Сунь-цзы бы плакал: Почему путинское "Ши" - это никакое не "Ши"

Первый переводчик средневекового китайского военного трактата "Искусство войны" Сергей Лесняк в интервью depo.ua рассказал, понял бы Сунь-цзы "стратегические замыслы" Путина, почему российское "Ши" - это на самом деле "Ли", и кто наживается в Шанхае на украинских вышиванках

Сунь-цзы бы плакал: Почему путинское "Ши…

О том, постиг бы Сунь-дзы "мудрость путинской стратегии"

Сунь-цзы пришлось бы напрячься, чтобы понять, что происходит в голове у Путина, что в головах его людей, которые развязали войну с Украиной. Мне кажется, что согласно Сунь-цзы, это совершенно не нужно. Вообще тяжело понять для чего это делается. То есть для огромной страны иметь у себя тоже великий народ, который мог бы их поддерживать - это было бы гораздо стратегичнее, чем народ, который будет ненавидеть эту страну. Это же очевидные вещи...

Сунь-дзи би плакав: Чому путінське "Ші" - це ніяке не "Ші" - фото 4

Про русское "Ши", которое вовсе и не "Ши"

У Сунь-цзы есть такая стратегическая теория, что включает в себя понятие "Ши" - силы стратегического преимущества и понятие "Ли" - просто грубой силы. "Ши" подразумевает, что весь народ работает как одно, масса людей, которая под тобой, для того чтобы достичь победы идеологически в правильном направлении, у них есть общие ценности...

Считается, что когда создаются общие ценности, когда люди, участвующие в войне, чувствуют себя одним целым, то все это имеет долгосрочную ценностный вес, построенный на какой-то внутренней правде для этих всех людей, то этот народ должен победить.

Многие говорили о том, что Путин захватил Крым, используя стратегию Сунь-цзы. Да, это было сделано с определенными шагами согласно Сунь-цзы, но если взять глубже, в глобальном измерении, то это скорее поражение, чем победа.

Потому что не рассматривается ситуация в глобальной конфигурации, а в китайской древней стратегической науке очень важно, чтобы окружающие страны все устраивало так же, как и тебя. И вот этим Путин похвастаться не может.

Кроме того, мне кажется, что на ценностном уровне вся русская идея "поднятия с колен" проигрывает тому, что происходит сейчас с украинским народом, поскольку в определенный момент в Украине происходит мобилизация вокруг единственной идеи, одного видения, этого эфемерного "Ши".

В то же время русская идея завоевания территорий ошибочная с точки зрения Сунь-цзы. К примеру Сунь-цзы был против завоевания каких-либо территорий. В конце концов, получив какую-то территорию, россияне потеряли души многих людей, которые симпатизировали им ранее, они консолидировали что-то в середине, но вокруг получили много врагов, и это очевидный проигрыш. Я не знаю, что должно произойти, чтобы вернулось то, что было раньше. Зачем завоевать территории, когда люди не с тобой на этих территориях. Это генерирование врагов и оно абсолютно противоречит Сунь-цзы.

Сунь-дзи би плакав: Чому путінське "Ші" - це ніяке не "Ші" - фото 5

Об украинском "Ши"

Если говорить о стратегической цели Украины, то речь должна идти не о евроинтеграции или интеграции куда-нибудь вообще, о которой много говорят. Я не считаю, что она должна быть какой-то высшей ценностью. Нам нужно стараться стать лидером во многих вещах независимо от любого союза. Нам необходимо найти потенциал в себе, ибо он у нас большой. Мы не должны кому-то подражать, мы должны устанавливать свои правила, доминантные стратегии, проактивные стратегии, опережающие стратегии, если мы это сможем сделать. Но пока что мы себя так не ведем, мы постоянно реагируем на что-то. Вся современная история Украины - это реагирование на какие-то события и удивление. У Сунь-цзы сказано, что мы должны быть готовыми на 100% к любому событию и должны найти себя и врага. В результате мы ни себя не знаем, ни врага не знаем. У нас нет ни институтов, которые бы исследовали наших соседей, которые могут быть нашими потенциальными врагами. У нас нет ни института России, ни институтов исследования Кавказа, Румынии. Мы ничего этого не знаем, я даже не знаю, где работают наши разведки.

Сейчас Украине нужно вкладываться в науку, в оборону, в изучение, иметь как можно больше информации и научиться с ней работать. Мы абсолютно не имеем никакой информации о внешнем мире, наши разведки должны быть везде. Украина должна быть примером, она должна обрисовать какие-то интересные образы для других наций. Чтобы мы были интересными и привлекательными, мы должны распространять свое культурное влияние.

В Украине должен быть хотя бы один англоязычный канал, который бы мы могли транслировать с конкурентной информацией. Я знаю, что это страшно дорого, но без этого никак. Нужно убрать все российские каналы нашего телевидения. Возможно я слишком радикален, но это просто уничтожает нас изнутри. Сколько украинского населения находится под воздействием вот этого совка.

Надо понять одну вещь, что у нас должны быть инструменты, которые сделают нас конкурентными. В данном случае у нас таких почти нет. Я бы просто сделал то, что когда-то сделали в скандинавских странах, в частности в Швеции: часть телевидения там сделали на английском языке. И Швеция стала англоязычной страной. А это мировая конкуренция на рынке труда. С русским языком, к сожалению или к счастью, мы никуда не пойдем, это нужно понять. Из-за отсутствия доступа к информации на английском наши люди зависимы от постсоветского и не видят себя в другом.

Большая часть мира от нас закрыта, потому что население не видит, не понимает, не читает, не получает информацию другими языками, кроме русского, и мы лишаем себя одного из важных инструментов. Когда японцы спросили у Далай Ламы, как им стать лучше, он им дал совет учить английский. Это очень важная стратегическая вещь, которую мы должны понять, не китайский, не какой-либо еще, а просто английский язык. Это я понял, находясь в Азии.

Сейчас в Китае носителей английского языка больше, чем в Штатах. Не активных, а таких, что могут более-менее составить предложение до кучи. Гонконг вообще англоязычный. Малайзия практически англоязычная, Филиппины англоязычные, там разве что кто-то в лесу сидит и не знает языка. Индонезия - в городах много людей, которые говорят. Сингапур англоязычный, Пакистан, Индия англоязычные. И почти все страны ОСЕАН - это 60 миллионов денежного населения, англоязычные. Это уже важный инструмент.

Сунь-дзи би плакав: Чому путінське "Ші" - це ніяке не "Ші" - фото 1

Перевод Сунь-цзы

Сунь-цзы - это одна из базовых книг в китайской культуре и через нее можно хорошо понять китайский бизнес или политику, и вообще, как думают китайцы. Но этой книги до последнего времени не было украинской. А она мне очень нравится. Я, конечно, не переводчик как таковой. Для меня это было лишь хобби, но я пытался сделать более-менее достойный перевод. Я сначала переводил Сунь-цзы для себя как упражнение, когда учил язык. Это было такое себе довольно полезное упражнение, которое растянулась на несколько лет, а потом возникла необходимость ее выдать. Мы долго шли к этому пути и хотя книга выглядит маленькой, но там столько мороки было...

К сожалению, на русский почти ничего не переведено из базовых китайских книг. Нет конфуцианских канонов, Мэн-цзы, Шан Ян, неоконфуцианства, Дао де цзин также не переведен. Оно может и появляется иногда на украинском языке, но это переводы или с русского, с английского, что в принципе вторичный продукт, но с древнекитайского очень мало, особенно по основным текстам. Я лично не понимаю почему, ведь казалось бы наши востоковеды должны были бы разработать программу и что-то методично делать.

О том, что китайцы знают об Украине и о "стратегическом партнерстве" России и Китая

Китайцы за всем следят и все знают, что происходит в Украине. А вот что касается стратегического партнерства с Россией, то нужно понимать, что китайцы не любят генерировать врагов для себя. В то же время измерения Китая и России не соизмеримы. Я бы очень остерегался говорить, что они полноценные союзники. Китай - это огромная машина и экономика, а Россия на порядки меньше. Есть довольно известный пример - 30% контейнерооборота одного из шанхайских портов равен всему контейнерообороту всех портов России и Украины за год. Вы можете понять, какие товарные потоки только в одном порту.

Китайцы люди обычно миролюбивые и всюду говорят, что война - это крайнее средство, к которому они прибегают. Они любят торговлю, а не войну. Китай - это великая торговая нация, которая очень разбирается в бизнесе и при хороших условиях они могут развиваться очень успешно.

Сунь-дзи би плакав: Чому путінське "Ші" - це ніяке не "Ші" - фото 2

Про китайскую и российскую пропаганду

Относительно же тезиса Сунь-цзы "победить в бою без боя" - это еще и метафора китайской пропаганды. А Китай очень успешен в пропагандистском вопросе. Мы видим, что сейчас делается у нас на телевидении. Мы проигрываем в информационной войне, есть определенные каналы информации и определенные пропагандистские штампы соседнего государства сидят у нас в голове. У нас нет четкого государственного позиционирования, куда мы движемся, мы размыты внутри, а Китай бы этого не позволил. То есть в Китае просто невозможно, чтобы было какое-то источник альтернативной информации до китайского.

Расскажу вам одну историю. Мы с женой и детьми возвращались из Сингапура и везли карту, такую, которая вешается на стену. И мы с этой картой проходим границу, а нас таможенники спрашивают:
- А что это вы такое везете?
- Карту везем.
- А можно взглянуть?
Я им показываю, и они сразу посмотрели, все границы правильно выписаны. Проверили на индийском направлении, а потом посмотрели на востоке. А поскольку эту карту какое-то британское картографическое издательство печатало, они говорят:

- Мы не можем это пропустить, потому что здесь Тайвань другим цветом обозначен, а он должен быть таким цветом, как Китай. Кроме того, Тайбэй указан как столица, а у нас столица только одна - Пекин.

- Я с вами согласен, - отвечаю, - у меня есть маркер как раз нужного цвета, я все зарисую.

Они подумали, у нас состоялся диалог. В конце они попросили меня снять с карты Тайбэй, а затем и Тайвань. Оно выглядит немного курьезно, но с другой стороны я думаю, что это в деталях информационная работа. Даже на таком уровне, печатная продукция проходит в страну, они понимают насколько это важно. У нас всего этого нет.

Сунь-дзи би плакав: Чому путінське "Ші" - це ніяке не "Ші" - фото 3

О цензуре, которая не мешает китайцам получать информацию

Общеизвестный факт - все интернет-ресурсы, что у нас здесь доступны - YouTube, Facebook, Twitter - они все там заблокированы. Но китайцы к этому спокойно относятся, у них есть свои сети. YouTube - это "Юку", Facebook - Вейбо, которые в определенной степени клоны или даже с большими сервисами. В то же время средний китайский класс имеет доступ ко всей информации на самом деле. Страна большая и им надо постепенно доходить до этого открытия. Тяжело спрогнозировать, как будут развиваться события в этом плане, но пока я там жил, оно все больше и больше открывалось.

Сунь-дзи би плакав: Чому путінське "Ші" - це ніяке не "Ші" - фото 6

О национальной культуре и глобализации

Если нет собственной культуры - нет места, где позиционироваться в глобальном мире. Нет собственного продукта. Чем больше ты выдифференцированный в глобальном мире, при чем владеешь каналами информации, через которые можешь это представить, тем лучше для тебя, ибо можно продать свой продукт. А когда собственный культурный продукт размыт, то нечего продавать. Но сейчас мы сами не знаем, какие мы. Мы украиноязычные или русскоязычные? Мы и такие и сякие, мы и красивые и еще что-то. Нам просто надо четко знать, кто мы есть и что мы продаем в глобальном мире, потому что все равно мы не можем размыться в других. Мы население с территорией, которое хочет быть чем-то большим в глобальном мире.

Сейчас Украина имеет много культурных продуктов, которые можно было бы продавать, но есть большая проблема в дистрибуции. Потому что мы сами по себе, и если мы что-то делаем, то мы не транслируем это на языке тех людей, которые могут это понять и купить. Это как-то случайно случается с нами, а мы потом удивляемся.

Сунь-дзи би плакав: Чому путінське "Ші" - це ніяке не "Ші" - фото 7

Украинская вышиванка итальянского производства, которая стоит $1,5 тыс. (фото Сергея Лесняка)

Как-то я гулял по Шанхаю, и мы увидели такую прекрасную вещь. В витрине бутика итальянского бренда украинская вышиванка. Мы посмотрели, среди нас были люди которые смыслят в вышиванках. И эта вышивка стоила $1,5 тыс. в пересчете с юаней. Что такое 1,5 тыс. долларов? Это означает, что наши базовые образы продаются чужими брендами. И всю добавленную стоимость получает кто-то другой. В Украине даже древняя изысканная вышиванка, сделанная техникой, которой уже нет, стоит около тысячи долларов, но нет дистрибуции, нет способа об этом заявить.

Другой случай, который меня вдохновляет и возмущает вместе с этим. Это была одна известная финская дизайнерская компания, которая делала дизайн для их самолетов "Финейр". И однажды какой-то финн любознательный летел самолетом и был в Украине и он увидел очень интересный узор Марии Приймаченко в музее, и подумал, что он его уже где-то видел. А видел он его на самолетах "Финейр". То есть он был взят, дизайнерски обработан и поставлен на самолет. И был целый скандал тогда...

Сунь-дзи би плакав: Чому путінське "Ші" - це ніяке не "Ші" - фото 8

О бизнесовом Сунь-цзы

Так, как мы ведем себя в бизнесе - это модели, заложенные нашей культурой. Но нам надо это изучить, потому что мы не знаем, почему мы так себя ведем. В Китае можно найти много англоязычных книг, как вести бизнес с китайцами, как они себя ведут. А мы не знаем себя, никто этого не описал. Нам надо это понять. Возможно, у нас что-то в середине сидит, о чем мы и сами не знаем. Мы как-то на феноменальных уровнях знаем, что мы только так будем себя вести, но мы не знаем почему, что фундаментальное нами движет.

Во-вторых, мы должны научиться модернизировать нашу культуру таким образом, чтобы она была привлекательной и придавала стоимость для украинского народа и для всех других народов.

Еще другой случай вдохновил. В Украине была написана замечательная книжечка - сравнение украинской и японской деревянной архитектуры. Взяли преимущественно гуцульскую архитектуру и архитектуру храмов и сельскую архитектуру Японии. Если вы посмотрите, вы не поймете где вы - в Японии или на Западной Украине - одни и те же деревянные принципы построения. И один очень известный японский архитектор сказал, что в принципе вся современная успешная японская архитектура основывается на деревянной архитектуре Японии.

Нация нашла механизмы пространственного мышления и выразила традиционные вещи в бетонной архитектуре, которая получает призы, и продает это очень дорого в мире. Почему у нас этого нет? Это определенная культура коммерциализации своих достижений. Как результат - мы не получаем пару миллиардов долларов в год на украинском дизайне. У нас нет пары миллиардов долларов на сервисе, у нас позорный сервис. Съездите в Японию и посмотрите, какого уровня там сервис, а все это добавленная стоимость, потому что люди готовы за это платить. Почему в Японии нет чаевых, это нужно понять. Они просто делают все так, чтобы это было очень хорошо сделано. У меня раз был целый урок, когда во время одного из первых моих визитов я хотел дать чаевые, мне сказали, мол, очень вас благодарим и ценим, но запомните раз и навсегда, что мы в Японии не берем чаевые. Это было сделано очень вежливо, но очень обоснованно.

Фото: Александр Хоменко/depo.ua

Больше новостей о событиях в Украине и мире на Depo.ua

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme