"Гиперлуп", автобаны и Tesla Gigafactory: Какую транспортную стратегию утвердил Кабмин

Кабмин утвердил Транспортную стратегию до 2030-го года, которая ставит цель существенно изменить Украину

"Гиперлуп", автобаны и Tesla Gigafactory…

Пока украинцы обсуждали смерть, а впоследствии удивительное воскресение Аркадия Бабченко, Правительство утвердило Национальную транспортную стратегию Украины до 2030-го года. Над документом работала команда европейских экспертов и консультантов, Мининфраструктуры во главе и офис поддержки реформ.

Ее активное обсуждение началось год назад. Тогда премьер-министр Украины Владимир Гройсман инициировал разработку единой Стратегии развития транспортной отрасли. Она должна касаться как железнодорожного транспорта, так и автодорог, портов и авиасообщения.

Стратегия-2030 пришла на смену планированию до 2020-го года и является единственным государственным планом, который рассчитан на такой длительный период - 12 лет. Те цифры и проекты, которые указаны в Стратегии, на самом деле очень амбициозны. Правда, в ней немало смешных моментов, которые вряд ли удастся реализовать в такой короткий срок. Например, инфраструктура для беспилотных авто, любимая "фишка" Владимира Омеляна "Гиперлуп", умные дороги, которые будут генерировать электричество... Об этом мы еще поговорим отдельно.

Начнем с хорошего.

Что предлагается создать

Стратегия-2030 предлагает создание новой реальности вместо восстановления старой. И предусматривает модернизацию всей социосистемы "Украина", превращение государства в развитую, высокотехнологичную и инновационную страну, модернизацию сознания через модернизацию технологической среды.

Автодороги

До 2030-го года в Украине должны построить 10 новых автобанов с востока на запад и с севера на юг. Строительство первой автодороги должно стартовать в 2019-м году в направлении Киев - Белая Церковь. Главный приоритет - строительство автомагистралей от украинских городов до границ стран-членов ЕС. Они протянутся от Сум, Харькова, Днипра, Одессы, Николаева, Луганска и Донецка (сейчас оккупированы "Л-ДНР"). На них будут установлены более 100 автоматических систем контроля веса. Если это удастся воплотить в жизнь, то украинцу понадобится всего 10 часов на пересечение Украины в любом направлении (с севера на юг и с востока на запад).

К этому также прилагаются проекты Go Highway, который должен соединить украинские черноморские порты Николаев и Одесса с польским Гданьском на Балтийском море, автотранспортный маршрут Via Carpatia, который должен соединить страны Северной и Южной Европы, о сотрудничестве относительно которого мы договорились с Польшей (Клайпеда-Вильнюс-Минск-Киев-Одесса-Рени через территорию Румынии, Болгарии до Греции).

Кроме этого, в Стратегию-2030 включены планы по строительству новых дорог Вена - Будапешт - Львов - Киев - Харьков - Донецк; Киев - Керчь и Полтава - Днипро. Как видим, документом рассматриваются варианты деоккупации Донбасса и Крыма. В итоге мы должны получить единую транспортную и инфраструктурную сеть с Европейским Союзом.

Эффективность грузоперевозок должна возрасти на 35%, а количество транспортных средств должно уменьшиться на 22%. Почти 6 млрд евро будут инвестированы в модернизацию автомобильного грузового транспорта. К тому же, с дорог должны исчезнуть маршрутки - благодаря созданию рыночных стимулов для комфортабельного транспорта.

Значительное внимание уделено также безопасности на дорогах. Планируется, что травмы на автодорогах уменьшатся на 90%, а детская смертность исчезнет вообще. На безопасность дорожного фонда будет выделено 35 миллиардов гривен. Трудно представить, каким образом за эти деньги и чисто технологически удастся свести к 0% смертность детей на дорогах, если этого не удалось сделать даже ЕС со всеми ограничениями скорости и безопасностными моментами. За последние 10 лет на дорогах Евросоюза погибло 8100 детей. Об этом можно почитать вот здесь.

Аэропорты

Планируется, что количество аэропортов с нынешних 19-ти в 2030-м году вырастет до 50-ти. Пассажиропоток региональных аэропортов должен вырасти (сейчас 98% пассажиров используют 7 аэропортов). В будущем 50% украинцев должны пользоваться воздушным транспортом, поскольку более 50% перевозок будут обеспечивать лоукостеры, то есть, снизится стоимость полетов. Добраться до ближайшего аэропорта из любой точки страны можно будет за час.

Аэропорт "Борисполь" должен обслуживать 36 млн пассажиров в год, а Львовский аэропорт - 3,5 млн. Из всех украинских аэропортов можно будет летать по 350 направлениям.

Железнодорожный транспорт

Парк локомотивов "Укрзализныци" за 12 лет должны обновить на 100%. Для этого будут привлекаться Крюковский завод, General Electric, Bombardier, Greenbrier. Инфраструктура и пути должны принадлежать государству. А вот локомотивы и подвижной состав может быть как государственным, так и передаваться в частную собственность.

Средняя скорость на дороге должна составлять 150 км/час. Скоростные направления Киев-Одесса, Киев-Львов, Киев-Харьков и Киев-Днипро должны соединять с ЕС. А по финансовым показателям "Укрзализныця" должна войти в ТОП-5 в мире.

Украина должна стать хабом между Европой и Азией. Планируется строительство и адаптация транспортных коридоров международного транспортного проекта "Новый шелковый путь".

Моря

Должна заработать система "единого портового окна", которая предусматривает автоматизацию, сокращение времени на оформление грузов, уничтожение коррупции.

30% трафика грузоперевозок в Черном море должны обслуживать украинские порты.

Возрождение речного транспорта - 50 миллионов тонн грузов должны перевозиться баржами по украинским рекам. Для примера, 1 млн тонн, которые будут перевозиться по рекам, сэкономят дорожному фонду 800 млн гривен.

Украинские морские порты должны быть в ТОП-100 лучших в мире по показателям контейнерной транспортировки.

Инновации, транспорт и сомнительные моменты

А теперь поговорим о том, что вызывает слишком много сомнений. Во-первых, знаменитая мечта Владимира Омеляна "Гиперлуп". От нее он решил не отступать и в Стратегии-2030, даже после "троллинга" в соцсетях, когда впервые заявил о ней год назад.

Более того, целых 5 из 11 запланированных в общемировой системе скоростного транспорта "Гиперлуп", согласно Стратегии-2030, будут проходить через территорию Украины. Когда-то уже подсчитывали, что тестовая площадка для "Гиперлуп" в Днипре обойдется чуть ли не в $8,5 млн. При этом, на все инновационные проекты и Стратегию запланировано привлечь $60 млрд инвестиций. Безусловно, если мы говорим исключительно о путях (вакуумные трубы), которые будут строиться на средства партнеров - здесь все прекрасно. Ибо, если мы хотим строить "Гиперлуп" сами и зарабатывать на этом, нам понадобятся поезда (капсулы на магнитной подушке), которые смогут развивать скорость свыше 300 км/ч и пути для них. Тестовую трубу хотели проложить между Днипром и Киевом. Впрочем, билеты на такой транспорт уже сейчас могут стоить до 4 тыс. гривен, что совсем не соответствует платежеспособности населения. И при общей изношенности железнодорожных путей это будет напрасным расходованием средств.

Беспилотные автомобили и умные дороги - это еще одна мечта, которая пока что в тестовом режиме даже в передовых странах, включая США. Есть слишком много моментов в использовании беспилотных автомобилей. Для нашей страны, где на дорогах существуют проблемы с разметкой, сомнительно замахиваться на сооружение умных дорог, где беспилотники автомобили, которые сейчас находятся на испытаниях в разных странах, до 2030-го года выедут на улицы. Потому что без специальной разметки они не ездят...

К тому же, в Украине должны появиться дороги, которые будут генерировать электроэнергию. Нечто подобное уже делают в Китае и странах ЕС. Вместе с тем, запланировано внедрение автоматической системы контроля трафика и единого электронного билета на все виды транспорта. Последнее никак в столице внедрить не могут, не говоря уже про всю страну.

Более 50% автомобилей на рынке продаж должны быть электрокарами. К тому же, в Украине должны быть построены два новых завода по производству электротранспорта. А в городах появятся, согласно плану, 100 новых единиц электрического общественного транспорта.

И еще одна мечта - огромная Tesla Gigafactory в Украине. Завод по производству литий-ионных аккумуляторов. Это очень вписывается в стратегию развития электротранспорта. Но пока такой завод Tesla строит в Индустриальном центре Рено Тахо, в Округе Стори, Неваде, США. И стоит он $5 млрд. У нас есть залежи литиевых руд на Донбассе. В теории, переговоры вести можно, правда, здесь важной составляющей является логистика. Для завода в США литий будут поставлять из Мексики. Сейчас вторую Gigafactory, по неофициальным данным, планируют строить в Японии.

К реализации всех проектов, которые есть в Стратегии-2030, будут привлекаться передовые мировые компании.

Деньги и что будет

Как уже говорилось, на реализацию планируется привлечь $60 млрд инвестиций. Для примера, в Одессе на постройку новой взлетно-посадочной полосы нужно около $150 млн, окружной одесской трассы - $100 млн и бетонной дороги Одесса–Николаев - $150 млн.

В целом, документ, который утвердил Кабмин, является революционным. Такой масштабной государственной стратегии у нас еще не было. Впрочем, сделать презентацию - это один момент. Воплотить ее в жизнь в полном объеме будет сложно без единой государственной экономической стратегии. С этим гораздо труднее. За 12 лет у нас трижды пройдут выборы (планируются в 2019, 2024, 2029 годах). И реализовать Стратегию возможно по двум вариантам: если нынешние представители власти, которые инициировали Стратегию, останутся до 2030-го, или же при неизменности курса власти независимо от ее представителей. Потому что различных стратегий в Украине было очень много, но их реализация часто хромала.

В любом случае, даже выполнение 50% пунктов Стратегии-2030 в части автодорог и транспорта уже существенно улучшит ситуацию в Украине как в экономическом плане, так и в инвестиционной привлекательности.

Больше новостей о событиях в Украине и мире на Depo.ua

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme