Железной дороге нужны новые вагоны

Минэкономразвития разрабатывает программу кардинального обновления железнодорожной отрасли страны на ближайшие 10 лет

Железной дороге нужны новые вагоны…

Об этом сообщает ИА "Украинские новости".

"Задачами является повышение экономической эффективности и уровня безопасности перевозок, а также защита национальных интересов. Результатом должны стать сохранение рабочих мест, возрождение вагоностроительной отрасли и поддержка добавленной стоимости смежных отраслей экономики", — прокомментировал глава МЭРТ Игорь Петрашко.

По словам министра, результатом должно стать обновление парка грузовых вагонов, а также дополнительный рост ВВП от 2,7% в год.

Программа, в частности, предусматривает стимулирование развития отечественных производителей грузовых вагонов. Речь идет о гарантированных госзаказах и поощрениях спроса на новые вагоны украинских производителей путем компенсации процентной ставки по кредитам на приобретение грузовых вагонов.

В последние годы украинские потребители активно покупали в странах СНГ вагоны, отслужившие свой срок (прежде всего — на России).

Директор департамента снабжения Aurum Group Евгений Кочергин уточняет, что грузовой полувагон в состоянии, близком к аварийному, обходится украинскому покупателю в среднем $ 10 тыс. — это при том, что аналогичный новый вагон у отечественного производителя стоит около $ 60 тыс.

Импорт старых вагонов в Украине с 2015 года составил около 19,7 тыс. единиц, доля РФ превысила 90%. На покупку старых вагонов отечественные потребители за пять с небольшим лет потратили почти $200 млн. За то же количество вагонов (только новых) украинским производителям могли бы заплатить в 6 раз больше — то есть около $ 1,2 млрд.

Е. Кочергин подчеркивает: отказываясь от производства грузовых вагонов в Украине, экономика нашей страны ежегодно несет миллиардные потери. По его оценкам, сумма невложенных в отечественное вагоностроение средств ежегодно составляет около 5 млрд грн, а с учетом смежных отраслей общий оборот денежной массы мог бы составить около 15 млрд грн.

Заместитель председателя комитета ВРУ по вопросам экономического развития Дмитрий Кисилевский подчеркнул важность направления бюджетных средств в экономику Украины.

"Грузовые вагоны имеют локализацию 95% — запускается работа целой цепочки украинских предприятий", — отмечает Д. Кисилевский. Над производством каждого вагона работают 125 тыс. человек.

По мнению парламентария важно, чтобы при закупке большой партии вагонов производственные цепочки были запущены именно в Украине, а не за границей.

Непосредственный эффект от строительства вагонов на украинских мощностях в течение 5 лет даст 106 млрд грн дополнительного производства, 7,3 млрд отчислений в бюджеты ежегодно, 14,8 тыс. рабочих мест в вагоностроении. Мультипликационный эффект составит 9,3% дополнительного роста ВВП, 36,3 млрд. грн. отчислений в бюджеты, до 30 тыс. рабочих мест во всех задействованных отраслях.

Сейчас вместо того, чтобы быть списанными, старые вагоны в украинских реалиях проходят условный ремонт и возвращаются на пути с продлением срока службы до запредельных 35-40 лет, а иногда и больше.

Эксперты "ЦТС-Консалтинг" уточняют, что в Украине уже сейчас срочно нужно обновить около 120 тыс. грузовых вагонов. Другие источники говорят о более чем 90 тыс. (Более 40% всего грузового парка страны), которые исчерпали предельные сроки эксплуатации и имеют статус "вагонов с продленными сверх норматива терминами".

При столь ощутимом дефиците в Украине в прошлом году было произведено чуть более 10 тыс. вагонов (данные "ЦТС-Консалтинг") — то есть около 8,5% реальных потребностей рынка. Самыми крупными производителями стали Крюковский вагоностроительный завод (5237 единиц) и "Днепровагонмаш" (1939 грузовых вагонов). Такие заводы, как Стрыйский вагоноремонтный, Верхнеднепровский машиностроительный, "Полтавахиммаш", выпустили от нескольких до тридцати вагонов.

По словам Д. Кисилевского, УЗ уже полтора года не занимается обновлением вагонного парка и сократила объемы закупки вагонов в 150 раз.

Очевидно, что упомянутые выше 90-120 тыс. единиц — это и есть тот резерв, который может стать драйвером для вагоностроительной отрасли и экономики страны в целом, учитывая кумулятивный эффект от вагоностроения на другие производственные сферы. Вопрос только в наличии в Украине политической воли, способной запустить маховик собственного производства грузового подвижного состава.

Больше новостей о событиях в Украине и мире на Depo.ua

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme