судебной инстанции, первой реинкарнацией которой был Нюрнбергский трибунал, устав которой ратифицировали 124 страны, весьма неприятно. Тем более, что все эти страны окажутся после приговора закрытыми для всех должностных лиц, причастных к военным преступлениям (а МКС на практике редко занимается "моторолами" и гиви", в Гааге судят президентов и министров). Попав в одну из стран – подписантов Римского устава, российский чиновник, независимо от ранга и иммунитета, будет иметь реальные шансы оказаться за решеткой – и этому не помешает даже российский вице-президент Интерпола вместе со своим китайским начальником.

И во всем этом блеске бесстрастной международной Фемиды возникает один-единственный вопрос – почему же Украина до сих пор не ратифицировала Римский статут, и не стала полноправным участником Международного уголовного суда?

Формально признав юрисдикцию МУС в результате двух заявлений Верховной Рады – в 2014 и 2015 годах соответственно, мы декларируем в ООН, что ратификация является нашим приоритетом. Но никаких практических шагов ни одна ветвь украинской власти в эту сторону не делает.

Последние комментарии из этой темы мы слышали лишь в начале этого года. Когда заместитель главы Администрации президента Украины, секретарь Конституционной комиссии Алексей Филатов в Конституционном Суде заявил, что "признание юрисдикции Международного уголовного суда будет нести определенные риски для Украины, в частности, с точки зрения украинских военных, которые вынуждены участвовать в военном конфликте". Добавив, что "надеясь на то, что в ближайший год или может чуть больше этот конфликт будет окончательно урегулирован, субъект конституционной инициативы предложил переходный период для того, чтобы соответствующим образом подготовить это решение с точки зрения практического внедрения".

С урегулированием в течение года не сложилось, и "немного больше" грозит обернуться весьма длительным временем.

А Украина, тем временем, выглядит не лучшим образом – через готовность пользоваться услугами суда в исках против России, но отказываясь полностью признать Римский статут – и получить возможность влиять на выборы судей и политику этой международной организации.

Тем более что опасения Банковой относительно "рисков для украинских военных" – явная перестраховка. МКС – не Amnesty International, которая, при всем уважении к правозащитной организации, нередко пишет отчеты основываясь исключительно на словах потерпевших – реальных и мнимых. Вследствие чего появляются многочисленные и никому не заметные "тайные тюрьмы СБУ". МКС начнет производство только в том случае, если будут веские и неопровержимые доказательства чьей-либо вины.

При том начать производство против Украины в МКС можно будет в том и только том случае, если военные преступления с нашей стороны будут иметь массовый характер и будут частью государственной политики. То есть в том случае, если Украина вдруг возьмет и превратится в Россию.

Больше новостей о событиях в Украине и мире на Depo.ua

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme