Последний бой Лукашенко с Путиным: Как Беларуси дожить до весны

Россия жестко увязала сохранение экономических преференций для Минска с "углублением интеграции" - которое предполагает отказ Беларуси от заметной части институтов независимого государства

Тарас Паньо

Свежие новости из Беларуси для стороннего наблюдателя могут показаться странными. То появляется новость, что президент страны Александр Лукашенко устраивает совещание с чиновниками, посвященное жесткому давлению со стороны России и принимает решение "до конца стоять за независимость". То, через несколько часов, пресс-секретарь Лукашенко Налая Эйсмонт называет все это "плодом бурной фантазии".

Также Лукашенко устраивает публичную ссору с Владимиром Путиным из-за каких-то слишком уж разных условий для белорусских и российских потребителей газа — а то он утверждает, что извинился перед Путиным. Чтобы через несколько часов уже констатировать, что фразу об извинениях "неправильно поняли".

В общем, складывается впечатление, что руководство республики переживает какой-то далеко не самый простой период. Потому что хоть Александр Григорьевич всегда был мастером нетривиального публичного слова и "двунаправленной" политики, но в последнее время он превосходит сам себя.

В конце концов, для этого у белорусского президента есть веские причины. Суть которых сводится к следующему — для сохранения хотя бы минимальных экономических преференций для Беларуси в поставках углеводородов, Кремль требует "усилить интеграцию стран". На своих, конечно же, условиях.

Суть конфликта между Минском и Москвой — общеизвестна. Речь идет о так называемом "налоговом маневре" Москвы, где приняли решение, что с 2019 года будут отменяться экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты — с нынешних 30% на пять процентов ежегодно в течение шести лет. Эту пошлину Беларусь и так не платит. Зато в аналогичном размере будет расти налог на добычу полезных ископаемых, который белорусам придется платить. По оценкам Минфина Беларуси, страна за шесть лет может потерять около $10 млрд из-за этого "маневра" России.

Впрочем, до недавнего времени в Минске надеялись договориться о каких-то механизмах компенсаций. Но на протяжении последних двух недель стало понятно, что в Москве возможные смягчения решений в отношении Беларуси жестко привязали к "углублению интеграции" в рамках все еще недовыполненного Союзного долговора между Россией и Беларусью.

В частности, 6 декабря в Санкт-Петербурге на заседании Высшего Евразийского экономического совета Путин и Лукашенко поспорили о цене на российский газ и тарифе на его транспортировку в Беларусь. Последний тогда высказал недовольство по поводу того, что тариф на поставку газа для Беларуси с Ямало-Ненецкого округа составляет почти $3 за тысячу кубометров на 100 км, а внутрироссийский тариф - всего лишь около $1. В ответ на что Путин признал, что нужно двигаться к идентификации тарифов, но своеобразным способом. Он заявил: "Для этого нужно время и другой уровень интеграции между нашими странами".

"Намеки" этим эпизодом не закончились. Аналогичное заявление российский премьер-министр Дмитрий Медведев сделал 13 декабря в Бресте, заявив, что экономическое сотрудничество и помощь возможны только при условии углубления экономической интеграции. И даже направление этой интеграции указал: "Россия готова и дальше продвигаться по пути строительства Союзного государства, включая создание единого эмиссионного центра, единой таможенной службы, суда, счетной палаты". Что, в общем, в случае реализации можно будет расценивать, как фактический конец белорусского суверенитета.

После чего эта позиция неоднократно повторялась и более мелкими российскими чиновниками — вроде вице-премьера России Дмитрия Козака, который отказался обсуждать компенсацию потерь от "налогового маневра" с вице-премьером Беларуси Игорем Ляшенко и послом на России Владимиром Семашко "до принятия принципиальных решений о движении в направлении дальнейшей интеграции России и Белоруссии в рамках Союзного государства".

Запланирована, правда, также встреча Лукашенко с Путиным в конце декабря, где Александр Григорьевич надеется "порешать" досадные проблемы. Но на самом деле шансы на это минимальны.

Отказываясь от привычных форм долгосрочного влияния на Беларусь, Москва ставит вопрос ребром: или немедленная интеграция на российских условиях, или отказ от любой экономической поддержки.

Для чего это Путину — можно догадаться. У российского населения миновали последние остатки эйфории от "Крымнаша", и заметная часть граждан начала возлагать ответственность за радикальное ухудшение благосостояния на действующего президента Страны. Которому нужны новые геополитические победы для улучшения ситуации с рейтингом. И поскольку новые геополитические авантюры с применением насилия сейчас могут стоить России слишком дорого, в ход пошел последний резерв — Беларусь, которую можно получить, просто затянув экономическую удавку на шее Лукашенко. За это не только новых санкций не будет — о событии даже на Генассамблее ООН не вспомнят.

Другое дело, что для России - это ход ва-банк. Ибо в случае, если Минск на сдачу элементов суверенитета в обмен на финансовые преференции (которые могут быть отменены в любой момент с помощью очередного "налогового маневра") не согласится, то станет понятно, что других инструментов влияния на неуступчивого "бацьку" у Москвы больше нет. Ну, за исключением "зеленых человечков", конечно. Но и с их использованием против Беларуси все тоже может оказаться не так-то просто.

Больше новостей о событиях в мире читайте на Depo.Мир