Конституционный суд отложил выборы на Донбассе в долгий ящик

Конституционный суд Украины наконец-то обнародовал свое заключение относительно толкования понятия "следующая очередная сессия"

Віталій Дяченко

Вот только актуальность этого вопроса за почти два месяца, что прошли от депутатского представления, существенно снизилась. А выборы на Донбассе в рамках Минских соглашений, под которые и писалась самая противоречивая часть изменений к Конституции, и без того выглядят абсолютным призраком.

Сегодня Конституционный суд наконец огласил свое заключение по делу, которое наделало немало шума еще в январе. Изучив мнение "ведущих научных учреждений", судьи ответили на вопрос, как правильно интерпретировать записанную в Конституции норму, что окончательно утверждать изменения к Основному закону парламент может на следующей очередной сессии после предварительного одобрения изменений.

По мнению Конституционного суда, "следующая очередная сессия" – это не обязательно только та сессия, которая идет непосредственно за той, на которой были предварительно одобрены изменения в Конституцию, а любая следующая сессия. Как и любое решение Конституционного суда, это является окончательным и не подлежит пересмотру.

Соответствует ли такая трактовка букве и духу Конституции? Это вопрос для узкого круга специалистов-юристов, и можно не сомневаться, что споры вокруг этого решения еще будут. Нас же сейчас интересуют прежде всего политические и геополитические последствия, а их, честно говоря, очень немного.

Для начала напомним, когда и зачем этот вопрос встал на повестке дня. Накануне 2 февраля этого года, когда должна была начаться текущая сессия Верховной Рады, группа из 51 нардепа от БПП обратилась в Конституционный суд с соответствующим запросом. Сделать этот шаг их подтолкнула ситуация вокруг принятия изменений к Конституции относительно децентрализации, куда входила и скандальная норма относительно "особенностей местного самоуправления" на оккупированном Донбассе, которую радикальные украинские политики разного толка считали "предательством". Эти изменения были предварительно одобрены простым большинством 31 августа 2015-го, а в январе уже становилось понятно, что 300 голосов для окончательного принятия изменений в парламенте явно нет. И на Банковой решили отложить этот вопрос на неопределенный срок, ведь, по большому счету, окончательное внесение изменений в Конституцию не нужно было в первую очередь президенту Петру Порошенко.

Как стало известно depo.ua, в Администрации президента в то время был определенный круг лиц, который активно уговаривал главу государства отказаться от этой затеи. Речь шла в первую очередь о заместителях главы АП Дмитрие Шимкиве и Алексее Филатове, и их точка зрения возобладала.

И действительно, изменения в Конституцию не несли тогда, да и сейчас не несут Петру Алексеевичу никаких дивидендов. Во-первых, он теряет часть своих полномочий в регионах. Что бы там ни вопили об "узурпации с префектами" оппоненты президента, ликвидация облгосадминистраций и передача большой части исполнительных полномочий в облсоветы значительно уменьшают влияние главы государства на политику в регионах, и компенсировать это новыми префектами, очевидно, окончательно не удастся.

Во-вторых, вопрос об "особом статусе Донбасса", хотя в нем нет никакой реальной "измены", усилиями национал-популистов превратился в красную тряпку для большой части населения и голосование в парламенте лишь помогло бы расшатывать ситуацию в стране. Зато всем уже давно понятно, что практической пользы в плане достижения мира на Донбассе от изменений в Конституцию все равно не будет. Минские договоренности, как не выполнялись в полном объеме, так и не выполняются. Нет даже устойчивого прекращения огня, нечего и говорить о контроле над границей или выборах по украинскому законодательству. Поэтому решение отсрочить голосование за изменения в Конституцию выглядело вполне резонным, а определенная коллизия в Конституции позволила это сделать.

Еще один позитив от такого решения заключался в том, что в парламенте уже ожидали "раздачи слонов" под голосование за изменения в Конституцию и каждый из тех, кто в принципе готов голосовать, пытался выторговать себе те или иные преференции при "пакетном переформатировании" правительства, ЦИК и так далее. А нет голосования, нет и торгов, и лишних конфликтов.

Таким образом, после направления запроса в Конституционный суд вопрос изменений в Конституцию успешно лег в долгий ящик, где о нем довольно быстро забыли. Тем временем и Минские соглашения окончательно зашли в тупик, и внутриполитический кризис вокруг непопулярного правительства дорос до таких размеров, что на его фоне вопрос изменений в Конституцию уже не выглядит вопросом номер один, как это было осенью. И если уже тогда 300 голосов под это не было, то сейчас и подавно.

Следовательно, обнародование сегодняшнего решения Конституционного суда лишь закрепляет отложение изменений в Конституцию в долгий ящик, оставляя, правда, гипотетическую возможность вернуться к ним в будущем. Но лишь гипотетическую, ведь очень сложно представить, что в Раде этого созыва найдутся нужные 300 голосов, хоть в течение текущей сессии, хоть на протяжении всех "очередных следующих".

Больше новостей о событиях в мире читайте на Depo.Власть