Черная пятница: Как и когда можно возвращать товары, которые вам не подошли

В 2021 году Черная пятница запланирована на 26 ноября, однако большинство магазинов начинают распродажу заранее. Расскажем, что делать, если товар вам не подошел и хотите его вернуть

Тима Печерская
Журналист отдела «Жизнь» и отдела «Новости»
Черная пятница: Как и когда можно возвра…
Фото: Instagram

Depo.ua предлагает узнать немного больше о правах покупателей и правилах возврата товаров в магазины.

Как возвратить товар в Украине: правила возврата покупок

покупки

Все, что касается возврата товаров в Украине, регулируется Законом Украины "О защите прав потребителей". Не стоит забывать, что у покупателя есть право обмена товара или его возврата, правда, при некоторых условиях.

Как возвратить товар надлежащего качества

Товар надлежащего качества – это товар, соответствующий заявленным характеристикам и не имеющий недостатков. У покупателя может быть множество причин для возврата – не тот цвет, форма, вид.

Качественные товары можно возвращать при следующих условиях:

  • в течение 14 дней с момента приобретения;
  • при наличии чека;
  • если он не входит в список товаров, которые нельзя возвращать;
  • вы не пользовались им;
  • он сохранил товарный вид, сохранил все пломбы и ярлыки, не был поврежден;
  • он не был в употреблении;
  • он упакован в том виде, в каком вы его приобрели.

Следовательно, если приобретенный товар соответствует всем вышеперечисленным критериям, для его возврата или обмена вы должны взять чек и документ, удостоверяющий личность. Обычно процедура несложная: продавец осматривает товар, утверждает, что с ним все в порядке и предлагает составить заявление на возврат средств или обмен. К заявлению прилагается товарный чек (на всякий случай лучше сделать копию чека и оставить его себе – ред.). Чаще всего, если платили картой, деньги в течение нескольких банковских дней должны поступить на счет, наличные же отдают сразу.

Вернуть товар, которым вы пользовались, не получится, только если он окажется ненадлежащего качества.

Как возвратить товар ненадлежащего качества

В Законе Украины "О защите прав потребителей" есть раздел, посвященный товарам ненадлежащего качества. По документу, в случае ненадлежащего качества товара, продавец должен пропорционально уменьшить его цену для покупателя, устранить недостаток, обменять на товар надлежащего качества без доплат, возместить деньги на устранение недостатка или вообще вернуть деньги.

Основой для таких действий является чек, расчетный документ или гарантия (технический паспорт товара, утверждающий данные о дате приобретения и гарантийном сроке). Возврат товара ненадлежащего качества также должен состояться в течение 14 дней с момента приобретения или по гарантии.

Вы обращаетесь к продавцу, информируете про товар ненадлежащего качества и демонстрируете документы на него. Продавец должен принять некачественный товар. Если товар крупногабаритный (от пяти килограммов) – доставку должен оплатить продавец. Кстати, подобная норма действует и для тех же онлайн-магазинов.

В случае, если речь идет об электротехнике или бытовых приборах, продавец устраивает проверку, по чьей вине возник недостаток. Покупатель имеет гарантированное право участвовать в проверке товара.

Экспертиза должна быть устроена в течение трех рабочих дней с момента получения товара ненадлежащего качества покупателем.

Если вина продавца доказана, то покупатель имеет право:

требовать возврата средств за товар ненадлежащего качества;

требовать замены товара ненадлежащего качества;

- требовать ремонта товара ненадлежащего качества (в течение 14 дней неисправности должны быть устранены – ред.).

Если экспертиза доказала вину покупателя, то за такой товар продавец не несет ответственности. Компания или магазин могут предложить сервисный ремонт за деньги покупателя. Также продавец имеет право требовать возмещения со стороны покупателя за экспертизу и доставку товара, если таковая осуществлялась на средства продавца.

Покупатель может оспорить результаты гарантийной экспертизы в судебном порядке.

Какие товары нельзя возвращать

В настоящее время потребители должны пользоваться Перечнем, который был утвержден еще в 1994-м году Кабмином. Речь идет о товарах надлежащего качества, которые нельзя возвращать:

  • продовольственные товары
  • лекарственные препараты
  • предметы личной гигиены
  • товары для новорожденных
  • некоторые категории детских игрушек
  • ткани, которые продают метрами
  • ковровые изделия, продающиеся метрами
  • скатерти и клеенки, которые продают метрами
  • нижнее белье
  • постельное белье
  • печатные издания
  • пиломатериалы
  • инструменты для маникюра
  • ювелирные украшения

Внимание! Есть случаи, в которых можно вернуть и продукты из указанных категорий. К примеру, если вы приобретете молоко, а дома окажется, что оно просрочено, или если вы приобретете сливочное масло с плесенью. Просто всегда храните чек и не ленитесь возвращать испорченное в магазин. Вам должны вернуть деньги или заменить на товар надлежащего качества.

Собственный опыт. У журналиста Depo.ua был опыт, когда провизор в аптеке пробил антибиотик, стоивший под тысячу гривен, однако положил в пакет лекарство другой дозировки, которая мне не подходила. Как только я заметила ошибку, сразу вернулась в аптеку. Конечно, у меня был чек при себе. Провизор принес извинения и заменил лекарства.

Другой случай из аптеки доказал, что провизор не знала своих прав, а я не знала своих. Я заказала лекарство, мне его пробили, я отдала деньги. Пока провизор клала лекарства в пакет, мне позвонила врач и сменила назначение. Я попросила вернуть деньги, однако товар уже был произведен через кассу. Провизор долго спорила и ругалась, но деньги вернула. Как я понимаю теперь, я де-юре не имела права этого требовать.

Как вернуть товар без чека

Возьмите за привычку всегда брать чек, при любых условиях. Неважно, купили ли в онлайн-магазине или приобрели в обычном. Однако даже если нафейлили или просто потеряли чек, можно прийти в магазин, где совершили покупку, и написать заявление на имя директора о желании получить копию товарного чека. Сейчас уже магазины должны быть обеспечены расчетно-кассовыми аппаратами, а продавцы – хранить кассовые ленты с данными о продаже товаров в течение трех лет.

Если администрация магазина не желает идти навстречу, требуйте запись с камер наблюдений. Это доказательство может быть использовано в суде, если до этого дойдет дело.

Можно ли вернуть товар из распродажи

Да, конечно, товар из распродажи можно вернуть. Руководстоваться нужно обычными правилами, действующими при возврате товаров надлежащего и ненадлежащего качества. Если все требования соблюдены, то вы получите за товар ровно столько, сколько заплатили при распродаже, что должен удостоверять товарный чек.

Как вернуть товар, приобретенный за границей

магазин

Все зависит от страны, где приобретен товар, и от ее законов. Лучше перед тем, как приобрести товар в заграничном онлайн-магазине, ознакомиться с правилами возврата. Чаще всего такая информация размещена в самом низу стартовой страницы или в соответствующих вкладках сверху.

Множество магазинов предлагают гарантию, которой можно воспользоваться, если в вашем регионе есть официальный представитель компании. Практика показывает, что вернуть вещь, которая не подошла, но является надлежащего качества, не так уж просто. Придется много общаться с иностранным продавцом, оплачивать самостоятельно доставку и так далее. В случае, если приобрели товар ненадлежащего качества – немного легче.

Если речь идет о приобретении одежды, то в большинстве своем правила возврата похожи на украинские. Но, например, в США вернуть можно все. Это может быть лифчик, трусы, косметика, подарок от бабушки. Главное иметь чек, даже бирка не нужна. Нельзя вернуть только товар, который шел в качестве подарка в акции типа "купи 2, получи 3-й в подарок". Скажу больше, если вы приобрели товар, а через несколько дней увидели на него скидку, можете потребовать и скидку на свой уже купленный товар. Магазин может отдать разницу деньгами, а может предложить купон или скидку на следующий.

Также в европейских магазинах всегда положат чек и заверят, что вещь можно обменять или возвратить. Главное сразу спросить, сколько дней есть и на какие группы товаров условия возврата не распространяются.

Собственный опыт. У меня есть опыт заказов только на сайте iHerb, где недоразумений никогда не возникало, и на AliExpress. С последним, мне кажется, все просто. Надо тщательно ознакомиться с правилами возврата у продавца, у которого вы планируете приобрести вещь. Также стоит обратить внимание на отзывы, чтобы ознакомиться с опытом других: например, возвращает ли продавец некачественный товар, общается ли с покупателем. Однажды мне пришли порванные перчатки, деньги за них вернули сразу. Еще однажды не получила посылку с купальниками и платьями стоимостью 30 долларов. Я подала на возмещение. Деньги пришли довольно быстро, а через месяц после того, как срок доставки истек, – пришла и моя посынка. Здесь главное следить за сроками и не упускать момент, когда деньги можно вернуть.

Фото: Pixabay

 

 

Больше новостей о событиях в Украине и мире на Depo.ua

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme