«Духовные скрепы» Донбасса

Мой старый коллега Дмитрий недавно задал в фейсбуке вопрос: «А кого вы считаете украинским символом Донбасса? Ну, кроме Нестора Махно?» Он, кажется, и сам не заметил, что этим вопросом задал сразу несколько дискуссионных площадок

«Духовные скрепы» Донбасса…

Например, о том, что конфликт на востоке страны в какой-то мере является следствием недостаточного краеведческого воспитания, отсутствие которого позволило пудрить мозги миллионов людей всевозможным проходимцам с лозунгами «донецкого кряжа» и «расстрелянной мечты». И когда я говорю о миллионах, я отнюдь не имею в виду только жителей двух восточных областей.

Да ведь если спросить любого среднестатистического жителя Украины: кого дал стране Донбасс, - назовется всего несколько фамилий: Василия Стуса, Аллы Горской, Сосюры. Может, кто-то вспомнит еще о Василие Старуне - совершенно недооцененном современниками классике, который сейчас вынужден проживать полузабытым беженцем в ирпенском доме писателей.

Мы вообще очень мало знаем об историческом развитии того удивительного региона, который обобщенно называем Донбассом. Согласно распространенному ныне - и не только на востоке страны - представлению, от сотворения мира здесь было дикое поле, куда лишь сто лет назад пришел Джон Юз, которого, в свою очередь, сменил предсовнарком Артем, а Ахметов со Звягильским - они словно получатели эстафеты «донбасской державности» от этих двух персонажей.

Собственно говоря, такое представление настойчиво формировала советская власть, перестройка лишь вынесла на поверхность колоритный персонаж Джона Юза (который стал кумиром либеральной русофильной тусовки), и Нестора Махно, которого подняли на знамя украинофилы. Хотя сам Нестор Иванович был бы, конечно, удивлен, увидев, как его образ трансформировался в современном государстве украинском. Думаю, будь он нашим современником, воевал бы отнюдь не в украинских добровольческих корпусах, а где-то с вольными казаками Гиви и Мотороллой - правда, потом бы обязательно их расстрелял.

На этом фоне мне кажется совершенно недооцененным образ казачьего атамана Кондратия Булавина. Не буду пересказывать его биографию (в Сети достаточно источников), но, на мой взгляд, это тот персонаж, который мог бы стать как символом Донбасса, так и образцом русско-украинской солидарности в борьбе против московской тирании. Мы традиционно считаем, что первым украинцем, выступившим против Петра, был Мазепа, забывая о том, что на три года его обогнал именно Булавин, причем при полной поддержке кошевого атамана Костя Гордиенко (и при противодействии, кстати, Мазепы), с которым он заключал договор о вечной дружбе между донскими и запорожскими казаками.

Можно вспомнить и о том, как к восстанию, центр которого находился в Бахмуте (кстати, в природе не существует ни одного решения органов государственной власти о переименовании этого города в Артемовск), с Запорожья на борьбу с Петром отправлялись «охочие люди» во главе с атаманами Драным и Голым.

В конце концов, если уж так кому-то хочется федерализма, то нужно прекратить воспринимать Донбасс как унылую однотипную промзону и разделить ту же Донецкую область как минимум на три ее исторические составляющие: Слободской север, шахтерский центр и Приазовье - территория Кальмиусской паланки войска Запорожского. К тому же сейчас боевые действия очень четко показали,насколько сильны границы между тремя субрегионами. Впрочем, мы отвлеклись.

Не только собственная история является для нас слабым местом, но и творение мифологем также. Мы совершенно не способны создать не то, что донецкий миф, а и вообще какого бы то ни было героя. У нас если и снимаются «молитвы» за гетмана Мазепу, то только потому, что его образ в самом прямом смысле «раскрутила» советская пропаганда, как образцового антигероя. Если бы вдруг советские пропагандисты обратили внимание на пушкинские строки «там на Доне казачьи круги, они с Булавиным мутят», возможно, «молитва» была бы уже за донского атамана. Тем более, что судьба участников его восстания, так называемых «некрасовцев», с их вечными скитаниями по миру представляет собою совершенно гомеровский сюжет, который мог бы по идее вдохновить любого творческого человека. Но нет. Почему-то у нас государство финансирует фильм «Нескорена» в лучших традициях советского военно-патриотического агитпропа, типа наш ответ ленте «Враг у ворот».

У меня такая просьба: ну ладно, поперек горла вам стоит тот «москаль» Булавин, но снимите хотя бы фильм о Надежде Савченко, вы, может быть, этим хоть реально человеку жизнь спасете...

Больше новостей о событиях в Украине и мире на Depo.ua

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme