Двигатель "Сагайдачного". Почему сломался фрегат, который ремонтировало предприятие Порошенко

Фрегат Военно-Морских Сил Вооруженных Сил Украины "Гетман Сагайдачный" сломался вскоре после ремонта. Военная прокуратура пошла в суд

Андрій Коваленко

Довольно интересная история разворачивается вокруг флагмана ВМС Украины фрегата "Гетман Сагайдачный". После ремонта, который проводило предприятие "Ленинская кузница", из строя вышел дизельный двигатель. Военная прокуратура обратилась в суд с требованием взыскать с подрядчика штраф на сумму 668 тысяч гривен.

Ситуация, на первый взгляд, будничная. Если бы не одно но: пакет из 83% акций Завода "Ленинская кузница" имеет "Закрытый недиверсифицированный корпоративный инвестиционный фонд "Прайм Эссетс Кэпитал" президента Украины Петра Порошенко, еще 11,5% принадлежит ПАО "ЗНКИФ "ВИК" нардепа Игоря Кононенко, пишут "Наши Деньги". Что, безусловно, становится поводом для шумихи и обвинения в очередном "предательстве", фундамент которой найти не трудно. "Ленинская кузница" не имеет успешного опыта ремонта кораблей такого калибра - у нас всего один фрегат. Более того, стоит хотя бы вспомнить историю с бронекатерами "Гюрза-М", испытания которых продолжались более 8 месяцев на одесском судоремонтном заводе. Их планировали торжественно принять в состав флота год назад на День ВМСУ, 3-го июля. Принять то приняли, они получили названия "Аккерман" и "Бердянск", но успешно прошли испытания лишь за четыре месяца - в конце осени-начале зимы, - присоединившись к силам постоянной боевой готовности ВМС Украины.

Впрочем, 11 марта войсковая часть А0456 (Одесса) по результатам тендера заказала "Ленинской кузнице" ремонтных услуг на 14,50 млн грн. Сообщается об этом в системе "Прозорро". Цена сделки получилась дешевле ожидаемой стоимости, которая составляла 14,89 млн гривен. "Кузница" выиграла тендер у единственного конкурента - ООО "Николаевская судостроительная верфь" еще в феврале. 2017-го.

Как сообщало издание "Думская", 24 января "Ленинская кузница" заключила соглашение с ПАО "Ильичевский судоремонтный завод", согласно которому будет ремонтировать военные корабли на производственных мощностях предприятия в Черноморске за 10% от стоимости тендера. Дело в том, что мощности "Ленинской кузницы" находятся в Киеве, поэтому у многих людей, не сильно знакомых с делом, возникло подозрение, что "Гетман Сагайдачный" с Черного моря везли в столицу. Попасть же в Киев он мог исключительно воздушным путем. Глубина Днепра не позволяет проплыть военному кораблю, а в городе также нет раздвижных мостов.

Сайт "Корабелов.Инфо" писал в марте, что представители "Ленинской кузницы" приезжали на ПАО "Николаевский судостроительный завод "Океан", чтобы вести переговоры о возможности ремонта фрегата в сухом доке. Однако, все движимое и недвижимое имущество "Океана" арестовано, поскольку предприятие обанкротилось в конце 2015-го года. "Гетман Сагайдачный" проходил в Черноморске, о чем рапортовала "Думская".

Фото: "Думская"

В общем, в 2017-м году было предусмотрено 91 млн гривен на ремонт фрегата по программе "Развития вооружения и военной техники Вооруженных сил". Возрастет ли эта сумма, пока неизвестно. Но уже сейчас можно констатировать, что 14,5 млн, которые заработала "Ленинская кузница", не последние деньги.

У многих людей, знакомых с делом, возникал вопрос, почему флагманом ВМС не занимался Николаевский "Судостроительный завод имени 61 Коммунара", в акватории которого длительное время находится ракетный крейсер 1164, шифр "Атлант" (бывший ракетный крейсер "Украина"), который должны демилитиразировать. Завод ранее уже совершал ремонт и техобслуживание судов, в частности, фрегата "Гетман Сагайдачный", ракетного катера "Прилуки", десантного катера "Сватово", используя металлопродукцию со склада предприятия. Однако, в декабре 2016-го года было начато досудебное расследование, поскольку госпредприятие документально оформляло металлопродукцию не как свою, а как приобретенную у двух предприятий по результатам тендерных торгов. Растрату оценили в 1,3 млн гривен.

В последний раз "Гетман Сагайдачный" проходил доковый ремонт в 2012 году. Тогда этим занимался "Севастопольский морской завод", который также принадлежал до оккупации Петру Порошенко.

В 2014-м году он становился на ремонт в Одесском порту, где ему ремонтировали один из узлов специалисты Одесской "Судоверфи".

Несмотря на то, что "Гетман Сагайдачный" остается флагманом ВМС и участвовал в таких операциях, как "Активные усилия" в Средиземном море в 2008-м году и "Океанский щит" НАТО по противодействию пиратству в 2013-м, он является старым кораблем, который спущен на воду аж в 1992-м году. Нам всем известно, каким было отношение к армии до начала войны, в частности к флоту. Впрочем, старость фрегата не снимает ответственности за некачественный ремонт, причину которого пока, без фактов, оценить невозможно. Кто виновен в этой истории и какова перспектива "Гетмана Сагайдачного" на фоне реформ украинского флота - покажет лишь время.

Не стоит забывать, что по словам екс-командующего ВМС Украины вице-адмирала Сергея Гайдука, до 2020 года за счет строительства около 30 новых кораблей, вспомогательных судов и катеров должно быть создано ядро национального флота в составе уже 66 боевых и вспомогательных единиц, способных решать боевые задачи по защите интересов государства на море.

В интервью Defense Express Гайдук еще в феврале 2016-го рассказывал, что основу ВМС Украины должны составлять новые корветы проекта 58250, ракетные катера типа "Лань", малые бронированные артиллерийские катера типа "Гюрза-М" ("Аккерман" и "Бердянск" уже вошли в состав ВМС), десантно-штурмовые катера типа "Кентавр".

Но на каких мощностях будет реализована реформа, если у нас фрегат после ремонта ломается?

Больше новостей о событиях в мире читайте на Depo.Война