Поп-ит и симпл-димпл: Почему антистресс-игрушки такие популярные и какая от них польза

Симпл-димпл и поп-ит — новые тренды сезона. Дети и взрослые со всего мира увлеклись игрушками, которые напоминают такую любимую многими пузырчатую пленку: вот только она имеет неприятное свойство заканчиваться и не слишком удобная. Между тем компактные силиконовые платформы с пузырьками для продолжения пользования стоит просто перевернуть

Мария Зайчик
Журналист отдела "Жизнь"
Поп-ит и симпл-димпл: Почему антистресс-…

Однако чем вызвано такое массовое увлечение? Всего несколько лет назад земной шар почти захватили спиннеры, теперь — симпл-димплы и поп-иты, что дальше? И чем полезны подобные вещи? Об этом и больше узнавали журналисты Depo.ua.

Что такое поп-ит, симпл-димпл и какая между ними разница

Поп-ит — это игрушка-антистресс, которая выглядит, как толстый аналог пузырчатой пленки (а еще немного похожа на формочки для льда).

Силиконовая панель имеет различные размеры, формы и разное количество "пузырьков". Когда на них нажимают, они издают характерный звук "поп".

Симпл-димпл — это тот же самый поп-ит, но в уменьшенных размерах. Он имеет лишь несколько пузырьков и часто выпускается в формате брелоков. Его можно лопать одной рукой, что удобно во время, например, работы. Впрочем, есть и большие версии симпл-димплов с несколькими пузырьками диаметром до 5-10 см.

Но чаще всего разница между симпл-димпл и поп-ит все же в размерах.

Поп-ит

Как играть в поп-ит?

Кроме банального нажатия на все подряд пузырьки, с поп-итами начали придумывать простые игры: с ними соревнуются на скорость (кто быстрее лопнет все пузырьки), или же по принципу "кто последний тот проиграл" (игроки по очереди нажимают на кнопки, за раз не более трех, и кто лопает последний шарик, тот проигрывает).

Из медицины на прилавки

Поп-иты и симпл-димплы относятся к категории так называемых "игрушек для непосед" (англ. Fidget toys), которые, по идее, должны помогать успокоиться и сконцентрировать внимание. Как минимум, с ними приятно взаимодействовать тактильно и даже смотря на то, как это делают другие, легко "залипнуть". К этой же когорте принадлежат сквиши (поролоновые плотные игрушки с "памятью соприкосновения"), слаймы (игрушки-щупалки из вязкого желеобразного материала) и старые-добрые спинры (о которых все уже забыли).

Подобные игрушки (их вариаций слишком много) широко применяются в медицине для помощи детям с тревожностью или сенсорными нарушениями. Таким детям трудно реагировать на информацию, полученную от органов чувств.

Доктор Уилл Шилд, детский психолог из Университета Эксетера, рассказал ВВС, что подобные сенсорные игрушки существуют уже несколько поколений: "Сенсорные игрушки используются десятилетиями, еще с 1970-х годов. Психологи в Нидерландах создали сенсорные комнаты, чтобы помочь детям с ограниченными возможностями комфортно взаимодействовать со светом, звуками и тактильными объектами. Это помогало успокаивать и расслаблять их во время сеансов терапии".

Он добавил, что сенсорные игрушки активируют одно или несколько наших чувств: зрение, слух, запах или прикосновение. И поэтому, когда мы чувствуем сильную эмоцию — например, испуг или волнение — игра с чем-то, что выглядит, ощущается или звучит иначе, может помочь отвлечь внимание от этой большой эмоции.

И конечно же, запрос на борьбу с тревожностью или другими ощущениями и эмоциями есть не только у людей с когнитивными нарушениями или психическими расстройствами. Запрос на новые тактильные и звуковые ощущения общечеловеческий. Вероятно, этим и объясняется популярность антистресс-игрушек, вместе с их распространением в социальных сетях, в частности в челленджах Тик-Тока (нынче видео с хэштегом pop-it там просмотрели более 3,6 миллиардов раз).

Больших и качественных исследований на тему пользы и влияния подобных игрушек фактически не проводилось, поэтому утверждать об их универсальности в борьбе с тревогой нельзя.

Одно из немногих исследований на пациентах хирургического отделения показало, что стрессовые шарики помогают снять тревогу пациентов во время и перед операциями.

Впрочем, как дети, так и взрослые со всего мира уверяют: такие вещи действуют. При этом отвлекающим фактором от тревожности может быть не только распиаренная в сети игрушка, но и банальная ручка, крышка от бутылки или любой другой предмет, с которым вы тактильно взаимодействуете и который (вероятно) издает определенные звуки.

Спиннер

Сосредоточение внимания

Впрочем, основная функция всех "игрушек для непосед", вероятно, помощь с концентрацией внимания. И если вы еще не лопалии пузырьки симпл-димпла или не крутили в руках спиннер, скорее всего, вы использовали их аналоги: щелкали ручкой, сидя в офисе, крутили в руках ластик, играли скрепкой или даже просто стучали пальцами по столу. По сути все эти игрушки — улучшенная и новая версия старых как мир забав людей с внезапными предметами во время умственного труда или разговоров.

Психологические исследования говорят нам о том, что люди часто пытаются сменить свой опыт и среду, чтобы обеспечить необходимый им уровень стимуляции. Мы по-разному реагируем на внешние раздражители и с разной эффективностью работаем при их наличии.

Так, кому-то комфортно работать и сосредотачиваться в полной тишине, почти стерильных звуковых условиях. Другим людям подходит шумная офисная среда. Кому-то вполне ок работать под громкую музыку и еще и телевизор на фоне, а для кого-то даже лишний фонарь или лай собаки на улице станет достаточно отвлекающим фактором.

И при условии, что "глобальные" стимулы для сосредоточения недоступны: например, вы не можете выйти прогуляться во время совещания, не можете включить громкую музыку, чтобы ваш мозг немного переключился, отдохнул, и лучше сосредоточился, вам может помочь даже прощупывание банальной салфетки.

Некоторые исследования показали, что незначительные отвлекающие факторы могут помочь повысить производительность труда, давая уму передышку, облегчая концентрацию внимания на задании после возвращения в него. Но главное, что отличает условный поп-ит от короткого "залипа" в телефоне — это то, что он используется "для наслаждения от самого опыта", а не для достижения какой-то конкретной цели. Итак, по этой логике, игра в смартфоне, чтобы отдохнуть от работы, не даст такого же эффекта, как сжатие в руках сквиша, лопание "поп-ита" или верчение в руках ручки.

Еще одна работа показала, что шестиклассники, которые использовали мячики для прощупывания (что-то вроде сквишей), меньше отвлекались на уроке.

В труде, который показали на Международной конференции по материальным, встроенным и воплощенным взаимодействиям, Майкл Карлески и Кэтрин Исбистер теоретизировали, что подобные незаметные взаимодействия с предметами — это "игривые, вторичные взаимодействия, способные задействовать взаимосвязь движений тела, аффективного состояния и процесса познания для поддержки первоочередных серьезных задач".

Больше новостей о событиях в Украине и мире на Depo.ua

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme