Ученые впервые увидели, как звезда-вампир "ворует" материю у соседки

Европейская рентгеновская обсерватория INTEGRAL впервые наблюдала за тем, как нейтронная звезда начала "воровать" материю у своего соседа – красного карлика

О своих наблюдениях исследователи сообщили в журнале Astronomy & Astrophysics, передает Depo.ua со ссылкой на DT.

Как отмечается, пульсары представляют собой особый вид нейтронных звезд, взорвавшихся остатков сверхновых, от полюсов которых исходят узкие пучки радиоволн. Обычно "новорожденные" пульсары вращаются очень быстро и постепенно замедляются, расходуя на излучение собственную энергию. Но если у пульсара есть сосед, обычная звезда больших или малых размеров, он может снова раскрутиться, став своеобразным космическим вампиром и "воруя" вещество у нее.

Во время исследования ученые изучили необычную вспышки на ночном небе, которые были обнаружена рентгеновским телескопом INTEGRAL в середине августа прошлого года. Когда ученые изучили спектр и поляризацию этих вспышек, и получили дополнительные данные двух других орбитальных обсерваторий – XMM-Newton и NuSTAR, они обнаружили, что на самом деле в этой точке размещен не только красный карлик, но и крайне необычная нейтронная звезда IGR J17329-2731.

В частности, эта нейтронная звезда обладает чрезвычайно мощным магнитным полем, характерной чертой молодых пульсаров, но при этом она делает один оборот вокруг своей оси примерно за два часа, что, наоборот, говорит о ее почтенном возрасте. К тому же, IGR J17329-2731, как показал анализ архивов всех трех телескопов, раньше никогда не была заметна для этих инструментов, что указывает на то, что родилась она совсем недавно.

По мнению ученых, в прошлом нейтронная звезда была белым карликом, который тоже воровал материю у соседнего светила, поглощая его плотный звездный ветер.

В конечном итоге он накопил достаточное количество массы для того, чтобы превратиться в нейтронную звезду, которая начала излучать пучки рентгена высоких энергий в тот момент, когда солнечный ветер красного гиганта довольно сильно замедлился, а материя в нем стала достаточно плотной.

Кроме вспышек рентгена, этот плазменный "дождь" затормозил пульсар и сделал его таким, каким он есть на данный момент.