Замкнутые деньги. Богдан Данилишин о вызовах для экономики на втором году войны

В условиях поступления масштабной внешней помощи важно замыкать новую денежную массу в новых объектах производства товаров и услуг, а не в финансовых активах, оторванных от реальной экономики

Замкнутые деньги. Богдан Данилишин о выз…
Богдан Данилишин – глава Совета Национального банка Украины, доктор экономических наук

 

Год войны… Период героизма и несокрушимости народа, проявление человеческих добродетелей и лицемерия, лидерства и притворства.

 

Год выстоявшей и побеждающей Украины. Год явивший государству и миру преданность Президента Владимира Зеленского, качества военного руководства Валерия Залужного, несгибаемость и веру в Победу народа Украины.

 

Но это год, который показал сильные и слабые стороны нашей государственности, экономической политики, государственного управления.

 

Уже видим, что полномасштабная война в Украине требует пересмотра подходов к формированию политики в сфере государственного регулирования экономики и поиска новых эффективных методов государственного управления.

Ключевыми вызовами для нынешней экономики Украины являются падение производства, рост числа безработных, ослабление устойчивости государственных финансов, угрозы валютной стабильности.

 

Динамика экономического восстановления Украины

 

Украина завершила в 2022 г. 30-процентным падением реального ВВП. Во время Второй мировой войны почти не зафиксированы такие объемы падения ВВП в рамках одного календарного года – см. таблицу ниже.

 

Прирост реального ВВП отдельных стран мира во время Второй мировой войны, % к предыдущему году

 

Страна

1939

1940

1941

1942

1943

1944

1945

США

8,0

7,7

18,2

20,0

19,9

8,4

-4,0

Великобритания

1,0

10,0

9,1

2,5

2,2

-3,9

-4,4

Франция

7,2

-17,5

-20,9

-10,4

-5,0

-15,5

8,4

Италия

7,3

0,6

-1,2

-1,2

-9,4

-18,8

-21,7

Германия

9,4

0,7

6,3

1,3

2,0

2,5

-28,9

Австрия

13,4

-2,6

7,1

-5,0

2,4

2,5

-58,7

СССР

1,9

13,9

-13,9

-23,7

11,3

18,7

-5,2

Япония

13,6

2,5

3,6

0,4

-1,0

1,3

-24,6

 

Источник: Maddison Project Database

 

В 1945 г. ВВП Германии также сократился на 30% по сравнению с 1944 г. Однако экономическая территория Украины и ее рабочая сила в 2022 г. не подверглись таким катастрофическим ударам, как экономика Германии по итогам Второй мировой войны.

 

Падение ВВП Украины на треть нельзя объяснить исключительно военными факторами. Это актуализирует дискуссию по поводу возможной модификации параметров текущей государственной экономической политики для обеспечения ее более оптимального влияния на экономику.

 

Прогнозы дальнейшего роста украинской экономики тоже варьируются в очень скромных масштабах: от +0,3% в 2023 г. до +6,4% в 2025 г. (данные прогноза НБУ). Этого очень мало как в условиях военного времени, так и в условиях вероятного послевоенного восстановления.

 

Так, во время Второй мировой войны экономика Германии росла в среднем на 3,7% в год (1939-1944 гг.), экономика Великобритании за этот же период – на 3,5% в год. После войны темпы восстановления европейских экономик измерялись двузначными числами. Например, среднегодовые темпы реального ВВП за первые 5 лет восстановления Германии составляли +15%, Франции +18%, Италии: +14%, Австрии: +17%, Японии: +10%, СССР: +9%.

 

Особенно интенсивно восстанавливалась экономика Западной Германии. Так, уже в 1946 г. в американской и британской зонах оккупации промышленное производство удвоилось, а в 1950 г. – превысило уровень 1945 г. в четыре раза! Масштабное восстановление производств и создание рабочих мест составило базу макроэкономической и денежной стабильности послевоенной Германии.

 

Риски для экономики

 

Проблема падения производства и рост безработицы – ключевой риск функционирования украинской экономики. Инвестиционное развитие страны затруднено, учитывая военные риски, изъятие трудовых ресурсов в ряды ВСУ, энергетический террор, логистические проблемы. С начала 2023 г. в Украине начала проявляться спираль циклического сокращения выпуска и роста безработицы. По данным опроса НБУ, предприятия планируют сокращать количество занятых, потому что не ожидают роста спроса, а спрос, в свою очередь, не растет из-за сокращения бизнесом зарплат и рабочих мест.

 

Вследствие падения производства усиливаются опасности для государственных денег и валютной сферы. Изменения условий функционирования экономики, в частности, усиления падения ВВП, требуют коррекции в параметрах макроэкономической политики, как фискальной так и монетарной.

 

Разбалансирование сферы государственных финансов происходит в результате сужения налоговой экономической базы и возрастающих потребностей в расходах. Военное состояние экономики привело к прогрессивному наращиванию расходов на нужды обороны, социальную поддержку граждан и восстановление разрушенной войной инфраструктуры. Это увеличивает дефицит бюджета, однако данный дефицит не создает адекватного мультипликативного эффекта для экономики в отличие от условий мирного времени.

 

Валютная стабильность украинской экономики держится на трех элементах: масштабная внешняя помощь, фиксированный обменный курс и валютные ограничения на вывод капитала. Однако сокращение производства и падение его конкурентоспособности подрывает фундаментальные основы устойчивости национальной валюты.

 

Поэтому стране нужна мощная государственная политика поддержки занятости, включающая проекты создания рабочих мест в государственном секторе, стимулирование частного бизнеса, развитие и восстановление инфраструктуры. Приоритет должен отдаваться бизнесам, работающим на обороноспособность страны.

 

Страна должна научиться эффективно использовать имеющиеся финансовые ресурсы. В настоящее время наблюдается непродуктивное наращивание финансовых ресурсов в банковской системе: критическая нехватка ликвидности в государственных финансах и реальном секторе сопровождается ее избытком в банковской системе. Решение проблемы требует пересмотра концептуальной роли монетарной политики, смещения ее акцентов по вопросам поддержки экономического роста с использованием потенциала банковской системы.

 

Украинскую экономику тормозит не только война, но и неоптимальная государственная политика. Пример послевоенной Германии показывает, что в условиях поступления масштабной внешней помощи принципиально замыкать новую денежную массу в новых объектах производства продуктов и услуг, а не замыкать ее в денежных активах, оторванных от производительности реальной экономики. Полноценное обращение денежной массы генерирует новую добавленную стоимость и налоги, что уменьшает потребности прямой эмиссии, способствует улучшению рынка труда, уменьшает риски структурной инфляции.

Больше новостей о событиях в Украине и мире на Depo.ua

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme