За независимый и профессиональный НБУ

Сегодня 100 дней со дня назначения Верховной Радой Украины по представлению Президента Украины Кирилла Шевченко на должность Председателя Национального банка

За независимый и профессиональный НБУ…
Фото: ЕРА

Это третий Глава НБУ с которым пришлось работать после назначения в Совет НБУ в октябре 2016 года. Это были разные люди с разным уровнем управленческой культуры и средствами организации управления в НБУ.

Команда Гонтаревой — Смолия — люди с низкой культурой корпоративного управления, большинство которых не имели опыта работы на уровне НБУ (некоторые вообще зав. отделом работали), вульгарные, которые слушали только себя и любовались своей "мудростью". Некоторые из членов правления вообще могли на Конференции с участием членов Совета НБУ и международных экспертов прийти в шортах. После смены руководства НБУ в 2014 году: члены Совета и секретариата НБУ были уволены, Совет НБУ не работал почти 2 года, до 25 октября 2016! И это КОНСТИТУЦИОННЫЙ орган! Я что-то не видел тогда реакции определенных структур и наших международных "наблюдателей" фактически на сознательное блокирование деятельности Конституционного органа, аналогично настоящей на выговор чиновникам, которых сам Совет НБУ и назначил! Я не вижу, что кто-то из нынешних горячих защитников отдельных горе-"реформаторов" задавался вопросом — почему "банкопад" или так называемое "очищение банковской системы" осуществлялось при отсутствии Совета НБУ? И кто должен нести политическую ответственность за препятствование работе Конституционного органа ?; в 2014 году заместители Главы были уволены все; из 26 директоров департаментов сегодня из "старых" остались только 4. И вообще — кто должен нести ответственность за развал государственной управленческой системы, ликвидацию кадрового резерва и т.д. в этот период? Численность сотрудников НБУ уменьшилась с 12 тыс до 5.5 тыс. человек. Количество территориальных управлений сокращено с 22 до 6 отделений. Никто ни в МФО, ни в Европейский суд не обращался и трагедии не делал. Просто честно выполнял свою работу и тихо мирно ушел. Кто хотел восстановиться по решению суда — восстановился (Борис Приходько). Иногда создавалось впечатление, что за период 2014-2019 годов по системе НБУ прошлась орда, которая нанесла непоправимый ущерб как экономике, так и стране в целом. Хотя за авантюрные решения по выведению банков с рынка и увольнения, многочисленные суды, в которые втянули НБУ бывшие руководители — приходится платить средствами, которые могли бы быть перечислены в Государственный бюджет.

В настоящее время, несмотря на то, что Украина продолжает переживать один из самых трудных периодов не только в своей, но и в мировой истории, за короткий промежуток времени Национальному банку под руководством Кирилла Шевченко удалось не только сохранить макрофинансовую стабильность, но и создать основу для постепенного восстановление экономической активности в стране.

Обеспечена последовательность монетарной политики Национального банка. В сентябре 2020 Советом Национального банка были утверждены обновленные Основные принципы денежно-кредитной политики на 2021 год и среднесрочную перспективу, которыми была подтверждена неизменность приоритетной инфляционной цели Национального банка на уровне 5 +/- 1%, но и одновременно была обеспечена возможность Национальному банку применять гибкость режима инфляционного таргетирования для поддержки экономического роста.

Сохранена настоящая, а не формальная институциональная независимость Национального банка и его политики. Свидетельством этого является принятие решений по монетарной политике исходя из баланса их влияния на выполнение основных целей Национального банка — ценовой и финансовой стабильности и экономического роста — и сохранения учетной ставки НБУ на исторически низком уровне — 6%.

Успешно продолжаются переговоры с международными партнерами Украины по вопросам финансовой поддержки экономики Украины для преодоления последствий коронакризиса, в частности Европейским союзом и Международным валютным фондом. Для координации выполнения обязательств Украины 21 октября Правительством была создана межведомственная рабочая группа по координации переговорного процесса с Международным валютным фондом, в которую вошли представители ведущих министерств и Национального банка.

Обеспечена стабильность на валютном рынке, благодаря профессиональной работе Национального банка по поддержке баланса спроса и предложения на иностранную валюту и проведению валютных интервенций в период повышенного давления на обменный курс гривны.

Внедряются международные стандарты корпоративного управления в банковской системе и Национальном банке. Наблюдательные советы государственных банков успешно функционируют и способствуют повышению эффективности управления государственной собственностью в банковском секторе.

Созданы благоприятные условия для цифровой трансформации банковского сектора, повышения эффективности работы банков и улучшения потребительского опыта их клиентов. Возможность интеграции цифровых документов в бизнес-процессы в банках позволит эффективно интегрировать банковскую систему Украины в концепцию "Цифрового государства".

Налажено активное взаимодействие с институтами гражданского общества, что позволяет выстраивать доверие к политике центрального банка и банковской системе.

Смягчены требования к регулированию банковской деятельности, в частности, в контексте оценки банками рисков по кредитам, предоставленным экономическим субъектам, которые понесли потери в результате коронакризиса. Это позволило снизить давление на капитал банков и обеспечить непрерывность потока кредитных ресурсов в реальный сектор экономики.

Активно растет объем депозитов в банковской системе, что свидетельствует о доверии экономических субъектов к банкам и национальной валюте. Несмотря на снижение депозитных ставок, объем гривневых депозитов в банковской системе, начиная с июля, вырос на 6,9%.

Национальный банк продолжает активно поддерживать реализацию государственной программы "Доступные кредиты 5-7-9%", по которой уполномоченными банками уже выдано почти 11 млрд. гривен кредитов предприятиям малого и среднего бизнеса.

При этом, ставки по новым корпоративным кредитам банков находятся на устойчивом нисходящем тренде, который отражает эффект от снижения учетной ставки Национального банка. С июля 2020 средневзвешенная ставка по новым гривневым кредитам корпоративным клиентам находится на однозначном уровне, и в сентябре 2020 была вдвое ниже, чем в предыдущем году (8,9% против 17,7%). Сохранение последовательной политики Национального банка и макрофинансовой стабильности позволит продолжить положительную тенденцию к удешевлению и повышению доступности кредитных ресурсов для национальной экономики.

Приведенный перечень достижений обновленного Национального банка за последний период не является исчерпывающим и продолжает расти. Уверен, последовательность политики Национального банка под руководством Кирилла Шевченко в конструктивном взаимодействии с профессиональным сообществом и международными партнерами позволят решить наиболее насущные вопросы развития отечественной банковской системы: активизация кредитования, урегулирование проблемы неработающих кредитов, повышение конкурентоспособности банковского сектора и его роли в общегосударственных экономических процессах.

Богдан Данилишин, академик НАН Украины

Больше новостей о событиях в Украине и мире на Depo.ua

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme