Оккупируют ли Симпсоны и глупство украинские вузы

Новость о самом популярном курсе Стэнфордского университета стала сенсацией для украинцев

Оккупируют ли Симпсоны и глупство украин…

Как оказалось, студенты одного из культовых вузов США больше всего любят не экономические премудрости, статистику или высшую математику. Их фаворит - курс с необычным названием "Дизайн твоей жизни".

Курс появился в университете в 2010-м – тогда исполнительный директор одной из программ университета Билл Бьорнетт и бывший менеджер Apple Дэйв Эванс решили провести инновационный образовательный эксперимент.

Сейчас же предмет стал настолько популярным, что в аудитории часто не хватает свободных мест.

Первая часть курса помогает выявить личностные проблемы, которые могут тормозить развитие, и поработать с ними. Далее студентов знакомят с техниками построения плана будущего. Используют широкий спектр инструментов – от обычного дневника-органайзера до колоды игральных карт.

К экзамену же студентам нужно подготовить три варианта плана на следующие пять лет. Позже, во время обсуждения однокурсники и преподаватели помогают выбрать оптимальный сценарий, который максимально соответствует способностям и амбициям студента.

Как утверждается в методических материалах, цель курса – познакомить студентов с методами превращения себя в личность, которая будет эффективно изменять мир на позиции лидера".

Новаторские курсы для американских университетов – не редкость, хотя некоторые из них заставляют слишком строгих преподавателей хвататься за голову. В частности, в Гарварде преподают курс "Время на сон: Эффект недостатка сна в нашей культуре 24/7". Казалось бы, глупость, но не тогда, когда хроническая усталость входит в список самых распространенных проблем со здоровьем.

В университете Филадельфии передают навыки... правильного зависания в Интернете. Ведь продуманное общение в соцсетях – целая наука, которая поможет в достижении целей. К тому же Интернет стал отдельным культурным пластом, а мемы, твиты и перепосты, - гигантской платформой для исследований.

В университете Плимута помогают находить ресурсы во время путешествий, а курс так и называется – "Образование происшествий". Отдельно выделены виды экстремального досуга – скалолазание, экспедиции в мир дикой природы, сплав на каноэ. Как оказалось, отдыхая, легко усваивать новые знания и необходимые навыки.

Конечно же, не обходится и без основ семейного бизнеса – такую дисциплину преподают, в частности, в университете Стетсона.

К привычным академическим дисциплинам – истории и философии – также пытаются подходить с нестандартной стороны. Ведь нестандартный интерактивный подход к занятиям способствует гораздо лучшему усвоению информации.

Интересно, что, например, в английском университете Дарема целый курс посвящен вселенной Гарри Поттера. Впрочем, на парах студенты далеко все время обсуждают образы Джоан Роулинг. Просто ее эпопея кажется отличным примером проанализировать социальные аспекты современного образования и имеющиеся проблемы, предпосылки к бунту и возможные последствия.

Зато в Беркли историю философской мысли изучают на примере мультика о Симпсонах, анализируя как бы воспринимали мультяшных героев философы – от Дидро до Ницше.

Казалось бы, зачем такие надстройки. Студенты – люди мотивированные и должны учиться и без плюшек. Но, как уже поняли на западе, это мистическое "должны" обычно трансформируется в схему "зазубрил-забыл".

В Йеле преподают довольно полезную в наше время дисциплину "Психология здоровья". Здесь проблемы в обучении, фобии и комплексы, которые есть у студента, пытаются связать с состоянием организма, а впоследствии – с вредными привычками, которые со временем существенно ухудшают самочувствие. Большинство занятий проводятся под открытым небом, а каждый студент работает индивидуально, одолев собственных "драконов". В частности, нерешительность в жизни может быть связана с банальной нехваткой сна. Поэтому наладив режим дня, студенты делают шаг к дальнейшим академическим и карьерным успехам.

А в калифорнийском университете Occidental вообще есть курс по.. глупости. По логике авторов, порой глупость – это вовсе не нехватка мозгов, а просто иная логика. Поэтому сейчас, когда мир коренным образом изменился, в некоторых ситуациях она может оказаться полезной. Правда, использовать ее стоит, лишь поняв, как возникает то или иное "глупое" утверждение.

Как утверждают эксперты, в мире, когда благодаря Интернету информация становится максимально открытой, энциклопедические знания выходят из моды. Поэтому зубрить последовательность дат и имен не обязательно. Гораздо полезнее научиться думать, принимать правильные решения и заботиться о здоровье.

И сейчас, когда активно идет речь, в том числе, о реформах в украинском образовании, самое время не только уменьшить количество обязательных дисциплин и оставить выбор студенту, но и сделать новые шаги к экспериментальному образованию.

Опыт украинцев в этой области небольшой. Если преподаватели и разрабатывают подобные курсы, то преимущественно в цифровой форме, а изучать их предлагают в свободное от зубрежки дат и формул время.

Но есть и исключения. Так, еще с начала 1990-х международный фонд Сороса проводил в Киеве и Харькове семинары по критическому мышлению – предмету, который массово покорил западные вузы сразу после Второй мировой войны.

Впрочем, тогда украинские педагоги не слишком вдохновились, хотя в 1998 году свет увидел учебник "Логика с элементами критического мышления".

Позже курсы по критическому мышлению читали для социологов ХНУ им. Казарина и в НАУКМА.

Но в основном такому учат на альтернативных образовательных площадках. В частности, не так давно платформа онлайн-курсов Prometheus пригласила всех желающих пройти курс критического мышления университета Квинсленда.

Ресурс "ВУМ online" приглашает на курс "Смысл жизни и его маркетинг".

Таких предложений много и их ассортимент будет расширяться.

Что же касается перспективы внедрения инновационных дисциплин в высшие и средне-специальные учебные учреждения, она представляется сомнительной. Глава МОН Лилия Гриневич уже не раз подчеркивала, что вузы получают широкую автономию и возможность формировать образовательные программы.

Впрочем, готовность к глобальным переформатированиям в украинских педагогов невысокая. Еще бы: хотя бы в чем-то новая система грозит сокращением привычных часов, переформатированием, выходом из зоны комфорта и необходимостью думать.

Например, сейчас ученые и педагоги активно возмущаются проектом Типичного учебного плана для 10-11 классов – мол, как смеет МОН предлагать сделать географию, биологию, физику и химию предметами по выбору, ведь эти образовательные скрепы нарушать - преступление. А если бы им предложили и вовсе объединить Симпсонов и Платона, видимо, долго крутили бы пальцем у виска.

Больше новостей о событиях в Украине и мире на Depo.ua

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme