Как отмечали Пасху древние украинцы: Символика паски, вербы и древних ритуалов

Мы можем придерживаться старинных традиций или игнорировать их, поститься и святить паски или быть атеистами и веганами, но знание традиций своего народа еще, пожалуй, ни одному человеку не помешало

Валя Котик
Журналист отдела «Жизнь», редактор отдела «Молодой укроп»
Как отмечали Пасху древние украинцы: Сим…

Как древние украинцы готовились к Пасхе, что должно быть на столе и в пасхальной корзине, когда готовить паски и во что верили наши предки Depo.ua рассказала кандидат филологических наук, доцент кафедры фольклористики Национального университета им. Шевченко Олеся Наумовская.

олеся Наумовска

Как высчитывают дату Пасхи

Пасха с одной стороны — один из основных христианских праздников. С другой — этот праздник имеет мощные языческие дохристианские корни, что прослеживается абсолютно во всех обрядах и атрибутике, потому и разговор следует начинать с Пасхальной даты. Ее вычисляют следующим образом: от весеннего солнцестояния прослеживается время, когда происходит первое полнолуние, и в следующее воскресенье после него имеем Пасху.

В старину Солнцу придавалось колоссальное значение, а весеннее солнцестояние считалось календарным началом года. Календарь был создан еще тогда, когда наши предки научились отмечать по Солнцу и Луне лучшее время для охоты и рыбалки. Затем, после перехода к воспроизводимой форме хозяйства, они обратили внимание, что фазы Солнца и Луны влияют еще и на урожай.

Календарь подобен колесу и разделен на фазы солнцестояния — наши предки верили, что когда оно происходит, граница между мирами (небесным, нашим земным и подземным) становится настолько тонкой, что очень легко осуществляется между этими мирами переход. Поэтому в Пасхальных праздниках прослеживается и культ погибших предков.

Комплекс Пасхальных праздников начинался на Благовещение и заканчивался на Рахманскую Пасху, которая известна также как поминальная и навская неделя.

Почему только после Благовещения разрешалось начинать земляные работы

Согласно представлениям наших предков (а мы в этом рассказе будем опираться только на народное, не религиозное), земля и небо являются словно брачной парой, которые в свое время были разлучены, но рано или поздно сходятся. Небо оплодотворяет землю влагой, и после она должна отдыхать. И как мужчине нельзя беспокоить женщину, так до Благовещения запрещалось что-то делать с землей: пахать, копать.

На Благовещение весна окончательно побеждает зиму, земля уже считается готовой родить, и с этого времени (но не на сам праздник) разрешались ее обрабатывать, контактировать с ней. И старые, и молодые обязательно должны выйти босиком и потоптать ряст — считалось, что как будешь топтать ряст, так на протяжении всего года будешь иметь силу. Даже очень стареньких выносили и ставили на травку, чтобы они "еще год ряст потоптали", то есть прожили еще год.

Девушки начинают водить возле церкви кривой танец, идут искать подснежник — девушка, которая его найдет, будет красивой и счастливой. Водой с брошенным туда подснежником девушки умывались, также считалось, что это даст красоту.

До Благовещения хозяева выносили ульи, выгоняли из хлева скот — все и всё должно было оказаться под солнцем.

Если говорить о смеси церковного и народного, освященную просвиру из церкви пчеловоды мешали с медом, земледельцы с землей, и разбрасывали по четырем сторонам огорода. То есть все действия этого периода имели функцию заговора на будущее, прогнозирование будущих благ.

Почему Вербное воскресенье — именно вербное, а не пальмовое, и в чем сила вербы

Ежегодно в соцсетях поднимается тема, почему воскресенье именно вербное, если, согласно библейским историям, Иисуса, который въехал в Иерусалим на осле, встречали пальмовыми ветвями. Пожалуй, вербное из-за того, что пальма в наших широтах не растет.

В это время актуализировалась плодородная сила природы, а верба имеет непревзойденную способность к "воскресению", плодородию — воткните ее в любом месте, и верба оживет, расцветет. Поэтому именно она, объясняет Олеся Наумовская. Наши предки наделяли иву непревзойденной способностью придавать жизненную силу. Надо было съесть ивового "котика" еще по дороге из церкви домой — тогда будешь иметь силу от ивы на весь год, и всех, кого встретишь, особенно родных, надо было веточкой ивы "посечь".

Дома хозяин касался ивовой ветвью всего скота, ее втыкали в огороде, чтобы иметь хороший урожай, обсаживали сад и водоемы. Впервые на выгон скот выгоняли ивовыми ветвями, перед тем, как выпекать паски, ивовой веточкой разжигали печь.

Святой иву наделяли способностью разгонять грозовые облака, тушить пожары, защищать человека во время дальнего путешествия. В гроб покойнику также клали кусочек ивы, особенно бабе-повитухе, которая считалась той, кто приводит человека в мир живых — ей клали ивовую веточку, чтобы она могла отгонять потерчат, ведь она находится на грани миров.

Список дел на Страстную неделю и символика паски

В эту неделю аскеза должна быть особой, это отказ не только от скоромного и половых отношений, но и от любых капризов, удовольствий и озорства. Полный контроль и власть над собой.

Начинаются приготовления к Пасхе. В Чистый четверг хозяйки выбрасывали из дома весь хлам, наводили порядок, делали писанки и крашенки (крашенка — одноцветное вареное яйцо, писанка — пустая яичная скорлупка, покрытая рисунками). Яйцо считалось символом вселенной — как наши предки в древности знали, что Вселенная действительно имеет форму яйца?!

Также в четверг выпекали паски. Первоначально, так же как и другие народы, мы перешли от человеческих жертвоприношений к животным, затем — к ритуальной пище и паске — это жертвенный ритуальный хлеб, рефлексия первичных обрядов жертвоприношения. Напомним, что в древности самому пасхальному хлебу придавалось значение божества. Божеству приносили жертву, обычно девушку. И в древности женщины, когда ставили паски в печь, поднимали подол юбки, таким образом как бы отдаваясь, словно осуществляя символический акт с хлебом-божеством.

пояса

Если вы обращали внимание, паска у нас имеет фаллический вид — соответствующую форму, еще и с верхушкой, покрытой белой глазурью.

Хлебу придается большое значение и потому, что он выпекается в печи, которая для наших предков была символом женского лона. Они верили, что младенец, то есть зародыш жизни, выпекается в утробе матери, словно хлеб в печи. Тесто — это мука, замешанная на воде. Вода — это символ женского начала, а огонь — мужского. То есть во время выпекания хлеба происходило сочетание мужского и женского начал.

Ну и все знают, что во время выпекания пасок хозяйка обязательно должна быть в соответствующем настроении, думать о хорошем, не стучать-не хлопать, в доме должно быть чисто, тихо и спокойно.

В Страстную пятницу запрещались любые работы. До выноса плащаницы даже есть было нельзя.

В субботу хозяйка готовила остальные блюда к пасхальному столу: жаркое, студень, вареники, обязательно что-то сырно-молочное, колбасы, другие блюда, и собирала пасхальную корзину, с которой семья шла в церковь. Корзина накрывалась специальным полотенцем, использовавшимся только на Пасху и когда начинались роды у женщины, чтобы облегчить ее муки. В корзину клали паску или несколько, крашанку и писанку, сыр, масло, мясо, хрен (он символизировал мощь) и соль, как символ достатка в доме. Вино не клали.

Как следует вести себя на Пасху, чтобы скорее выйти замуж

В Пасхальную ночь с субботы на воскресенье христиане шли на церковную службу - всенощную. Наряжались в лучшие, по возможности новые одежды, как можно более нарядные. В мифологических представлениях есть это постулирование первого, вера в то, что как встретишь первый день, так и проживешь в течение года. Считалось, что в пасхальную ночь нельзя спать, иначе весь год будешь сонным и слабым. Пока продолжалась служба, около церкви жгли костер — он также является символом жизненной энергии, поэтому заботились о том, чтобы он не погас.

Возвращаются с освященным домой. Были и те, кто сразу после разговения снова бежал назад в церковь, чтобы быть рядом, когда начнут бить в колокола. Считалось, что пасхальный колокольный звон обладает свойствами лечить и осуществлять мечты. А еще лучше было самым в колокола бить, если такие, например, во дворе около церкви есть — особенно если девушка не замужем, а хочет замуж, ей надо звонить в церковные колокола на Пасху. Это действует, клянусь!

Так вот, возвращается семья после пасхальной службы, хозяин с корзиной становится на пороге и трижды произносит: "Христос воскрес!". Он словно приносит в дом эту весть, и все должны ответить "Воистину воскрес", затем он обходит все свое хозяйство с молитвой, а после этого семья садится за стол.

Разговение начинают с освященной паски или крашанки. Первую крашанку разрезают на столько кусочков, сколько членов семьи за столом (съедать этот кусочек надо молча), оставляли кусочек и для умерших, а если в течение года умерло несколько родственников, то столько кусочков, сколько умерло. Начиная есть паску, срезали с нее "шапочку" — эту верхушку отдавали корове, чтобы было много молока.

На Пасху в гости приходили сваты — молодых усаживали в углу, молодой называл жену на "вы" и должен был собственноручно кормить. Старики выходят посмотреть, как солнце играет — верили, что оно делается синим, зеленым, красным.

Выпивали за столом очень мало — у украинцев не было такой традиции к возлияниям, а на протяжении двух часов после пасхального застолья еще и не пили воды, веря, что в таком случае, когда будешь жать, жажда не замучает.

После завтрака молодежь шла гулять во двор.

Остатки ритуального завтрака запрещалось выбрасывать, их или закапывали в таком месте, где никто не ходит, или бросали в воду, чтобы пошло за водой. Эти остатки также наделяли особой силой: кости поросенка закапывали, чтобы град ничего не побил, костями из рыбы, перемолотыми в порошок, лечили желудочные колики, святой солью лечили скот, а хреном — зубы у людей.

Традиция Поливального понедельника — зачем это

Понедельник после Пасхи называли Поливальным, молодежь обливала друг друга водой, каталась на качелях. Это также часть старинного ритуала — когда граница между мирами уменьшается и происходит легкий переход, после ритуальных действий надо отстраниться от остального мира, пройти определенные этапы очищения. Вода (обливание) и ветер (качели) довершали очищение.

поливальный понедельник

Кто такие рахманы и что такое Рахманская пасха

Заканчивается пасхальный цикл Рахманской Пасхой, его еще называют поминальной неделей, проводящей, навской неделей. В это время окончательно размежевуются миры, необходимо навестить своих умерших и передать им весть, что пришла Пасха на землю. Для этого приносили три крашанки, их надо было покатать по могиле, потом скорлупу закопать, а само яйцо отдать птицам — наши предки верили, что именно птицы переносят души умерших в Ирий, на ту Рахманскую землю. Так же и паску могли покрошить в землю или оставить птицам.

рахманы

"Рахманы радуются Пасхе", гравюра Марчела Олинеску

Еще яичную скорлупу пускали по воде — считалось, что вода является каналом между мирами и может пронести дары в другой мир, к рахманам (рахманы, согласно украинскому народному поверью, жители мифического края, праведные христиане; рахманами называли также индийцев, и я склоняюсь к тому, что таким образом упоминались наши прапрапращуры).

 

Больше новостей о событиях в Украине и мире на Depo.ua

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme