Как Кириленко "наложил лапу" на украинские драгоценности

Минкульт ликвидирует статус Музея исторических драгоценностей Украины – по мнению музейщиков, от "реформы" не стоит ждать ничего хорошего

Как Кириленко "наложил лапу" на украинск…

Казалось бы, деятельность Музея исторических драгоценностей Украины, который находится на территории Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника, не должна вызывать лишних вопросов. Музей ведет активную выставочную и международную деятельность, и лишь его основной фонд насчитывает 56 тыс. экспонатов – археологических и бытовых памятников из драгоценных металлов и драгоценных камней. Его называют Золотой кладовой и Золотой визиткой Украины.

Як Кириленко "наклав лапу" на українські коштовності - фото 1

Сформировать столь поэтический имидж было нелегко - коллекция формировалась усилиями 21 украинского музея, которые передавали тематическому "брату" свои самые ценные экспонаты. В итоге, коллекция и впрямь стала бесценной - например, в музее хранятся украшения скифов, в том числе, легендарная скифская пектораль.

Як Кириленко "наклав лапу" на українські коштовності - фото 2

До недавнего времени Музей исторических драгоценностей функционировал как филиал Национального музея истории Украины. Казалось бы, все весьма логично, и если Кириленко и надо было где-то отыскать проблемы и куда-то потратить энергию и усилия министерства, то вряд ли на это учреждение.

Однако в конце октября по Сети разлетелась информация: Минкульт выдал сногсшибательный приказ о ликвидации статуса заведения. "Реформу" готовили в сотрудничестве с новым директором Национального музея истории Татьяной Сосновской. Кстати, назначенная прошлой зимой менеджер уже успела стать причиной нескольких скандалов. Сначала Кириленко упрекали, что у нее нет исторического образования. Затем публика активно запротестовала, когда Сосновская закрыла уникальную выставку изделий из стекла. 

При этом многие деятели культуры считают нового директора, которая до этого возглавляла музей-квартиру Павла Тычины в столице, достаточно толковым руководителем и верят, что она сможет изменить жизнь музея к лучшему. Однако все возмущены  манерой Кириленко назначать людей по собственной прихоти, а не по результатам конкурса, как принято в цивилизованном мире.

Как бы там ни было, сейчас музейщики забили тревогу. Одни видят в грядущих нововведениях желание Сосновской прибрать музей к рукам - мол, вместо двух менеджеров будет один. Но большинство считает, что этим дело не ограничится.

Работники заведения обнародовали открытое письмо, в котором подчеркнули: изменение статуса музея автоматически будет означать и ликвидацию статуса коллекции, а значит – угрожает сохранению самих экспонатов. Иными словами, коллекцию, которую формировали десятилетиями, сейчас могут запросто разбросать по стране и даже по миру, как заблагорассудится.

Несогласие с действиями Кириленко выразил комитет Международного совета музеев (ІСОМ) и работники Национального музея искусств имени Богдана и Варвары Ханенко – их открытое письмо появилось на сайте "Музейное пространство".

"Сегодня в МИКе сложился коллектив специалистов, которые в состоянии качественно организовать работу такого сложного музея. Изменение статуса музея неотвратимо нарушит отлаженную систему работы и приведет к кадровым потерям. Музейное дело в Украине, без сомнения, требует реформ. И является ли целесообразным "реформирование", которое сути станет ликвидацией активного и успешного музейного заведения?" – удивляются музейщики.

Для наглядности напоминают об истории музейного дела в 1920-30-х годах. Тогда активные "реформаторы" так рьяно перевозили экспонаты из одного музея в другой, что просто потеряли половину ценностей в пути.

И здесь на ум приходит банальность: "терять" драгоценности чрезвычайно привлекательно в любые времена. Конечно, трудно представить, как министр под шумок присваивает несколько колец с рубинами, зато чрезвычайно легко допустить, что на это решатся другие. Если и не открыто, то просто оставив драгоценности в составе уже другого музея. Оставив, а затем списав.

Впрочем, как только вокруг нововведения поднялась шумиха, пресс-служба Минкульта поспешила заверить: информация о ликвидации статуса музея - это "утка". Мол, речь идет лишь об оптимизации структуры учреждения и волноваться нечего.

Отметим, что Кириленко уже должен был привыкнуть "отзывать" свои смелые идеи. Так, много неравнодушных киевлян помнят задумку министра превратить музей в Пирогово в кладбище снесенных Лениных. Тогда проект начали так активно критиковать и высмеивать, что министру пришлось взять свои слова обратно.

И если "громкие инновации" потерпели крах, Кириленко принялся дебоширить на менее громогласном музейном уровне.

Як Кириленко "наклав лапу" на українські коштовності - фото 3

Министр продолжает гнуть свою линию, без всяких объяснений устраивая бардак в музейной сфере. Конечно же, музей сохранит статус, а после хаоса наступит новая жизнь с новыми порядками и управленцами. Ведь если старых работников и оставят, то, скорее всего, на менее ответственных должностях - несогласные "топы" никому не нужны.

Одним словом, "неэффективный" руководящий штат поменяют на другой, официально перспективный. И совсем никого не будет волновать ни то, что эти "новые" люди уже протерли с десяток штанов на музейных должностях.

Больше новостей о событиях в Украине и мире на Depo.ua

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme