Музейная революция: Как селфи и Гарри Поттер спасают украинскую культуру

Украинские музеи стремительно меняют репутацию, пытаясь распрощаться с имиджем скучных и академических заведений и превратиться в арт-пространства, в которых просто хочется быть
 

Ольга Черныш
Первый заместитель главного редактора
Музейная революция: Как селфи и Гарри По…

Во многих, даже киевских, музеях все еще действует советская схема: посетителей здесь не ждут. Разве что школьников, которые централизованно закупят билеты и придут в четко оговоренное время. Общение с другими, "залетными" гостями часто начинается с абсурдного "Что вы ищете?" или "Кто вам нужен?". Затем к посетителю приставляется сотрудник музея, который спешит выключить свет в зале, как только гость его покинул. Комфорта и шансов на возвращение не предусмотрено. В частности, именно такое впечатление производит Музей выдающихся деятелей украинской культуры на ул. Саксаганского в Киеве.

Сотрудники настырно наступают гостям на пятки, пытаются продырявить взглядом спину, как будто раньше уже поймали его на краже.


Если вдруг в музее предусмотрена бесплатная фотосъемка, сотрудник, как вот, например, в Государственном политехническом музее, все равно следит, чтобы посетитель не фотографировал слишком много. Потому что слишком много – это подозрительно. "Да, фотографировать можно, но не каждую табличку", - дает волю сотрудница своему комплексу вахтера. "Объясняю же, не каждую табличку", - повторяет, будто это придает ее словам хоть какое-то содержание или вес. В принципе, на сотрудницу можно забить и фотографировать дальше, осознавая свое право. Но, скорее всего, гости приходят не воевать с сотрудниками музея, а в комфортных условиях узнавать новое об этом мире.

К счастью, вздыбившийся иголками и нафталиновый мир понемногу теряет позиции. Кое-где появляются светлые головы, которые понимают, что посетители – это деньги, а значит, есть шанс сделать ремонт и отреставрировать экспонаты своими силами, а не вытаскивая финансы государства. И, в конце концов, именно для посетителей, а не для напуганных всем охранников существует их заведение.

Как противовес всевозможным ограничениям на фотосъемку, в Украине уже несколько лет проводят акцию "День селфи в музее". В течение одного дня селфи в выставочных залах только приветствуются. Как итог, в соцсетях появляется столько фотографий из музеев, как никогда раньше. Таким образом серьезное, и в определенной степени скучное пространство превращают в площадку для игры.

И эта акция далеко не единственная. Depo.ua припоминает, как изменились украинские музеи за последние годы, и каким из них удалось преодолеть в себе "совок".

НОВАЯ АЙДЕНТИКА

Некоторые музеи всеми силами пытаются быть современными и европейскими, меняя собственный образ в глазах общественности. Так, Национальный художественный музей заказал ребрендинг Banda Agency.

"Мы должны сказать и про украинскость, про современность и динамичность музея и, конечно, об искусстве. И первый шаг, который мы сделали тогда — приучили себя, а потом поставили задание - научить страну называть Национальный художественный музей Украины — NAMU — National Art Museum of Ukraine. Потому что когда тебе есть что рассказать о своей истории и своем искусстве, и ты готов рассказывать о нем миру, то и делать это стоит на языке мира", - говорится на сайте агентства

Немало картин зажило новой жизнью, усилиями рекламистов интегрировавшись в современный стиль. От упоминания о музее перестало сводить челюсти от скуки.

Кстати, усилиями архитекторов Алексея Быкова, Александра Бурлака и Павла Величко еще и обновили часть помещений.
 

НЕ ЭКСПОНАТАМИ ЕДИНЫМИ

Постоянная и даже главные экспозиции - лишь часть жизни современного музея.

Так, в Одесском музее западного и восточного искусства ивенты - чуть ли не каждый день. В программе - серия исторических и искусствоведческих лекций. Что более экзотично - заседание "Правозащитного киноклуба". То есть, гости просто просматривают фильмы на правозащитную тематику и обсуждают их с экспертами и активистами.

Занятия для детей также отходят от академизма. Например, на одном из занятий в том же NAMU детям не просто рассказывают про мозаичное убранство Софии Киевской, но и научат их делать мозаику своими руками.

Во время международной акции "Ночь в музее" в Софии детям предложили принять участие в игре-квесте, а также освоить искусство графики - монотипию.

ИСКУССТВО И АКТИВИЗМ

Музеи превращаются в своеобразные общественные площадки и акивно промотируют определенные социальные взгляды. Или просто выходят за пределы привычной роли и отведенной территории. Например, Национальный музей Шевченко вместе с "Киевским метрополитеном" устроил акцию "Квантовый скачок Шевченко", на которой Кобзарь предстал в ипостасях Дэвида Боуи, Джека Воробья, Гарри Поттера и даже Фриды Кало. В самом музее постеры выставлялись с прошлого лета.

Не так давно сотрудники музея посетили Национальный институт рака, где рассказали маленьким пациентам про образы животных в творчестве Кобзаря. То есть, сегодня сами музейщики становятся волонтерами и активистами.

Одесский художественный музей к 8 марта создал коллекцию футболок против стереотипов, связанных с женщинами.

"Музей – это именно то место, где мы видим, как менялись женские образы, лица, характеры, их роль в обществе и истории. И именно здесь можно почувствовать, как они похожи на нас сегодняшних. Мы решили придать голос всем этим женщинам, которые уже сотни лет рассказывают свои истории. Но сегодня они говорят о том, что думаем и чувствуем мы – современные женщины", – пишут в презентации коллекции.

Больше новостей о событиях в Украине и мире на Depo.ua

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme