Архиепископ Крымский Климент о плачущих крестах и своей депортации

Архиепископу Симферопольскому и Крымскому Клименту после нового года в Крыму грозит депортация или арест, но он все равно остается с паствой, которая увеличилась в разы

Архиепископ Крымский Климент о плачущих…


Об этом он рассказал в эксклюзивном интервью ДеПо.

Архиепископ Климент во время оккупации Крыма стал одним из символов сопротивления - фотография владыки, защищающего ворота воинской части в Перевальном под Симферополем, облетела весь мир.

Месть со стороны «ополчения» не заставила себя долго ждать: в июне пророссийские казаки разгромили храм Киевского патриархата и избили священника, в июле неизвестные сожгли дом Климента.

Рискуя жизнью и свободой, владыка остался в оккупированном Крыму со своей паствой.

Наш звонок застал его в Миграционной службе Киева - он приехал оформить временную регистрацию, чтобы получить почтовый адрес на материке и разблокировать счета.


ПОСЛЕ НОВОГО ГОДА КИЕВСКИЙ ПАТРИАРХАТ В КРЫМУ БУДЕТ ВНЕ ЗАКОНА

Прелести особого статуса Крыма и Киевский патриархат не обошли стороной?

- Увы! Управление епархии зарегистрировано на территории Крыма, значит оно не резидент Украины, так же, как и я - не резидент, имея украинское гражданство. Счета наши закрыты, обслуживаться на территории Украины мы не можем, деньги не можем ни ввезти, ни вывезти. Украинское законодательство требует вывезти организацию, то есть епархию, на материк, там ее перерегистрировать и осуществлять деятельность только на материке. Но, во-первых, наши прихожане в Крыму, а во-вторых, согласно церковным правилам, за епархией закрепляется определенное место. За крымской закреплен Крым, и я не могу как архиепископ Симферопольский и Крымский проводить богослужения на территории другой епархии.

В то же время Крым 1 января 2015 года переходит на российское законодательство, и оно от нас тоже требует регистрации в РФ: без нее и счета в российском банке мы не сможем оплатить даже коммунальные услуги. При этом я не уверен, что мы пройдем перерегистрацию по крымским законам: сегодня уже звучат заявления начальника управления религии при министерстве культуры Крыма о том, что надо провести юридическую экспертизу нетрадиционных религиозных организаций. Стоит вопрос о национализации имущества организаций, центры которых находятся за границами России.

И что же вы будете делать?

- Я останусь в Крыму, несмотря ни на что, и буду продолжать свою службу.

Не боитесь, что вас арестуют, а имущество церкви - иконы, другие ценности, - отнимут?

- Все может быть. Может быть, меня после 1 января депортируют из Крыма - я же не получил российское гражданство и не стану этого делать. Правда, придется въезжать в Крым по загранпаспорту на 90 дней, а затем на 90 дней выезжать, и это тоже большая проблема.

Что с вашим домом под Симферополем? Поджигателей нашли?

- Прокуратура возбудила уголовное дело, но крымская полиция подала протест, что никакого поджога не было, а было самовозгорание. Написали, что состава преступления нет, потому что не найден человек, который этот дом поджег.

Я сейчас в Симферополе живу и раз в месяц езжу в Киев по делам.


ПРИХОЖАН СТАЛО БОЛЬШЕ - ЛЮДИ ПЕРЕСТАЛИ ВОСПРИНИМАТЬ МОСКОВСКИХ СВЯЩЕННИКОВ

В Крыму из 15 священников Киевского патриархата осталось 9. По какой причине шестеро уехали?

- Одни просто сели и поехали. Политической составляющей тут нет, им никто не угрожал. А у других храмы забрали. Храмов осталось из пятнадцати двенадцать. Закрыли в Красноперекопске, в Севастополе. В Перевальном храм пастве так и не вернули.

Количество прихожан тоже уменьшилось?

- На удивление, меньше стало приходов и священников, а людей стало ходить в церковь больше: на воскресной службе в храмах 30-50 человек, в симферопольском - 150-200, и в будние дни приходит много людей. Знаете почему? Многие крымчане перестали ходить в московские храмы (Московского патриархата, - ред.), когда все это произошло. Люди перестали воспринимать то, что говорят священники московского патриархата.

Патриоты Украины, наверное, ходят в храм Киевского патриархата еще и чтобы украинскую речь услышать?

- Церкви киевского патриархата в Крыму остались единственными культурно-украинскими православными центрами, в них объединились богослужение, культура, общение. Конечно, политические темы в проповедях не затрагиваются, чтобы не подставлять прихожан - я же не знаю, кто сотрудничает со спецслужбами, какой анализ проводится после каждой воскресной службы. Но мне кажется, что контроль есть.

То есть какого-то «стукача» к вам засылают?

- Внешне трудно отследить, кто есть кто. Но я не думаю, что при таком тотальном контроле мы бы остались без внимания заинтересованных лиц. Зная все это, я стараюсь избежать острых углов, чтобы потом не обвиняли, что я церковь превратил в политическую организацию. Наша задача сохранить паству и церковь.

Богослужения на украинском языке проводятся, а вы, владыка, на каком языке в Крыму говорите?

- На украинском языке продолжаю говорить, мне нечего бояться. До оккупации никто не обращал на язык внимания, а сейчас, если иду и говорю, люди, которые шли рядом со мной, озираются и немного в сторону отходят (смеется).
В Крыму страшатся даже украинских названий. Я слышал, что переименовали все театры: нет уже ни русского, ни украинского, ни крымскотатарского, все они стали академическими. Но с украинским театром власть пошла еще дальше: в связи с тем, что он находится на центральной площади Симферополя, а площадь надо реконструировать, дабы прославить «вызволение Крыма из Украины», они решили снести украинский театр и на его месте построить концертный комплекс, который возвеличил бы вхождение Крыма в состав России. Причем проводили опрос горожан и многие высказывались против того, чтобы сносить театр и переименовывать улицы - для рядового гражданина все это - часть его жизни и часть истории. А для крымской власти - это напоминание о том преступлении, которое они совершили.

Какие у вас отношения сейчас с Московским патриархатом?

- Московский патриархат сейчас в сложном положении: с одной стороны, они хотели бы против меня повоевать, чтоб меня в Крыму не было ни в каком виде. Но, учитывая движение, которое сейчас разрастается, - я имею в виду переходы из Московского патриархата в Киевский, они боятся лишиться приходов на территории Украины. И это сдерживает их противоправные действия по отношению ко мне. Но это временно. Если изменится конъюнктура, и они почувствуют силу, думаю, что они нанесут удар.


ПЕРЕД ОККУПАЦИЕЙ СВЯЩЕННИКАМ В ЕВПАТОРИИ БЫЛО ЗНАМЕНИЕ - ЗАПЛАКАЛ КРЕСТ

Слышала, что сейчас на материковой Украине иконы заплакали: например, на Волыни мироточат сразу восемь икон. Вы в Крыму подобного не наблюдаете?

- В нашем храме в Евпатории, после того как его подожгли, деревянный крест, который я освящал на закладку церкви и который висел внутри, начал источать прозрачную жидкость. Причем, он из твердой породы дерева, покрыт лаком. Капельки были в прожилках дерева и когда высыхали, не оставляли никаких солевых отложений, как было бы, если бы это была простая вода.

Я это явление подметил на Рождество, молчу. А священник увидел и меня спрашивает: «Владыка, вы что-то видели?». Я говорю: «Видел. Когда это началось?» Он сказал, что после пожара. Мы взяли крест под стеклянную раму и стали наблюдать, что будет дальше.

Когда российские войска вошли в Крым и все это началось, крест высох. Я еще никому, кроме патриарха, не рассказывал об этом.

Когда иконы, кресты плачут - это знамение чего?

Если по Украине начали плакать иконы, это говорит о том, что идет беда, и беда большая. Мы должны задуматься, что заставило материальное явить внешнюю силу. Представьте себе греховность человека, которая дошла до Небес. И Господь через материальное являет невидимое и говорит: «Остановитесь, осмотритесь и задумайтесь над тем, что вы делаете. Ваш грех превысил Небеса, так что даже доски плачут».

Это серьезный повод задуматься и изменить свою жизнь.

Фото: twitter Євромайдан

Больше новостей о событиях в Украине и мире на Depo.ua

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme