Бум на электросамокаты: Где они имеют право ездить

В крупных украинских городах - бум на электросамокаты. Все благодаря тому, что на рынок врывается все больше прокатных фирм

Мария Зайчик
Журналист отдела "Жизнь"
Бум на электросамокаты: Где они имеют пр…

Один из последних примеров — компания BikeNow, которая запустила сервис с электросамокатами лишь несколько дней назад (компания известна своими стоянками с прокатом велосипедов).

В целом же, например, в Киеве, включительно с этой компанией в настоящее время действуют 6 фирм: Bolt, Scroll и Kiwi, специализирующихся только на электросамокатах, а также Veliki и "Цитрус прокат", у которых в подобную аренду можно взять и электросамокаты, и велосипеды.

Людям, особенно молодежи, нравится: это удобно, довольно дешево (в среднем цена на разблокирование электросамоката — 8-10 грн, а стоимость каждой последующей минуты его использования — от 1,90 до 4 грн)

Рассчитаем условную поездку длиной в 10 км по максимальному тарифу — 4 грн. 10 * 4 = 40 + 10 (стоимость разблокировки самоката) = 50. По минимальному тарифу 1,90/км сумма за такое расстояние вообще составит 29 грн.

В такси средние расценки — 7 грн/км, а стоимость минимальной поездки (до 1 км) — 40 грн. Получается 40 + 7 * 9 = 103 грн. И это, конечно, не в час пик.

В общем, экономические выгоды очевидны. Очевидны также выгоды логистические — в Киеве слишком легко застрять в пробке, а юркие электросамокаты без вопросов обойдут массивные автомобили, выедут на велодорожку, рвонут через лес или вообще поедут по пешеходному тротуару ...

Стоп, что? Так электросамокаты имеют право ездить всюду, где это только возможно?

И да, и нет. Сейчас законодательно водителям электросамокатов ничего не разрешено и ничего не запрещено в смысле ПДД, потому что в правовом поле их просто не существует. Физически они с успехом катаются где угодно, а вот юридически — это почти привидения.

Итак, сейчас имеем ситуацию, когда все ездят так, как заблагорассудится, что приводит к как минимум дискомфорту для окружающих, а в худших случаях - к полноценным ДТП.

14 мая в центре Львова молодой человек на электросамокате сбил 83-летнюю женщину, которую в итоге с травмами доставили в больницу.

15 мая в Запорожье "скорая" забрала водителя электросамоката, который упал с транспорта на ходу и травмировал голову. Подобным образом около двух недель назад парень из Одессы проломил себе череп.

26 мая во Львове водитель автомобиля сбил мужчину на электросамокате, который резко выехал на пешеходный переход.

Подобных случаев куда больше, только о части из них пишут в СМИ и на официальных каналах правоохранительных органов.

Так что же делать?

Потуги "легализовать и обуздать" портативный электротранспорт в верхушке государственного управления уже были — впрочем, пока до сих пор не закончились успешно.

В Верховной Раде еще в прошлом году зарегистрировали, а впоследствии и приняли в первом чтении законопроект 3023. Впрочем, дальше дело не пошло, и мы до сих пор не имеем никаких правил, регулирующих перемещение электросамокатов.

Электросамокаты

Что будет, если законопроект примут

В случае принятия данного законопроекта произойдут следующие изменения (по крайней мере, на бумаге).

Пользователи электротранспорта будут ездить по велодорожкам или краю проезжей части.

Запрещено будет пользоваться электротранспортом навеселе.

Запрещено пользоваться телефоном во время движения на транспортном средстве.

Ночью водители электросамокатов должны будут организовать светоотражатели на своей одежде, а на самом самокате нужно будет включить фару (фонарик).

Кроме этого, в кодексе Украины об административных правонарушениях появится понятие "пользователь персональным легким электротранспортом", а следовательно водителя электросамоката можно будет привлечь к административной ответственности в случае нарушений ПДД, а в случае ДТП — и к уголовной ответственности.

В общем, все эти правила весьма напоминают правила для велосипедистов, и будут практически идентичны им.

Как электросамокаты прижились в Европе

Бум на электросамокаты пришел в Украину лишь на несколько лет позже, чем в страны ЕС, где этот вид транспорта уже успели приручить.

Так, в 2019-м электросамокаты добавили в ПДД Франции. Минимальный возраст для пользования ими в стране — 8 лет, до 12 лет обязательно ношение шлема. Ездить по тротуарам нельзя, ограничения скорости на дорогах составляет 20 км/ч. При этом страна регулирует и количество самокатов: разрешение на прокат предоставлено только трем операторам, чтобы самокаты не вызвали коллапс транспортной системы.

В Германии лицензия на прокатную фирму электросамокатов доступна, если:

максимальная скорость средств не может превышать 20 км/ч;

установлены передние фары и боковые отражатели;

установлены два тормоза, которые работают независимо;

установлен звонок или сигнал, который можно использовать для предупреждения других участников движения о приближении.

Эти правила касаются использования самокатов на дорогах (по тротуарам ездить нельзя).

В начале 2020 года регуляции относительно электросамокатов обновила Италия: минимальный возраст использования — 14 лет, до 18 лет обязательно надевать шлем. Электросамокаты могут двигаться с максимальной скоростью 25 км/ч по проезжей части, где разрешено использование велосипедов, и 6 км/ч в пешеходных зонах.

Жестче к вопросу подошли на Мальте: после кучи транспортных происшествий с участием электросамокатов пришлось ввести их государственное регулирование. Теперь водители портативного электротранспорта должны быть не моложе 18 лет, иметь водительские права и быть застрахованы. Ввели и налогообложение: одноразовый регистрационный сбор в размере 11,65 евро, а также ежегодный лицензионный сбор в размере 25 евро.

В Бельгии теперь разрешено ездить на электросамокатах по дорогам общего пользования, если их скорость ограничена 25 км/ч, что соответствует требованиям электровелосипедов.

В Швеции электросамокаты должны иметь тормоза, звуковое предупредительное устройство, а водители моложе 15 лет должны носить шлем.

В Испании национальное управление дорожного движения устанавливает ограничение скорости для электросамокатов в 25 км/ч и требует, чтобы они были застрахованы.

В общем, европейская практика приближает электросамокаты к велосипедам и в целом признает их полноправными членами дорожного движения, правда с куда более жесткими ограничениями по скорости. Впрочем, эти ограничения уже касаются и Украины, и регулируются, собственно, прокатными фирмами. Например, разогнаться на самокате, арендованном у Болт, у вас просто не получится: его скорость ограничена 25 км/ч.

 

Больше новостей о событиях в Украине и мире на Depo.ua

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme