Выбьет ли Украина Россию из "Нового шелкового пути"

"Новый шелковый путь" не заменит собой имеющихся транспортных артерий между Европой и Китаем, но может стать для Китая и ЕС средством диверсификации рисков, связанных с Россией

Тарас Паньо
Журналист отдела международной политики
Выбьет ли Украина Россию из "Нового шелк…

Сегодня с Ильичевска в Поднебесную империю отправится демонстрационный рейс контейнерного поезда по маршруту Украина - Грузия - Азербайджан - Казахстан - Китай.

Чи здолає "новий Шовковий шлях" Транссибірську магістраль - фото 1

Кликните, чтобы развернуть

Маршрут является логичным продолжением новой версии "Шелкового пути", и, если повезет, то – транспортной альтернативой российским железным дорогам, которая позволит перенаправить грузопотоки между Европой и Азией в обход территории России. Альтернативой, скажем откровенно, непростой и местами нетривиальной, но при том вполне жизнеспособной.

Конкурировать новому маршруту придется с двумя уже имеющимися основными путями товарооборота.

Первый из них – традиционный морской, через Макао, Аденский залив, Суэцкий канал, огибая Иберийский полуостров – и до крупных немецких портов. Отличается он небольшой стоимостью (поскольку большая часть маршрута проходит по морю) и небольшой скоростью, по тем же причинам.

Второй – это транссибирская магистраль, поток с которой дальше проходит через территорию России, Беларусь и идет на Польшу. Здесь как скорость доставки (чуть больше двух недель), так и ее стоимость заметно выше, чем на морской дороге. Есть еще, конечно, и экзотика – прохождение товарных караванов через Северный морской путь в сопровождении ледоколов, но пока его использование – дело отдаленного будущего.

Что именно может предложить "Новый шелковый путь" китайским и европейским бизнесменам такого, чего не могут дать два имеющиеся маршруты?

Первое и очевидное преимущество "Центрального коридора" - заметно меньшее расстояние, которое придется преодолевать китайским товарам. При том и сам обход российской территории, с точки зрения ЕС, Китая, является фактом положительным, поскольку, в отличие от Кремля, ни Украина, ни Грузия или Казахстан не станут использовать этот транспортный коридор как рычаг давления хоть на Европу, хоть на Поднебесную.

В пользу этой альтернативы говорит и тот факт, что большинство ключевых этапов этого транспортного коридора тоже уже существуют и даже функционируют, хотя использование коридора в режиме "от начала и до конца" еще требует тестирования.

Впрочем, есть у этой альтернативы и определенные недостатки. Среди них: необходимость частой перегрузки контейнеров с товарами, которые ждет три железнодорожных этапа и два морских. Теоретически, учитывая возможности современного портового хозяйства, такие переходы – не слишком большая проблема. Но когда (или если?) по коридору пойдет большой поток товаров, это потребует слаженной работы всех логистических служб нескольких стран.

Впрочем, и путь через Россию для китайских товаров не так чтобы слишком простой. Хотя бы потому, что Китай использует "общемировой" стандарт железнодорожной колеи шириной в 1435 мм, в то время как Россия (впрочем, как и Украина или Казахстан) – "советский", в 1520 мм. Поэтому китайским поездам на длинном пути к Роттердаму тоже придется как минимум дважды менять колесные пары. Впрочем, процедура это несложная и давно отработана – поэтому занимает считанные часы.

Размер "приза", то есть потенциального товаропотока, который может пойти по "новому Шелковому пути", поражает воображение. Ибо если уже сейчас товарооборот между Китаем и ЕС составляет 0,6 триллиона долларов, то в ближайшие 5 лет Пекин обещает сделать все возможное, чтобы округлить эту цифру до 1 триллиона. Да и "чистый" украинский товарооборот с Китаем, хоть и просел вслед за спадом нашего ВВП, в ближайшем будущем может немало подрасти.

Чи здолає "новий Шовковий шлях" Транссибірську магістраль - фото 2

Хотя надеяться, что весь этот океан товаров пойдет по новому пути, было бы наивно. Есть немало грузов, которые выгодно отправлять исключительно по морю – из-за большой массы. Такой, кстати, является заметная часть продукции украинской горно-обогатительной промышленности.

Да и ставить благосостояние Поднебесной в зависимость от одного-единственного нового маршрута в Пекине вряд ли собираются. Тому есть причины подозревать, что китайское правительство сделает все возможное, чтобы "удержаться на трех стульях". То есть обеспечить функционирование всех трех транзитных коридоров. Просто Пекину будет спокойнее, когда ни одна из стран-транзитеров не сможет диктовать ему условия, поскольку два других альтернативных пути будут в состоянии полностью перераспределить между собой товарный поток в случае возникновения каких-либо недоразумений.

И тот факт, что Украина, во-первых, сможет неплохо заработать на таком транзите, и, во-вторых, не бояться, что Кремль попытается блокировать торговые связи между нами и Китаем – достаточный, кажется, стимул к тому, чтобы украинское правительство сделало все возможное для реализации нашей части этого транзитного коридора, и, хотя бы для разнообразия, качественно выполнило свою работу.

Больше новостей о событиях в Украине и мире на Depo.ua

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme