Власть

Как Ляшко с "особым статусом" помогает Порошенко стать "узурпатором"

Внесения изменений в Конституцию относительно децентрализации, кажется, отложены в долгий ящик

20 января 2016, 12:07

Как Ляшко с "особым статусом" помогает Порошенко стать "узурпатором"

С приближением 2 февраля, когда должна открыться новая сессия Верховной Рады, все больше становится очевидно, что собрать 300 голосов за изменения в Конституцию относительно децентрализации будет очень и очень непросто. И, кажется, на Банковой все же решили отложить этот вопрос на неопределенный срок, ведь, по большому счету, окончательное внесение изменений в Конституцию не нужно в первую очередь президенту Петру Порошенко.

Собственно, насколько известно depo.ua, в Администрации президента уже довольно давно есть определенный круг лиц, который активно уговаривает главу государства отказаться от этой затеи. Речь идет в первую очередь о заместителях главы АП Дмитрии Шимкиве и Алексее Филатове, и похоже, что их точка зрения таки берет верх.

И правда, изменения в Конституцию не несут Петру Алексеевичу никаких дивидендов. Во-первых, он теряет часть своих полномочий в регионах. Что бы там не вопили об "узурпации с префектами" оппоненты президента, ликвидация облгосадминистраций и передача большой части исполнительных полномочий в облсоветы значительно уменьшают влияние главы государства на политику в регионах, и компенсировать это новыми префектами, очевидно, окончательно не удастся.

Во-вторых, вопрос об "особом статусе" Донбасса усилиями национал-популистов уже превратился для большой части населения в красную тряпку, и голосование в парламенте только поможет расшатать ситуацию в стране. Зато всем понятно, что практической пользы в плане достижения мира на Донбассе от изменений в Конституции все равно не будет. Минские договоренности как не выполнялись в полном объеме, так и не выполняются. Нет даже устойчивого прекращения огня, нечего и говорить о контроле над границей или выборами по украинскому законодательству.

Поэтому решение отсрочить голосование за изменения в Конституцию выглядит вполне резонным. Благо, определенная коллизия в Конституции позволяет это сделать. Именно для этого в Конституционный суд поступило представление от 45 нардепов, которые просят растолковать термин "следующая очередная сессия".

Дело в том, что Основной закон предусматривает, что "законопроект о внесении изменений в Конституцию Украины, [...] предварительно одобренный большинством от конституционного состава Верховной Рады Украины, считается принятым, если на следующей очередной сессии Верховной Рады Украины за него проголосовало не менее чем две трети от конституционного состава Верховной Рады Украины".

Сейчас под этой нормой понимают, что окончательное голосование за изменения в Конституцию должно состояться на следующей сессии, после той, на которой состоялось предварительное голосование, и только во время нее. В частности, предварительно за изменения относительно децентрализации и было проголосовано 31 августа 2015 года, следующая сессия стартовала в первый вторник сентября того же года, и продлится до 2 февраля 2016-го, то есть еще две недели. Если до этого момента голосование не состоится, то время будет потеряно, и надо будет проходить всю процедуру по-новому – голосование в парламенте 226-ю голосами, Конституционный суд, и на следующей сессии - 300 голосов.

В то же время в Конституции не указано, что под "следующей очередной сессией" подразумевается только одна следующая сессия, которая непосредственно следует за сессией, на которой состоялось предварительное голосование. По большому счету, каждая будущая очередная сессия будет следующей. Поэтому Конституционный суд имеет определенное пространство для трактовки этой нормы. Поэтому весьма вероятно, что КС будет трактовать эту норму в следующем смысле – повторное голосование может состояться лишь во время той сессии, на которой состоялось предварительное голосование, но вполне возможно, что и на второй или третьей сессии после этого. И именно это позволит отложить вопрос изменений к Конституции по меньшей мере до окончания каденции нынешнего парламента. Это для президента будет в любом случае лучше, чем допустить провальное голосование.

Еще один позитив от такого решения заключается в том, что в парламенте уже давно ждут "раздачи слонов" под голосование за изменения в Конституцию, и каждый из тех, кто в принципе готов голосовать, пытается выторговать себе те или иные преференции при "пакетном переформатировании" Правительства, ЦИК и так далее. А если не будет голосования, не будет и торгов, и конфликтов. И можно будет жить более-менее спокойной политической жизнью, ну, хотя бы до весны, пока снова не встанет ребром вопрос отставки премьера Арсения Яценюка.

В этом случае Порошенко, очевидно, рассчитывает, что сможет получить вместо Яценюка собственное техническое правительство и более-менее ситуативное большинство, определенные очертания которого вырисовались во время голосования за бюджет. Внеочередных парламентских выборов избежать, скорее всего, не получится, но тогда уже будет весна, а за ней политически пассивное лето, и выборы вполне можно будет отсрочить до осени. И Порошенко тем или иным способом рассчитывает эти выборы выиграть, а заодно окончательно избавиться от "Народного фронта" Яценюка. Ну, а об изменениях в Конституцию и децентрализации тогда уже мало кто вспомнит.

Единственная сложность для Порошенко в вопросе отсрочки изменений к Конституции – это то, что он пообещал европейским партнерам это сделать. Но с помощью того же Ляшко и других национал-популистов президент имеет возможность перевести переговоры в другую плоскость – мол, посмотрите, какое сопротивление это вызывает в Украине, и, если ломать парламент через колено, вполне может вспыхнуть гражданское противостояние, которое лишь на руку Путину. Да, нужное голосование можно продавить, но, чтобы сделать это относительно безболезненно, нужны какие-то аргументы в виде уступок Москвы. Так что прежде чем требовать что-то от Украины, надо заставить Путина выполнять свою часть Минских соглашений, хотя бы относительно выведения с Донбасса российских наемников и передачи контроля над границей. Конечно, Путин на это пойти не готов, но и к новой военной эскалации не слишком стремится. Поэтому конфликт и дальше будет оставаться в полузамороженном состоянии. А тем временем нефть дешевеет, санкции работают, и время играет в пользу Украины и против Путина.

Больше новостей политики читайте на Depo.Власть

 

Loading...
Loading...