Ученые нашли огромные горы и пузыри мантии в земной коре

Исследователи из Калифорнийского университета в Беркли используют сейсмические волны для изучения внутренней структуры нашей планеты

Согласно результатам их недавнего исследования, внутренние слои Земли похожи на луковицу, и имеют очень резкие рельефные переходы на глубине от 400 км до 700 км под землей, передает Depo.ua со ссылкой на Новое время.

Среди прочего, ученые обнаружили там настоящий горный хребет, вершины которого могут быть выше Эвереста - самой высокой горы на поверхности Земли (почти 9 км). Эти горные хребты и внешние слои почвы Земли образовываются благодаря раскаленной магме, которая поднимается из глубины планеты.

Самое интересное происходит как раз там - на глубинах около 1000 км под Землей, где расположены огромные пузыри мантии - слоя между корой и ядром Земли. Пару месяцев назад, благодаря современному 3D-моделированию, исследователи обнаружили два таких пузыря, размером с Австралию, которые находятся глубоко под Африкой и под Тихим Океаном.

Сейсмолог Мария Цехмистренко из Оксфордского университета говорит, что эти пузыри или нашарования на ядре Земли могут привести к разрушительным последствиям, вроде извержения супервулканов, когда они пробиваются на поверхность.

Фото: Mingming Li / Arizona State University

Цехмистренко предполагает, что именно такие образований могли образовать полуостров Индостан около 67 млн лет назад, не говоря уже об их влиянии на климат и существование всего живого на планете в это время.

Ученым пока до конца неизвестна природа этих пузырей, поскольку метод исследования сейсмическими волнами позволяет только приблизительно определить их размеры и расположение. Тем не менее, сейсмологи знают, что они могут периодически нагреваться и остывать, меняя свою структуру и плотность.

Подобные пузыри - ничто, по сравнению с ядром Земли, которое представляет из себя раскаленный железный шар, диаметром в 1200 км. Это шар является плотным и цельным только из-за огромного давление, которое оказывают на него внешние слои со всех сторон. А сама температура земного ядра может быть выше, чем температура на поверхности Солнца (около 6000 градусов Цельсия).

Изменения во внутренней структуре Земли и выход на поверхность огромного количества тепловой энергии из ее глубины могут объяснить не только движения наших континентов, но и помочь узнать историю планеты, начиная с периода ее зарождения около 4,5 млрд лет назад.

“Сильный удар извне мог растопить или взбудоражить внутреннюю часть Земли. В результате, отделение жидкости от твердого вещества и материала ядра от материала мантии установило состояние планеты, которое развилось до того, что мы видим сейчас”, - говорит планетолог из Калифорнийского технологического института Дэвид Дж. Стивенсон.

Сейсмологам предстоит еще много работы, ведь пока человек смог приблизиться к центру Земли всего на 0,2%. Этим “приближением является” экспериментальная сверхглубокая Кольская скважина, которая расположена в Мурманской области России и составляет более 12 км.

Напомним, одной из возможных причин разрушения всего живого на Земле является так называемый супервулкан Йеллоустонская кальдера. И хоть вулканологи оценивают вероятность его извержения в наши дни всего в 0,00014%, супервулкан “просыпался” уже три раза с периодичностью приблизительно в 600 тыс. лет, а последнее извержение произошло как раз около 640 тыс. лет назад.