Абонплата за газ: как украинцев хотят сделать спонсорами Фирташа

Украинцев уже с 1 апреля чуть не "порадовали" платежкой за новую услугу – доставку газа. Это тариф за пользование газовой сетью, поэтому его окрестили абонплатой за газ

Алексей Шевнин
Заместитель главного редактора, редактор отдела "Экономика" "Деловой столицы"
Абонплата за газ: как украинцев хотят сд…

В последний момент, после возмущения общества, новшество отложили, а 10 апреля отменили. Однако Нацкомиссия, которая предлагала новый тариф, не отказалась от самой идеи, а взяла тайм-аут для консультаций с правительством и общественностью. Depo.ua выяснил, зачем этот платеж, насколько он большой и кому выгоден.

Хитрое разделение: как растут цены

На сегодня кубический метр газа стоит 6,88 грн, поэтому мы платим столько, сколько потребили: для квартиры с газовой плитой это несколько кубометров в месяц, следовательно, несколько десятков гривен. Кто не имеет счетчика, отдает 30,27 грн/мес. за норму в 4,4 кубометра. Конечно, для владельцев газовых котлов эти суммы в разы больше, но для сравнения рассмотрим обычные городские квартиры без "автономки".

Сейчас в общий счет на газ, как утверждают чиновники, входит цена самого газа как товара (87%) и стоимость его транспортировки (13%). А с 1 апреля этот тариф в 6,88 грн за кубометр хотели разделить на два: больший – 5,99 грн, что является ценой газа, и меньший – плату за доставку в 89 коп. С последним и проблема: практически он будет для многих потребителей значительно большим, чем заявленные 13%, т. е. 3,92 грн (4,4*89 коп.), которые владелец квартиры без счетчика раньше платил за доставку газа. Уточним, что норма в 30,27 грн – это на одно зарегистрированное лицо. Поэтому семья из трех человек отдает почти 91 грн, а плата за транспортировку в структуре тарифа не превышает 12 грн. Но и в этом случае она в несколько раз меньше, чем будет после нововведения.

Почему же и как растет стоимость доставки? Не по объективным причинам, а вследствие искусственного увеличения воображаемой нормы потребления газа. Для этого формулу расчета тарифа на доставку газа "перегрузили". Вот она:

Месячный платеж = тариф облгаза * (Qmax * 1,0296 * 24 часа * 365 дней)/12 месяцев.

Тариф облгаза – цена на услуги по распределению природного газа. Она устанавливается отдельно для бытовых и небытовых потребителей. Все данные есть на сайте Нацкомиссии по регулированию рынка электроэнергетики и коммунальных услуг.

Qmax - максимальная пропускная способность газового счетчика. Это завышенный показатель, потому что газовые счетчики почти никогда не используются по максимуму, тем более все время. Что же касается самих приборов, то они имеют такие маркировки G1,6, G2,5, G4 и G6. Цифра означает номинальную пропускную способность в кубометрах в час, однако нас интересует максимальная. Для счетчика G1,6 - это 2,5 кубометра в час, для G2,5 - 4 кубометра в час, для G4 - 6 кубометров в час и для G6 - 10 кубометров в час. Владельцам газовых плит, у которых нет прибора учета, тариф предлагают рассчитывать согласно счетчику G2,5 с максимальной пропускной способностью 4 кубометра в час.

1,0296 – коэффициент давления газа, который еще немного увеличивает присоединенную к сети "мощность объекта потребителя", а следовательно, повышает цену.

Для примера, рассчитаем так называемую абонплату за газ для жителя Киева, который пользуется счетчиком G2,5 мощностью 4 кубометра в час:

Месячный платеж = 0,01273*4*1,0296*24*365/12 = 38,27 грн.

Полученную цифру нужно увеличить на НДС, то есть на 20%. Следовательно, плата за доставку газа составляет 45,92 грн.

Напомним, что на сегодня такой потребитель платит лишь 3,92 грн за доставку газа в структуре общего газового тарифа, который составляет 30,27 грн.

Если новация заработает, из действующего тарифа на газ вычтут 13% и он уменьшится до 26,35 грн. В то же время к этой сумме прибавят доставку в сумме 45,92 грн и получится 72,27 грн. Получается, одинокий человек в квартире со счетчиком G2,5, по новым правилам, должен был бы заплатить на 42 грн больше.

В семье из трех человек доля абонплаты в "газовом" тарифе относительно меньше, однако эта семья также проигрывает: по действующим тарифам она платит 91 грн, а будет отдавать 79 грн за газ и 45,92 грн за доставку, то есть почти 125 грн. Разница в 34 грн тоже существенная.

Выиграть от изменений могут только те семьи, которые потребляют значительно больше голубого топлива, например, пользуются газовыми котлами. Однако это скорее в теории. Если брать "киевские" расценки, экономные владельцы двухкомнатных квартир, которые, например, потребляли зимой по 70 кубометров газа в месяц, по действующим нормам заплатят около 476 грн, а в случае введения абонплаты – будут платить по 466 грн (420 грн за сам газ и, скажем, 46 грн абонплаты). Но это только в отопительный сезон. Летом никто газом вообще не обогревается, а тариф за транспортировку все равно придется платить, поэтому годовая переплата составит несколько сотен гривен. Еще хуже людям, которые держат на даче газовую плиту и пользуются только летом: абонплата станет основой их затрат на газ.

Абонплата в законе?

Основанием для разделения тарифа стал принятый два года назад Закон о "О рынке природного газа". В нем предусмотрено, что услуга по транспортировке газа оплачивается отдельно. В идеале это должно способствовать конкуренции на рынке газоснабжения. Закон соответствует энергетическим директивам Евросоюза, но никаких указаний относительно увеличения тарифа для потребителей не содержит, как, собственно, и термина "абонплата". Записано только, что тарифы на транспортировку газа устанавливаются регулятором – государственной комиссией.

Кто такой умный

Размер большинства коммунальных тарифов определяет Национальная комиссия регулирования рынка электроэнергетики и коммунальных услуг, возглавляемая сегодня Дмитрием Вовком. Вообще такие комиссии создаются для того, чтобы устанавливать рыночные цены там, где отсутствует или недостаточная конкуренция. Потребитель не может выбирать, у кого покупать большинство коммунальных услуг: например, кто оперирует теплотрассами – тот поставляет тепло, а кто газовыми трубами – газ. В таком случае продавец-монополист точно захочет завысить цену, но Нацкомиссия обязана этого не допустить. Она согласовывает более высокие тарифы, если действительно есть основания, например, увеличились затраты производителей на ресурсы, зарплату или налоги. Но это не тот случай, потому что в Украине, как утверждает правительство, почти год действует рыночная цена на газ.

Несмотря на это, глава Нацкомиссии Дмитрий Вовк утвердил целый кодекс, где прописана указанная формула, которая в несколько раз поднимает стоимость доставки газа для обычного бытового потребителя. И тут возникает вопрос, не слишком ли много берет на себя Нацкомиссия.

Еще одно распределение

В этой ситуации просматривается попытка Нацкомиссии переделить полномочия с правительством в свою пользу. Дело в том, что Кабинет Министров имеет право устанавливать предельную цену на газ. И воспользовался этим: с прошлого мая правительство подняло ее до уже упомянутых 6,88 грн за кубометр, чтобы население и предприятия платили одинаково, а дельцы не могли наживаться на перепродаже газа. Премьер-министр Владимир Гройсман тогда заявил, что новая цена экономически обоснована и больше повышений не предвидится. Не удивительно, что глава правительства сразу выступил против идеи с абонплатой, из-за которой, по его подсчетам, цены должны вырасти в 1,3– 3 раза.

Однако оказалось, что Нацкомиссия может самостоятельно поднимать "транспортную" составляющую газового тарифа. Дмитрий Вовк так и заявил: "Правительство отвечает за 87% цены, а мы за 13%". Другими словами, в Нацкомиссии считают, что имеют право "пробить" предельную цену на газ когда угодно и по своему усмотрению. И только после возмущения общества, протестов правительства, и, наконец, критики президента Петра Порошенко, которому подчиняется Вовк, Нацкомиссия приостановила свое скандальное решение.

Газовые тарифы в разрезе

Посмотрим, из чего состоит цена на газ и какие изменения в расчетах придумали в Нацкомиссии.

Структура действующего тарифа в 6,88 грн за кубометр, если округлить цифры, выглядит так:

- оптовая цена – 4,9 грн (зависит от цены газа на немецком хабе, стоимости доставки в Украину и курса гривны к евро);

- средневзвешенный тариф на транспортировку – 21 коп;

- средневзвешенный тариф на распределение – 51 коп.

- торговая наценка поставщика – 6 коп.

- все это умножается на 1,2 (20% НДС).

Как видим, в настоящее время тариф на транспортировку и распределение газа усреднен по всей стране. И он действительно составляет около 13% от общего счета.

Что может произойти:

1. В формулу расчета хотят добавить конкретные тарифы на услуги облгазов, которые сильно отличаются. Это приведет к значительной разнице в ценах по стране.

2. Учет тарифов облгазов вместе с максимальной мощностью счетчиков увеличит в несколько раз стоимость доставки голубого топлива многим потребителям.

3. Установление фиксированных расценок на доставку заставит платить за подключение к трубам всех, независимо от потребления газа. Здесь больше всего проигрывают дачники.

4. Так называемая абонплата за газ ударит по карману небогатых граждан: на нее пока не распространяется субсидия.

Кому пойдут дополнительные деньги

По данным Дмитрия Вовка, в действующий тариф на газ заложены расходы на транспортировку, которые состоят из:

- налога на добавленную стоимость (НДС),

- стоимости транспортировки по магистральным сетям госкомпании "Укртрансгаз" (40 тыс. км);

- стоимости доставки по распределительным сетям (270 тыс. км).

В последнем пункте и спрятался большой бизнес. Хотя газораспределительные сети на 77% принадлежат государству, их содержат на балансе частные облгазы. И этим компаниям невыгоден действующий тариф, привязанный только к объемам продаж голубого топлива, поскольку поступления уменьшаются с сокращением его потребления. А вот введение отдельного тарифа за доставку, который подлежит оплате независимо от реальных объемов потребления, означает постоянный приток денег. Особенно если последний, как мы подсчитали, в разы больше.

Персонифицируем: от нового тарифа выигрывает олигарх-беглец Дмитрий Фирташ, который контролирует около 70% облгазов. А еще лидер парламентской фракции Оппоблока Юрий Бойко, который имеет своих людей в руководстве "Киевгаза", и нардеп от этой политсилы, экс-глава Администрации Президента Сергей Левочкин.

Что дальше

Нацкомиссия по регулированию рынка электроэнергетики и коммунальных услуг 10 апреля отменила свое решение о выделении в новый тариф платы за транспортировку газа. Однако Дмитрий Вовк намекнул, что не отказывается от этого намерения и берет "тайм-аут для консультаций" с правительством и обществом.

После скандала власть вряд ли пойдет на обременение платежек для всех. Но есть риск, что новый тариф все же введут и компенсируют его субсидией. А это будет означать дополнительные расходы на облгазы за счет бюджета, то есть опять-таки граждан. Кроме того, сам факт абонплаты – это по сути новый тариф, а значит, новая возможность брать деньги с потребителей.

Больше новостей о событиях в Украине и мире на Depo.ua

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme