Смогут ли Меркель с Макроном развалить ЕС

"Европа разных скоростей", которую активно лоббируют Германия и Франция может достаточно быстро превратиться в "Европу разных сортов". Хотя в сухом остатке Украина от "евро сегрегации" может и выиграть

Журналист отдела "Мир"
Смогут ли Меркель с Макроном развалить Е…

Евросоюз в своем нынешнем виде, вполне возможно, доживает если не последние дни, то месяцы. Такое впечатление оставили вчерашние заявления президента Франции Эммануэля Макрона и канцлера Германии Ангелы Меркель.

В своей первой крупной внешнеполитической речи французский президент заявил, что Европе следует решительно отойти от логики, по которой дальнейшая интеграция возможна только при согласии и участии всех членов ЕС – или невозможна вообще.

"Мы должны представить себе Европу нескольких форматов: идти дальше с теми, кто стремится продвигаться вперед, и чтобы нас не сдерживали те государства, которые хотят прогрессировать медленнее или не идти настолько далеко", - отметил при этом Макрон. После чего провозгласил, что в числе планов Франции – и далеко не только Франции – создание бюджета для 19 стран-членов еврозоны, над которым будет присматривать министр финансов и новый парламент.

"Я дала понять, что не имею ничего против идеи министра финансов ЕС. Нам просто необходимо определить, что может сделать этот министр финансов", - заявила в ответ на планы Макрона канцлер Германии Ангела Меркель, добавив, что это может обеспечить лучшую координацию бюджетной и экономической политики.

Она также одобрила идею создания Европейского валютного фонда: "Это может сделать нас еще более стабильными и позволит нам продемонстрировать миру, что у нас есть все механизмы в собственном портфолио еврозоны, чтобы быть в состоянии хорошо реагировать на неожиданные ситуации", - убеждена Меркель.

Все это наглядно демонстрирует, что идея о "многоскоростной" Европе, в которой разные страны или группы стран – осуществляют интеграцию с разной скоростью, которая была высказана в марте этого года, а потом внезапно исчезла из информационного поля, на самом деле активно лоббируется и реализуется Берлином.

Как нет сомнения и в том, что информация о 19 странах – участницах "углубленной" еврозоны (это из 28 имеющихся членов ЕС) является неслучайной, и между этими странами, скорее всего, существуют предварительные договоренности относительно радикального изменения внутренней структуры Евросоюза.

При том не надо быть пророком чтобы понять, что подобное изменение самих принципов функционирования ЕС будет нести колоссальные последствия для повседневного функционирования союза.

Начиная с того, что "периферийные" страны, которые не захотят углублять интеграцию ударными темпами, вполне могут ощутить финансовые последствия своего отказа от части национального суверенитета в пользу евроминистра финансов и европарламента с расширенными полномочиями. И хотя никто пока ничего не говорил конкретного относительно того, кто именно согласился на усиленную интеграцию, а кто остался "за бортом", почему-то кажется, что немало центральноевропейских государств, которые являются чемпионами по получению европейских дотаций, удивительным образом в "авангард" евроинтеграции не попали. Что, в свою очередь, навевает мысль о том, что Польша и Венгрия, с их нынешним желанием найти "особый путь к национальной демократии", получат все шансы найти еще и свой собственный путь к латанию дыр в госбюджете. Однако, следует признать, что все это пока чистые спекуляции.

Очевидно, что возможных сценариев функционирования "многоскоростной" Европы может быть только два. По первому из них страны "периферии" которые собственными глазами увидят выгоды от тесной интеграции, проголосуют на национальных выборах за проевропейские партии и сольются с "интеграционным ядром". По другому – взаимное непонимание и центробежные тенденции будут только нарастать, и 9 государств, которые отказались от усиленной интеграции, понемногу уйдут в сторону автономизации от союза.

Поэтому идея "многоскоростной" Европы вполне может быть фатальной для существующего ЕС.

Впрочем, в случае, если союз переживет такую радикальную реформу, ситуация может сыграть в пользу Украины. Поскольку одним из сильнейших аргументов против нашего принятия в союз является тот факт, что при условии консенсусного принятия решений внутри сегодняшнего ЕС, необходимость согласовывать позицию с Киевом создавала бы Брюсселю, а вместе с ним – Парижу и Берлину определенное количество дополнительных дипломатических проблем. А вот проект принятия Украины в "медленный ЕС", мнение которого, скорее всего, перестанет быть обязательным для руководства союза, имеет существенно больше шансов на реализацию, чем наше немедленное членство в едином на данный момент ЕС.

Больше новостей о событиях в Украине и мире на Depo.ua

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme