Как сойти с ума на скорости 90 км в час

Накануне третьего этапа чемпионата Украины по ралли "Галиция 2015" корреспондент depo.ua посетил тренировки звезд украинского ралли, победителей предыдущего этапа, экипаж m2motors

Как сойти с ума на скорости 90 км в час…

Роман Козин и Сергей Вансович - автоспортсмены, гонщики, частные предприниматели.

Сергей - штурман, Роман - пилот, и вот уже восемь лет они раллийный экипаж. Ралли - это такое действо, когда перекрывают участок дороги общего пользования и по ней гоняют пилоты на ралли карах, демонстрируя, как можно быстро проехать там, где обычные водители жмут на тормоза.

Як з'їхати з глузду на швидкості 90 км за годину - фото 1

Роман Козин и Сергей Вансович

Уже меньше чем через неделю, 3-4 октября, в Сходнице состоится "экватор" нынешних соревнований украинских раллийщиков - третий этап из пяти, и Роман с Сергеем любезно согласились показать, как они к нему готовятся.

- Ребята, а вы как в "Формуле" с этих кубков шампанское пьете? - мы сидим в m2motors в гараже, обсуждая будущее тренировки, а в углу на полке отражающиеся ряды золотых кубков.

- Они и до сих пор шампанским немного пахнут! - говорит штурман Сергей.

В гараже таких трофеев за семь лет уже почти дюжина. Самая свежая победа - 12 июня во втором этапе Чемпионата Украины по ралли "Ворота Украины", где ребята заняли первое место в классе В 2000 (классы распределяются по объему двигателя).

Сейчас все разговоры только о следующем этапе: дорога почти незнакомая, а перед гонкой, по правилам ралли, команде дадут проехаться ею только два раза. В первый раз пилот рассказывает штурману о поворотах, их расстоянии и градации (угол), тот составляет маршрутный лист (это называется "стенограмма"), а второй штурман начитывает пилоту по своим записям, как ему ехать.

Як з'їхати з глузду на швидкості 90 км за годину - фото 2

Так выглядит стенограмма, которую пишет штурман

- Во время гонки скорость такая, что глаза не успевают передать мозгам информацию и пилот полагается на команды штурмана. Можно сказать, он движется на слух, - объясняет тренер команды, инструктор контраварийного управления Александр Пилотов. - И вот в чем особенность предстоящей гонки: есть трассы, на которых соревнования проводятся из года в год, а по этой трассе команды еще почти не ездили. Не будет эффекта, когда пилот уже более-менее знает дорогу и ему легче. Поэтому сейчас экипажи должны продемонстрировать свою слаженность.

28-ЛЕТНЯЯ "БЕЛКА" ПО ЦЕНЕ КВАРТИРЫ В КИЕВЕ

Примерно десять лет назад Сергея с работы отправили учиться экстремальному управлению автомобилем, он научился, и дело его так затянуло, что стал гонщиком. А в 2008 году затянул на ралли и своего соседа Романа.

- Я Роме сделал предложение поехать со мной штурманом на любительские гонки в Чернигов. Мы их выиграли. Через 2 дня он купил ралли-кар, - смеется Сергей.

- Ой, как я ехал на свои первые гонки, это кошмар! Техпаспорт дома оставил, ключи, только что завещание не составил, - тоже ударяется в воспоминания Роман. - По дороге в Чернигов пачку сигарет скурил. Мне так страшно было. Хотя и сейчас иногда страшно. И сердце "ёкает".

Ралли-кар, который тогда купил Роман, и до сих пор с ними. Знакомьтесь - это "Белка"(Honda CR-X One Generation "Proto").

Як з'їхати з глузду на швидкості 90 км за годину - фото 3

Ей 28 лет, весит 900 килограммов, имеет объем двигателя 1600 кубических сантиметров и стоит как нормальная однокомнатная квартира в Киеве.

И не спрашивайте, "сколько из нее можно выжать", в "Белки" нет спидометра - оторвали и выбросили вместе с магнитолой и прочими цацками, что в ралли только создают лишний вес.

Но ребята все равно откуда-то знают, что их "бельчонок" разгоняется до 175 км/ч.

Машину так назвали потому что девушку, которой она принадлежала, называли "Белкой" и у нее в машине была налеплена саблезубая белочка из "Ледникового периода", - рассказывает Роман. - Затем и белка как-то исчезла. Вообще, кроме каркаса, двух сидений, ручника, рычага переключения передач и приборной панели здесь ничего от той машины не осталось. И легче она стала на 400 килограммов.

Гоняет этот "бельчонок" исключительно на особом спортивном бензине по 3-6 евро за литр. Имеет гардероб из нескольких видов резины для различных видов трасс. Если взяться подсчитывать, сколько денег тратится на ралли, рассказывают гонщики, то лучше... не подсчитывать. Стартовый взнос за участие в одном этапе гонок для класса В 2000 стоит три тысячи гривен, до места гонок надо перевезти ралли-кар, команду, взять с собой желательно 12 колес из спортивной резины, запасной мотор и другие детали.

Комплект огнеопасной одежды: носки, штаны, свитер и подшлемник, комбинезон, кроссовки, руковицы и шлем стоят около трех тысяч долларов. А без этих доспехов к профессиональным гонкам не допустят. Ребята рассказывают, что были времена, когда бедные гонщики покупали одну пару носков на двоих, показывали проверяющему одну ногу, а проверить еще и вторую он не догадывался. Так экономили хотя бы двадцать евро.

При всех этих усилиях на ралли-каре команда проезжает всего где-то 600-1000 км в год. И призового фонда нет - только кубки и слава. Поэтому у каждого в команде есть своя работа, бизнес. Роман, например, работает финансовым директором строительной компании, Сергей - главным автомехаником на производстве.

"ЧИСТАЯ МАТЕМАТИКА"

Колонной из четырех машин приезжаем на тренировочное поле под Гостомелем. Вообще-то, это обычное поле, обрамленное множеством корявых пыльных дорожек - то, что раллийщикам и надо, а большая группа наблюдения идет, чтобы стоять на дорогах и предупреждать возможных прохожих, чтобы три минутки постояли на обочине.

Несколько часов ребята гоняют по полевым дорогам как угорелые, поднимая стены пыли.

Изредка останавливаются и втроем с Сашей что-то живо обсуждают, он меняет Сергея на месте штурмана, 10 минут безумной езды и снова обсуждения. Сегодня Александр тренирует Романа не сбрасывать скорость во время вхождения в поворот.

Як з'їхати з глузду на швидкості 90 км за годину - фото 3

Тренер Александр Пилотов

- Ралли это вам не шахматы, тут думать надо, - часто повторяет Саша свою любимую поговорку. - Это чистая математика. В победе 70% зависит от того, что у тебя под капотом. А еще 30% от того, какой ты мастер. Ралли это действительно математика, ты можешь остановиться, покурить, подумать и выиграть гонки. Потому что ты собрался

- Слушайте, что вас заинтересовало в этом? Гонять туда-сюда одной и той же дорогой, полный рот пыли - в чем интерес?

- Ничего, сейчас увидите, - хищно улыбаются раллийщики. - Проблем с позвоночником, желудком, почками нет?

- Нет, - отвечаю, застегивая ремни штурманского кресла. В салоне ралли-кара в сравнении с обычной машиной сначала непривычно и неудобно. В ноги упирается огнетушитель, "торпеда" напоминает приборную панель старинной машины времени.

Як з'їхати з глузду на швидкості 90 км за годину - фото 4

- Ну что, поехали, - говорит Роман и от этого в своем круглом шлеме становится еще больше похож на Юрия Гагарина. Двигатель хищно урчит, мы трогаемся с места и идем по сельскому бездорожью. Уже на второй кочке становится понятно, к чему были вопросы про почки и позвоночник - ощущение такое, будто тебя привязали к табуретке, прицепили колеса и спустили с Говерлы.

- Это такая подвеска, - объясняет Роман. - Все сделано для того, чтобы машина крепко "держалась" за дорогу. Комфорт водителя то уже второстепенное.

Ускорение, еще ускорение, крутые виражи, полицейские развороты. От восторга перехватывает дыхание. Действительно, описывать впечатления от езды в ралли-каре то же самое, что танцевать об архитектуре - не поймешь, пока не увидишь. Это как мчаться во весь опор на лошади, или выпить двойной эспрессо, или погрузиться в ледяное море на Крещение.

Кстати, шума ралли-кар производит гораздо меньше, чем некоторые обычные "городские" машины.

"МИЛЛИОНЫ ЛЮДЕЙ ВОДЯТ АВТО, НО ЕДИНИЦЫ УПРАВЛЯЮТ"

- Теперь понимаете, в чем восторг? - улыбается Пилотов. Откатав несколько часов, все в поту и пыли ребята возвращаются к гаражу. - Ты же из раза в раз все лучше и лучше едешь. А кто рядом с тобой также все лучше и лучше. И ты его догнать хочешь...

Расплатой за это удовольствие становятся боли в позвоночнике, многие из гонщиков страдают смещением позвоночных дисков. Страдают сердце и сосуды: гонки проходят в основном летом, и если на улице +30, то в машине, во всех раллийных доспехах будет все +70 - управлять машиной в таких условиях все равно что ехать на велотренажере в сауне. В прошлом году в Херсоне штурман еле откачал своего пилота, который потерял сознание от теплового удара. И Роман тогда "сидел" на чае с корвалолом.

Вообще, нагрузка на организм настолько сильная, что для женщин раллийный спорт может вылиться в бесплодие.

- И все равно это лучшее, что есть в жизни, - влюбленно ухмыляются гонщики. Ралли они всерьез называют ралли-зависимостью, с которой невозможно соскочить.

Як з'їхати з глузду на швидкості 90 км за годину - фото 5

Фото с соревнований в Куяльнике

- Когда ко мне приходят учиться, я говорю - давай начнем завтра. А сегодня я расскажу тебе, что тебя ждет. Тебя не понимают друзья, обижаются родные. Жена раз в полгода собирать тебе чемодан под дверь чтобы ты ко всем чертям шел со своими гонками, и ты можешь свой кар даже зарыть, но через три недели придешь раскапывать, - говорит Александр, но в его словах не слышатся нотки сожаления. - Ты понимаешь что твой бич - адреналиновая зависимость. Вот вы сегодня не видели, а Рома пару раз с дороги "выпал", мы уже почти в кустах сидели. Этой дозы адреналина ему хватит на неделю. До гонки дотянет.

- Да, если долго не выезжаем, ломка начинается . Организм кричит, что пора ехать. Ром, помнишь как ты кричал, мол, я эту Белку сожгу? - говорит Сергей

- Я? - Роман смотрит на машину, будто испугался, что тот обидится. - Не мог я такого говорить!

Все смеются.

ТОП-5 МИФОВ О РАЛЛИЙЩИКАХ

1. Во время гонки раллийщики постоянно подрезают друг друга и пытаются спихнуть в кювет.

Намеренно создавать аварийные ситуации во время гонки запрещено. Более того, соперники по автоспорту в жизни приятельствуют, и если один "сломался" на дороге, другой может остановиться и отдать ему свою запасную деталь

2. Раллийщики должны быть стройные и маленькие, как Шумахер.

Но желательно держать хорошую физическую форму. В украинском ралли к весу и росту участников нет никаких требований. Соревноваться может кто угодно, но очень высоким людям будет неудобно, пилот будет утыкаться головой в крышу, поэтому высокие мужчины в основном становятся штурманами.

3. Раллийщики постоянно нарушают правила дорожного движения.

На самом деле гонщики - это наиболее дисциплинированные водители, потому что могут себе позволить погонять на гонках

4. Раллийщики презирают женщин за рулем

На самом деле к женщинам относятся как к "своим ребятам", есть полностью женские экипажи, а есть смешанные, когда катаются мужчина вместе с женой

5. Гонки проходят на скоростях больше 200 км/ч

Средняя скорость гонки 90-120 км/ч, иногда скорость достигает 150 км/ч, но обычно не больше.

 

Больше новостей о событиях в Украине и мире на Depo.ua

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme