Назад в СССР: Что Путин ищет в Африке

Кремль пытается воспользоваться своими старыми советскими связями для того, чтобы обеспечить поступление твердой валюты из Африки. Вот только Китаю, США и даже Индии они там не конкуренты

Андрій Коваленко

В начале марта глава российского МИД Сергей Лавров поехал в Африку. На континенте он разъезжал как по странами с "орбиты СССР" - Анголе, Мозамбику, так и другим государствам, где представлены интересы российского бизнеса - Зимбабве, Намибии и Эфиопии.

В столице последней, Аддис-Абебе, Лавров хотел встретиться с тогда еще главой Госдепа Рексом Тиллерсоном, который также поехал в Африку. Они даже в одном отеле жили. Но не сложилось, а уже 13-го марта Тиллерсона вообще уволили с должности, заменив его Майком Помпео.

На России визит Лаврова в Африку рассматривали в качестве "возврата в СССР". Мол, Кремль восстанавливает свое влияние на континенте. Однако, на самом деле ситуация для Москвы отнюдь не так радужна.

Продвигать интересы

В каждой из посещенных столиц пяти африканских государств Лавров говорил про историческую преемственность, напоминая о дружбе русского народа с ангольским, мозамбикским и так далее. В столице Анголы Луанде он даже открыл памятник воинам-интернационалистам, которые боролись за ее независимость и помогали во время гражданской войны. Но подобные официальные разговоры о братских народах - всего лишь ширма.

Политику Москвы в Африке можно разделить на несколько составляющих.

Во-первых, в укреплении политического сотрудничества со странами континента Кремль видит для себя возможность усилить поддержку его позиции в международной политике. Например, в ООН, где Африка имеет немалый удельный вес. В 2014-м году резолюцию Генассамблеи против признания Крыма в составе России не поддержали 10 стран, среди которых было только 2 африканских - Судан и Зимбабве, тем самым отплатив Москве за давнюю поддержку своих режимов. А потребоваться может гораздо больше таких союзников в будущем.

Во-вторых, Россия стремится к укреплению взаимодействия в формате БРИКС, где на сегодняшний день из числа африканских стран представлена лишь ПАР.

Кроме того, Москва заинтересована в ресурсах Африки, а также замене ряда продуктов от европейских поставщиков африканскими (какао, кофе, фрукты). Со своей же стороны Россия рассчитывает на экспорт в Африку зерна, машиностроительной продукции, оружия и, конечно же, создание атомных электростанций. Вопрос обсуждается с Эфиопией, уже подписан договор с Египтом, есть диалог с Суданом.

Но методы достижения собственных целей на России существенно отличаются от Китая - главного игрока в сегодняшней Африке, а также США с ЕС.

Отойти от СССР

В 2009 году китайцы обошли США по товарообороту с Африкой, а в 2015 году он достиг $200 млрд. У американцев товарооборот с африканцами в 2017-м составлял $38,5 млрд. Россия же проигрывает не только китайцам и американцам, но и ЕС (экспорт в Африку превышает $150 млрд) с Индией. Хотя у Москвы есть и прогресс, но ее товарооборот со всеми странами Африки к югу от Сахары в 2017 году составил лишь $3,6 млрд (в 2016 году - $3,3 млрд). Общий объем торговли России со странами континента в 2017 году превысил $17 млрд.

Тактика успеха Китая в Африке во многом напоминает советскую, только более прагматичную.

В 20-м веке СССР поддерживал обретение колониями независимости, финансируя отдельные организации (МПЛА в Анголе, ФРЕЛИМО в Мозамбике), а позже помогая режимам деньгами и специалистами. Кроме этого, СССР вкладывал средства в инфраструктуру. Причем, во многом делал это безвозмездно, в угаре Холодной войны с США. В 2017-м Путин рассказал, что Россия простила африканцам $20 млрд долгов.

После развала Союза Африканская политика России изменилась. В 90-е ее практически не было, а в более сытые 2000-е Москва сделала ставку на свою "старую агентуру". Взять хотя бы лидера Мозамбика Филипе Ньюси. Он был молодым кадром леворадикальной организации ФРЕЛИМО, а бывший лидер Анголы Эдуардо душ Сантуш, который правил страной 40 лет, в свое время был партизаном в крыле МПЛА. Главная фишка этой ставки в том, что Кремль больше не вкладывает свои деньги в строительство дорог, школ и прочего. А рассчитывает исключительно на своих "давних партнеров" в верхушках государств для продвижения интересов собственного бизнеса, чтобы получать контракты и деньги за строительство инфраструктуры, а также доступ к ресурсам.

В Африку Лавров ехал именно для того, чтобы поговорить, с кем следует. В Анголе и Зимбабве не так давно сменилась власть. Близкий к России Жозе Эдуарду душ Сантуш ушел с поста, а к его преемнику Жуану Лоренсу глава российского МИД приехал, чтобы передать приглашение Путина посетить Москву. В Зимбабве Лаврову нужно было прощупать отношения с Эмерсоном Мнангагвой, который сменил в прошлом году Роберта Мугабе.

В обоих государствах у Москвы есть значительные интересы. В Анголе группа компаний АЛРОСА принимает участие в реализации проекта по добыче алмазов. Россиянам принадлежит 32,8% в горнорудном обществе "Каток". В январе 2018 го АЛРОСА сообщила о желании потратить $70 млн на приобретение еще 8,2% акций проекта. Эта же компания заинтересована в алмазах Намибии. Кроме того, в 2013-м с Анголой был подписан военный контракт на $1 млрд, и этому государству Россия мечтает продавать самолет Sukhoi Superjet 100. А в Зимбабве российские компании участвуют в проекте по освоению одного из крупнейших в мире платиновых месторождений Дарвендейл.

В Мозамбике российский дипломат посетил старого партнера Ньюси тоже не просто так. Компания "Роснефть" в консорциуме с ExxonMobil в 2015-м получили право на разведку крупнейших залежей газа на шельфе.

Также для россиян важен африканский рынок оружия. На него приходится 11% российских продаж.

Китай же, наоборот, всю свою политику строит на кредитовании государств под инфраструктурные проекты. Дороги, школы, шахты - Поднебесная выдает займы под низкий процент через Exim Bank, China Development Bank и другие государственные банки. В условиях кредитования также прописывается участие китайских рабочих. Но деньги они дают не просто так, как это делали в СССР. В случае невозврата - суд и возможная потеря государством инфраструктуры.

Ангола является показательным партнером России и кредитором Китая. Она страдает "голландской болезнью" и полностью зависима от экспорта ресурсов, что препятствует развитию других секторов экономики. Нефть, алмазы, железо, алюминий составляют 99% всего экспорта, в котором нефть занимает 96%. Производства практически нет. С 2004-го года государство сидит на игле китайских кредитов, ведь после окончания гражданской войны сотрудничество с МВФ не удалось. Залогом платежеспособности Анголы с тех пор было увеличение добычи нефти - кредиты давались, в том числе, под залог нефтяных контрактов. В 2002 году было экспортировано нефти на $5,7 млрд, а в 2014 году почти в десять раз больше - $52 млрд. Основной экспорт был в Китай. Кредитные деньги должны были идти в промышленность, сельское хозяйство, инфраструктуру, но внутреннее производство так и не запустили из-за отсутствия квалифицированной рабочей силы. Деньги Поднебесной в ангольском производстве приходили осваивать китайские производители. Например, ангольские кирпичные мануфактуры были вытеснены китайскими машинами по производству строительного кирпича. В свете такого состояния дел в 2011-м в Анголе вспыхнули протесты против власти и лично Сантуша из-за бедности, безработицы и диктатуры.

К слову, о подобных примерах и говорил в Эфиопии уже уволенный Госсекретарь Рекс Тиллерсон, когда советовал осторожнее относиться к китайским кредитам.

США, которые во многом уступают Китаю в инвестициях (в последние годы американцы инвестировали в Эфиопию $550 млн, а Китай - $15 млрд), сохраняют свое влияние в военно-политической сфере. В 2008 Вашингтон создал Африканское командование вооруженных сил США (АФРИКОМ). Его главной целью называлась борьба с терроризмом. Присутствие последних (Аш-Шабаб, Аль-Каида) на Континенте существенно усилилось. Также они вместе с ЕС делают ставку на создание демократических институтов, вооруженных сил, полиции и других органов власти в государствах, выделяют $3 млрд на гуманитарную помощь.

Такой формат более успешен в глобальном плане, чем у Москвы.

Почему Москва не станет глобальной силой

В Африке Россию не интересуют внутренние проблемы государств. Она не ведет активную борьбу с исламистами, не занимается гуманитарными проблемами. У нее нет денег на конкуренцию с Китаем, США и ЕС в кредитовании. Проще говоря, она не вкладывает огромные деньги, за которые покупается влияние. Даже для тех пяти стран, которые посетил Лавров, Россия не является главным экономическим партнером.

Все, что осталось от былого величия - это отдельно взятые люди или режимы. Имея в кармане власть богатых ресурсами государств, можно осваивать их нефтедоллары. Но ничего глобального в такой политике Москвы нет. Ведь задачи она решает локальные, которые не гарантируют ей никакого влияния в будущем. Проще говоря, Москва сидит на определенных потоках. Но власть в государствах может смениться, как это было в Зимбабве при внешней поддержке Великобритании. И необязательно, что с новым руководством получится сотрудничать, конкурируя с более влиятельными игроками. А своих претендентов на власть, "революционеров", как это делал СССР, для Африки Россия больше не воспитывает.

Больше новостей о событиях в мире читайте на Depo.Мир