Что может остановить безвиз между ЕС и Украиной

ЕС и Украина зашли настолько далеко, что попытка кого-либо повернуть обратно будет означать потерю лица

Роман Федюк

Президент Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер после встречи в Брюсселе с президентом Украины Порошенко и главой Европейского совета Туском порадовал мир сообщением о том, что Европейская комиссия в апреле готова подать законодательное предложение относительно визовой либерализации для Украины. Его позицию поддержал глава Европейского совета Дональд Туск, который отметил, что Украина выполнила необходимые дальнейшие шаги по визовой либерализации.

В апреле или не в апреле, но это радостное и долгожданное событие случится, скорее всего, до саммита Украина-ЕС, который назначен на 19 мая.

Далее решение о предоставлении Украине безвизового режима должно быть ратифицировано обеими палатами законодательного органа ЕС – то есть Европейским парламентом и Советом ЕС.

При этом ратификация будет проходить по относительно новой процедуре, которая вступила в силу в ноябре 2014 года. Процедура эта предусматривает принятие решения квалифицированным большинством голосов, а не стопроцентным "консенсусом", как было ранее.

Точные условия процедуры принятия – как и все, созданное европейской бюрократией – штука сложная и запутанная, но суть сводится к тому, что решение могут принять не менее 55% стран-членов ЕС, представляющих не менее 65% населения Евросоюза.

Поэтому традиционные путинские агенты влияния в ЕС, скорее всего, воспользоваться ситуацией даже и не пробовать не будут. На принятии безвизового режима с Украиной выторговать себе некие преференции в обмен на правильное голосование им вряд ли удастся.

Что же может реально остановить принятие безвизового режима?

Первым - и очевидным – способом остановить процедуру получения безвизового режима могла бы стать отмена или замена отдельных законодательных актов из "безвизового" пакета. Что представляется крайне маловероятным. Ибо если и найдется достаточное количество самоубийц в парламенте – то их усилия будут перечеркнуты президентским вето. Порошенко безвизовый режим сейчас весьма необходим.

Популярной также является идея о том, что решение ЕС относительно безвизового режима с Украиной может быть изменено в зависимости от эффективности работы созданных антикоррупционных органов. Вероятность этого, конечно, существует – особенно если учесть не слишком удачный старт Национального агентства по вопросам предотвращения коррупции, которое пока так и не справилось с выборами собственного руководителя. Но для того, чтобы эти "технические" подробности повлияли на решение ЕС, нужна совсем уж вопиющая бездеятельность борцов с коррупцией, которая будет переходить в откровенный саботаж. Что не выгодно сейчас никому из тех, кто формировал антикоррупционные органы.

Никакие внутриполитические проблемы ЕС – наподобие кризиса с мигрантами в Германии – на решение по безвизовому режиму тоже не повлияют. Поскольку в Брюсселе очень четко различают проблемы с миграционной политикой, связанные с Восточной Европой и Ближним Востоком.

Конечно, существуют сценарии, при которых принятие безвизового режима может остановиться – вроде начала полномасштабных боевых действий на востоке Украины, и тектонических сдвигов в самом ЕС. Но все они предусматривают форс-мажор такого масштаба, что в случае его реализации всем нам будет уже не до Европы и не до виз.

А пока ЕС и Украина зашли слишком далеко, чтобы иметь возможность повернуть назад, не потеряв при этом лицо. Впрочем, в последнем случае всегда есть шансы на неприятное чудо.

Больше новостей о событиях в мире читайте на Depo.Мир