Зеленый план: Китай готовит глобальную инфраструктурную экспансию

Пока США усилиями Дональда Трампа сделали все, чтобы выйти из Парижского климатического соглашения, Китай получает возможность сыграть большую роль в глобальных делах

Зеленый план: Китай готовит глобальную и…

Благодаря политике Трампа, США постепенно отходят от глобального сообщества. Трамп критикует NAFTA (Североамериканское соглашение по свободной торговле) и НАТО. Он объявил о выходе Соединенных Штатов из Парижского климатического соглашения. Благодаря этому Китай получил шанс улучшить свои позиции в глобальных отношениях, пишет Depo.ua со ссылкой на The Conversation.

Китай пытается сбалансировать внешнее воздействие с внутренней экономической стабильностью. И глобальные вопросы станут важной темой для 19-го партийного съезда в стране. Одной из сфер, где Китай может увеличить свое влияние в мире, есть инфраструктура - насущная проблема для развития. Например, по данным ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития), поддержка мирового развития требует ежегодных инвестиций в инфраструктуру в размере $6,3 трлн до 2030-го года. Со знаниями в вопросах развития, которые были отточены в течение десятилетий быстрого внутреннего экономического роста, Китай имеет хорошие возможности для формирования именно глобального развития методами, которые могут быть определяющими для остальных 21-го столетия.

Китай вкладывал средства в инфраструктурные проекты по всему миру, начиная с 70-х годов. Но четкая, согласованная политика в отношении инвестиций появилась лишь в 2013-ом. Во время речи в Казахстане президент Китая Си Цзиньпин представил концепцию экономического пояса Шелкового пути. Впоследствии он презентовал Азиатский банк инфраструктурных инвестиций - международная финансовая организация, созданная в Пекине, в июне 2015-го. Его участниками являются 57 государств, в частности Китай, Индия, Россия и Германия. Банк создан, чтобы обеспечить потребности финансирования инфраструктурных проектов в Азии, которые все растут.

Другие институции, которые поддерживают инициативы Китая по глобальной инфраструктуре, включают $40 млрд. фонда Шелкового пути и Нового банка развития (БРИКС) под руководством Китая, Бразилии, России, Индии и Южной Африки.

Ожидается, что эти инициативы (в частности "Один Пояс и Один путь") привлекут $1 трлн. для торговых, транспортных и энергетических проектов во всем мире.

Строительство на свой страх и риск

Инфраструктура - это необходимость для развития. Но расходы на нее являются серьезным барьером для государств, поэтому помощь Китая выглядит привлекательной. Более 60 стран имеют подписанные соглашения с Китаем по финансированию инфраструктурных проектов.

Но получатели китайских займов не должны думать, что инфраструктура автоматически трансформирует их экономику. Проекты могут истощать ресурсы и не приносить никаких благ для общества. Экономические выгоды от инфраструктуры часто очень сильно завышены.

Например, Шри-Ланка не способна вернуть долги китайским кредиторам за строительство портов, аэропортов и автомобильных дорог, которые, в основном, не используются.

Международный аэропорт "Маттау Раджапакс" на юго-востоке Шри-Ланки, рассчитан на один миллион пассажиров в год, обслуживает примерно 12 пассажиров в день. Это меньше, чем 1% от первоначальных прогнозов, но стоимость услуги составляет $209 млн.

Экономические ожидания от инфраструктуры не оправдались. Внешний долг Шри-Ланки увеличился с $10 млрд. в 2006 году до $25 млрд. в 2016 году, причем большая часть этого долга была связана с Китаем.

Налоговое давление побудило правительство Шри-Ланки в июле 2017-го продать 70% порта Хамбантота, расположенного на южном побережье страны, китайскому государственному портовому оператору.

В 2015-м году Гана отказалась от второго кредитного транша китайского правительства относительно энергетического проекта из-за отсутствия в стране возможностей для управления такими высокими притоками капитала.

Страны-получатели кредитов должны оценивать экономические выгоды и финансовую устойчивость при принятии решения о сотрудничестве с иностранными партнерами в области инфраструктуры.

Экология и проекты

Экологические проблемы вызывают беспокойство. Президент Си Цзиньпин заявил в 2017 году, что стратегия "Один Пояс и Один путь" будет "зеленой, с низким содержанием углерода, циркулярной и стойкой" - то есть, экологически чистой.

"Один пояс и один путь" предполагает объединение проектов "Экономического пояса Шелкового пути" (создание трех трансевразийских экономических коридоров: северного (Китай - Центральная Азия - Россия - Европа), центрального (Китай - Центральная и Западная Азия - Персидский залив и Средиземное море), южного (Китай - Юго-Восточная Азия - Южная Азия - Индийский океан) и "Морского шелкового пути XXI века" (создание двух морских маршрутов: один маршрут ведет с побережья Китая через Южно-Китайское море в Южно-Тихоокеанский регион; другой предусматривает подключение приморских районов Китая и Европы через Южно-Китайское море и Индийский океан).

Суть данной китайской инициативы заключается в поиске, формировании и продвижении новой модели международного сотрудничества и развития посредством укрепления действующих региональных двусторонних и многосторонних механизмов и структур взаимодействий с участием Китая. На основе продолжения и развития духа древнего Шелкового пути "Один пояс и один путь" призывает к выработке новых механизмов регионального экономического партнерства, стимулированию экономического процветания вовлеченных стран, укреплению культурных обменов и связей во всех областях между различными цивилизациями, а также содействию миру и устойчивому развитию.

Впрочем, сейчас поток китайских инвестиций заходит в проекты, которые есть далеко не экологичными. Значительное количество инвестиций в экономическом коридоре Китай-Пакистан будет поддерживать энергетический портфель, который включает в себя угольные электростанции. В Бангладеш опасения по поводу загрязнения привели к сильным протестам против угольной электростанции, построенной китайскими фирмами.

Китайские цементные компании, которые зависимы от угля, переехали в Таджикистан. Финансируемые Китаем дорожные, нефтегазовые, а также проекты гидроэлектростанций, могут угрожать экологически чувствительным районам в странах, зависящих от помощи, таких как Мьянма и Монголия.

В 2011 году правительство Мьянмы приостановило проект "Митсоне-Дам" (развитие гидроэлектростанций). Происходили протесты по поводу возможных экологических и социальных последствий Иравади, крупнейшей реки в стране.

Что с экологией

Китай достиг исторического прогресса в области внутреннего роста и сейчас обращается к экологической устойчивости. К 2020-му году Китай планирует потратить более $360 млрд. на разработку возобновляемых источников энергии при снятии с эксплуатации угольных электростанций.

Китай выпустил 40% мировых зеленых облигаций в 2016 году, которые являются подтверждением курса страны на внедрение зеленых технологий.

В начале работы "Одного Пояса и Одного пути" Китай также может использовать свой растущий опыт перехода от проектов, которые далеки от экологичности, до зеленых технологий. Это может сформировать новое поколение экологически чувствительных инфраструктурных проектов по всему миру.

Китай и страны-партнеры должны учитывать не только финансовые, экологические и социальные риски, а все, связанные с инфраструктурными проектами. Участники "Одного Пояса и Одного пути" должны тщательно оценивать инфраструктуру с учетом целей национального развития, а не использовать проекты исключительно для политического пиара.

В 2016-м году возглавляемый Китаем Азиатский банк инфраструктурных инвестиций, кредитный портфель которого может конкурировать с кредитным портфелем Всемирного банка в течение следующих двух десятилетий, разработал структуру, которая включает экологические, социальные и управленческие стандарты.

Эти руководящие принципы являются готовым шаблоном для китайских учреждений, занимающихся глобальным инфраструктурным кредитованием. Они также могут быть реализованы для отдельных проектов в странах "Одного пояса и Одного пути". Для правильного соблюдения этих принципов нужен уровень прозрачности, который, возможно, является беспрецедентным в Китае.

"Один Пояс и Один путь" представляет возможность интернационализировать китайскую модель государственного экономического роста, которая поддерживается массовым строительством и запуском инфраструктуры. И если Китай в ближайшие годы получит преимущество для внедрения своей модели в глобальном мире, то очень важно, чтобы эта страна имела ответственность за руководство именно глобальным развитием. Так, страны, которые нуждаются в помощи, заслуживают стабильной инфраструктуры, которая будет приносить выгоду. И эта инфраструктура, скорее всего, может стать "зеленой".

Больше новостей о событиях в Украине и мире на Depo.ua

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme