Справка и "евробляхи": Какой законопроект для еврономеров хочет власть

Несмотря на регулярные встречи и поиски компромисса в парламентском комитете по вопросам налоговой и таможенной политики, власть и активисты "Авто Евро Силы", представляющие евробляхеров, еще далеки от финала. Но уже близок законопроект

Андрій Коваленко

На последнем заседании в среду председатель Комитета Нина Южанина, активисты "Авто Евро Силы", а также представители Минфина, бизнеса и нардепы обсуждали в частности молдавский вариант для украинского вопроса евроблях.

Саму встречу Нина Южанина начала с того, что не только владельцы авто на еврономерах объединяются для защиты своих прав. Остальная часть общества также организовалась и через ассоциации, такие, как Европейская бизнес ассоциация, американская торговая палата, защищают собственные права, демонстрируя на встречах с президентом и премьером беспокойство в связи с незаконным ввозом на территорию страны "евроблях".

Таким образом Южанина словно намекнула, что на каждую силу может найтись и другая, поэтому лучше бы искать компромисс побыстрее. Это же в интересах самих "бляхеров".

Относительно компромисса - Южанина еще раньше говорила о примере Молдовы, который Depo.ua ранее подробно описывал. К этой встрече активистам даже предоставили молдавский законопроект, который решил в стране подобную нашей проблему.

План "Молдова"

В Молдове в 2016-2017-м годах решили, что настало время бороться с "евробляхами". Владельцам авто на еврономерах дали полгода на то, чтобы растаможить свои машины. Они должны были заплатить 30% от ставки акциза, ввозную пошлину и НДС от стоимости автомобиля. Также была возможность получить 70% скидку, если авто было ввезено до 1 ноября 2016-го. Но нужно было оплатить так называемую "виньетку" - дорожный сбор (1 евро в день, 180 евро - полгода). Ограничения по году выпуска были сняты - машины старше 10 лет облагались акцизом как и 10-летние. Отменили также обязательное предоставление сертификата.

Молдаване могли ездить на "евробляхах" в течение полугода, а если режим нарушался, то полиция за счет владельца эвакуировала машину до границы - 15 евро за каждый километр.

Сейчас в Молдове максимально допустимый возраст для растаможки авто составляет 7 лет, а по правилам 2016-го он составлял 10 лет.

Почему все сложно

Когда в Украине говорят о молдавском сценарии, то стоит помнить, что у нашего соседа есть техосмотр. В Украине же, согласно договоренностям относительно евроассоциации, он должен заработать с 2020-го года. И тогда одно из самых главных требований активистов- "евробляхеров" - отмену стандарта Евро-5 (невозможность растаможки авто старше 2010-го) - в теории можно будет выполнить.

Сейчас же активисты на Комитете просили предоставить им какой-то законопроект, не молдавский, а наш, с которым они могли бы говорить с обществом. Уже после встречи представители "Авто Евро Силы" отмечали, что сейчас законопроект для Украины имеет две части. И вторая предусматривает большое количество ограничений, запретов и полномочий, например, для полиции - действовать против владельцев авто на еврономерах. Осталось только тщательно проработать первую часть - с правилами и разрешениями, чем они и будут заниматься.

Власть предлагает активистам одноразовую акцию. Они смогут растаможить собственное авто, которое уже въехало в Украину, независимо от года выпуска и стандарта. Вполне возможно, что речь будет идти о машинах не старше 2000-го года выпуска.

"Мы можем сделать акцию для машин, которые въехали до 1 января 2018 года, но, чтобы их растаможить, вы должны быть их владельцами. Вы можете выехать и пройти все таможенные процедуры", - сказала Южанина.

Сейчас же украинцы в основном ездят на евробляхах по доверенности.

Кроме этого, Южанина предлагает предоставить 70% скидку на акциз тем украинским евробляхерам, которые смогут предоставить справку о получении дохода на территории Украины, с которого уплачены налоги в сумме от 2 тыс.евро. Мол, если "евробляхер" не платит в бюджет, то почему ему нужно предоставлять такие преимущества в сравнении с другими украинцами.

Также является возможным применение базовой ставки за растаможку в сумме 800 евро.

В "Авто Евро Силе" обещают прописать собственные предложения к следующей встрече. Она должна состояться на следующей пленарной неделе.

Впрочем, компромисс найти будет трудно. Например, в "Еврокаре" против растаможки с 70% скидкой на акциз, а также отмены стандарта Евро-5 на постоянной основе - разовое разрешение на растаможивание всех "блях" там поддержали. Похожую позицию занимает большинство оппонентов "евробляхеров".

Активисты на еврономерах, в свою очередь, выступают за автомобилизацию, отмену взимания акциза и пошлины при ввозе подержанного авто в Украину, а также нормы Евро-5 на постоянной основе. Чтобы каждый украинец мог себе позволить привезти и растаможить дешевую иномарку из Европы. То есть, нужна не разовая акция, а стабильный Закон, который решил бы этот вопрос навсегда.

Пока этот момент выглядит скорее невозможным, чем наоборот. И чем дольше затягивается процесс, тем больше организованных оппонентов появится у "евробляхеров". "Авто Евро Сила" объединяет сотни тысяч владельцев еврономеров по всей стране, поэтому с ними сейчас говорят. Впрочем, первая часть законопроекта, в которой они пропишут собственное видение правил растаможки "евроблях", еще на долгое время рискует стать камнем преткновения в решении этого вопроса. Потому что условия "евробляхеров" не устраивают власть и бизнес. Так же, как и условия власти не подходят активистам. И они будут настаивать, что раз вторая часть законопроекта с запретами и наказаниями является неприкосновенной, то их первая должна быть такой же.

Читайте также: "Железный занавес": Почему "молдавский план" власти для "евроблях" провалится

Больше новостей о событиях в мире читайте на Depo.Жизнь