Когда развалится Россия: сбросит ли Татарстан московское иго

Depo.ua продолжает цикл аналитических материалов о сепаратизме на России, "ящик Пандоры" которого открыл сам Путин

Олександр Ніконоров

Аналитики американской частной разведывательной кампании Stratfor утверждают, что современная Российская Федерация переживет повторение опыта Советского Союза 1980-х и России 1990-х. На их взгляд, в ближайшие десять лет мир ожидают существенные изменения: Россию ожидает распад, а Германия утратит позицию лидера в видоизменившемся Евросоюзе.

«Маловероятно, что Российская Федерация выживет в своем нынешнем виде. Неспособность России превратить свою энергетическую прибыль в самоподдерживающуюся экономику делает ее уязвимой к колебаниям цен. У нее отсутствует какая-либо защита против этих рыночных сил. Учитывая организацию федерации, где прибыль в первую очередь поступает в Москву, поток ресурсов также существенно изменится, - сказано в прогнозе, который охватывает период с 2015 по 2025 год. - Регионы будут обеспечивать себя своими силами, образуя неформальные и формальные автономии. Экономические связи, удерживающие российскую периферию с Москвой, будут рваться. Исторически сложилось так, что русские решали такие проблемы с помощью тайной полиции - КГБ и ее преемницы ФСБ. Но также, как и в 1980-х, в этом десятилетии тайная полиция не сможет сдерживать центробежные силы, подталкивающие регионы в разные стороны от Москвы. Власть ФСБ ослаблена тем, что руководство службы задействовано в национальной экономике».

По мере ослабления экономики, по мнению аналитиков Stratfor, то же самое будет происходить и с ФСБ, без которой распад Российской Федерации некому будет предотвратить.

К мнению данной частной разведывательной кампании прислушиваются не только в США, но и в ряде европейских государствах, а также в самой России. При этом, стоит добавить, что ультраправая среда российского общества, активно поддерживающая конфликт на украинском Донбассе, боевиков «ДНР» и «ЛНР», восприняла подобного рода прогнозы как реальную угрозу. Для данного крыла российского общества, которое по разным оценкам социологов может достигать до 30 %, возможность развития подобного сценария чревато не только полным фиаско идей образования мифического неофашистского проекта расширения «русского мира». Также это становится сигналом к возможной потери территорий, которые удалось сохранить после краха СССР в 1991 году.

Будут ли развиваться события в России по сценарию, описанному в прогнозе американских аналитиков, покажет время. Однако первые сигналы касательно возможности развития ситуации в данном направлении возникли еще до того, как появился доклад Stratfor. И хотя большинство граждан РФ скептически относятся к риторике, когда звучат заявления о возможности развития сепаратизма в отдельно взятых регионах России, от этого ситуация объективно не изменится. В 2012 году большинство украинцев также скептически относилось к возможности развития сепаратизма и агрессивной внешней политики РФ против Украины в Крыму и на Донбассе, зачастую не замечая явные сигналы, уже тогда демонстрирующие старт процессов со стороны Кремля в данном направлении. Тоже самое сегодня касается некоторых регионов РФ, в которых, по мнению граждан РФ, якобы нет оснований для активации дезинтеграционных процессов. Что ж, отложим эту дискуссию и пищу для размышлений на неопределенный промежуток времени, когда первые тенденциозные сигналы станут более очевидны для рядового обозревателя и России, и Украины, и граничащих с ними государств.

В этом материале мы продолжаем начатую ранее серию публикаций о потенциале развития сепаратизма в отдельных регионах РФ, рассмотрев кейс современного Татарстана.

Определим основные особенности потенциального развития сепаратистских тенденций в современном Татарстане.

Исторический фактор

В январе 2014 года 23-летний выпускник Казанского научно-исследовательского технического университета (КНИТУ) Роман Корнилов обратился с заявлением к генеральному прокурору РФ Юрию Чайке с просьбой изъять из обращения учебник «История Татарстана с древнейших времен до наших дней», написанный Данией Сабировой и Якубом Шараповым. После перечисления целого ряда антироссийских цитат из учебника Роман Корнилов просил Юрия Чайку «провести проверку по всем изложенным в настоящем заявлении фактам и принять по ним надлежащие меры прокурорского реагирования, а также изъять данное учебное пособие из обращения ВУЗов РТ». По факту же данная книга при ее прочтении открывает правду на реальные страницы истории татарского народа, период ее оккупации и приводит факты ущемления прав татарского народа в различные исторические периоды после захвата данной территории Россией. Авторы книги подчеркнули, что Волжская Булгария и Казанское ханство непосредственно идентифицируются с современным Татарстаном. Татарские историки считают, что современная Татария существовала тогда в качестве независимого государства. Среди разделов и параграфов книги можно встретить следующие: «Древнейший Татарстан», «Древний Татарстан», «Ранние государственные образования древнего Татарстана».

Сабирова и Шарапов отметили, что историю молодого государственного образования (Татарстан с момента провозглашения в 1920 г. Татарской автономной республики) более древняя, чем принято считать в официальной Москве и на пропагандистских телепередачах в российских СМИ.  Авторы показывают, как с точки зрения татарского народа, а не официальной позиции Москвы, проходила оккупация Казанского ханства в 1552 году Московией. Показательны названия отдельных глав и подглав: «Обострение Татарстано-Российских отношений» (в главе речь идёт о первой половине XVI века), «Война за независимость», «Борьба против оккупации». Сабирова и Шарапов указывают, что Татарстану не удалось отстоять в полной мере свою национальную самобытность», а после присоединения к русскому государству он состоял из двух общин: татарской, национально-подавленной, и русской, относящейся к господствующей нации».

Однако подобная риторика сразу же вызвала критику у шовинистического «экспертного пула» самой РФ. По мнению активистов татарского интернет-сообщества «Татары – патриоты России», в данном учебнике «пропагандируется татарский неонацизм», а представленные в учебнике исторические «мифы» якобы «формируют чувство исключительности представителей татарского народа, одновременно формируя негативное восприятие русского народа и России».

Стоит добавить, что после развала СССР в 90-х годах XX века, Российская Федерация, по мнению многих политологов, сама была на грани распада. Сепаратистские тенденции в то время были ярко выражены и в Татарстане. Идейным выразителем сецессии выступал президент Республики Татарстан Минтимер Шаймиев.  Частично такая политика была спровоцирована заявлением главы Верховного Совета РСФСР Бориса Ельцина, которое он высказал на встрече с общественностью Казани 8 августа 1990 года: «берите столько суверенитета, сколько сможете проглотить». Под руководством Шаймиева была принята Декларация о государственном суверенитете Татарской ССР, а также разработана и принята Конституция Республики Татарстан. При его инициативе в 1992 году был проведён Референдум по вопросу о государственном статусе Республики Татарстан, в ходе которого около 62 % избирателей проголосовали за то, чтобы Татарстан стал суверенным государством, «субъектом международного права, строящее свои отношения с Российской Федерацией и другими республиками, государствами на основе равноправных договоров». При активном участии Шаймиева в 1994 году был заключён Договор между Татарстаном и Российской Федерацией. В заключённом 15 февраля 1994 года Договоре Татарстан объявлялся объединённым с Россией ассоциированным государством с конфедеративным статусом. Под его руководством был учреждён «Всемирный Конгресс Татар». Однако постепенно в Кремле перехватили инициативу, и ценой обмана, подкупов и шантажа региональной элиты Татарстан удалось на тот момент оставить в составе Российской Федерации.

В целом, татарский сепаратизм 90-х и 2000-х годов основывался, в том числе, на обвинении русских в осаде Казани и подкреплялся лозунгами «Я помню 1552 год» и «Холокост татарского народа — 1552!» Татарские националисты начали отмечать неофициальный «День памяти защитников Казани» ежегодно, считая Казанское ханство мирным, а Московское княжество агрессивным образованиями. До 2012 года появлялись предложения об отделении от России, требования «Кайся, Русь!» и другие. Данные настроения находило поддержку и в среде команды Шаймиева, что вызывало определенное недовольство и опасение в Кремле.

Исламистский фактор

1. Общий анализ проблемы

Еще в январе 2014 года представители пропутинского политического движения «Суть времени», возглавляемого Сергеем Кургиняном, обратили внимание на процессы, протекающие в российских регионах. Они отметили несколько общих и достаточно тревожных для России тенденций, имеющих прямое отношение к проблематике сепаратизма.

Среди одной из тенденций была отмечена угроза развития радикального ислама, который, впрочем, охватывал не только территорию самого Татарстана.  Прокремлевские общественно-политические деятели отмечали, что уже в значительной части российских регионов фиксируется деятельность исламистских организаций и подпольных террористических групп, наращивающих свою численность за счет вербовки представителей коренного русского населения. Главная причина, по которой данная информация не попадает в публичное поле и на становится предметом обсуждения среди рядовых россиян, - цензура, умноженная на противодействие со стороны ФСБ, о котором, в частности, и упомянули в отчете аналитики Stratfor.

Стоит отметить, что в первой половине декабря 2013 года в Новосибирском областном суде рассматривалось уголовное дело вооруженного формирования «Новосибирский джамаат». В ходе следствия было установлено, что группа, возникшая в 2011 году под руководством члена северокавказской группировки А. Кунашева, занималась грабежами для накопления финансовых средств и приобретения оружия, причем часть денег направлялась аффилированным с ней структурам на Северный Кавказ. В дальнейших планах группировки было нападение на местное отделение полиции для пополнения оружейного арсенала, а затем «уход в леса» для ведения «партизанской войны». При задержании членов группировки в 2012 году были изъяты вооружение и взрывчатка, которых хватило бы для совершения нескольких крупных терактов. По одной из версий следствия, «Новосибирский джамаат» являлся ячейкой сети «Имарат Кавказ» и боролся за «создание на территории области самостоятельного шариатского государства». Однако, что примечательно, все рядовые члены подпольной организации были русскими, принявшими ислам и завербованными либо в новосибирских тюрьмах и колониях, либо через местную «спортивно-криминальную среду». Данная группа имела связи с подпольными ячейками в Татарстане, Ханты-Мансийском автономной округе, на Кавказе, в Башкирии. Опасение у российских силовиков вызвал тот факт, что помимо людей преимущественно местной национальной среды, состав данных групп активно начали пополнять «русские подростки-ваххабиты в Сибири». Угрозы в этом увидели также и православные, и мусульманские священнослужители.

2.2. «Хизб ут-Тахрир»

В 2012-2013 гг. в Казани стали вновь появляться автомобили с символикой «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами».

Справка. «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами» - международная исламская политическая партия, основанная в 1953 году в Восточном Иерусалиме судьей местного шариатского апелляционного суда Такиуддином ан-Набхани. «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами» признана террористической организацией в России, в Казахстане и других странах. В Германии деятельность организации также запрещена за непризнание Израиля, однако этот запрет касается только публичной деятельности партии, и немецкие правоохранительные органы не преследуют членов «Хизб ут-Тахрир». Во всех других странах Европы и Америки партия действует легально и публично. В Украине она также не запрещена законом. Активно действовала в Крыму до аннексии полуострова российскими войсками. Декларируемая цель организации - восстановление справедливого исламского образа жизни и исламского государства (халифата) и воплощение в ней исламской системы. Основу политической доктрины организации составляет идея о восстановлении религиозно-политической структуры времен Мухаммада и его первых четырех преемников, когда халифы избирались из самых достойных. Следующие исламские локальные и региональные государственные объединения также признаны халифатами. По официальной версии, причиной образования «Хизб ут-Тахрир» является «ответ на призыв Всевышнего Аллаха», изложенный в суре 3, аяте 104 Корана: «И пусть будет среди вас группа, которая призывает к добру (Исламу), приказывает одобряемое и запрещает осуждаемое». В немусульманских странах, по заявлению официальных представителей партии, ведется идеологическая и пропагандистская деятельность, направленная на призыв мусульман к строгому следованию законам своей религии, а немусульман - к принятию Ислама. Ряд исследователей обвиняет партию в связях с террористическими организациями. Независимые эксперты сходятся на том, что деятельность «Хизб ут-Тахрир» хотя и откровенно противоречит демократическим ценностям, но все же не является преступной, а также далека от терроризма и силовых действий.

Внешне люди, состоящие в партии «Хизб ут-Тахрир», не отличаются от остальных мусульман. Если ваххабитов можно зачастую отличить по коротким штанам и густым бородам, то члены «Хизб ут-Тахрир» могут носить костюмы и галстуки. Бороды обычно носят короткие, но при этом не обязывают носить бороду своих последователей (можно встретить безбородых членов партии). Слушать музыку, исполнять песни у них не запрещается, в отличие от ваххабизма, поскольку они полагают, что если это поможет привлечь к себе больше людей, то допустимо. Поэтому на их акциях можно увидеть и небольшие концертные программы, где певцы выступают с репертуаром на исламские темы. Не запрещают они и курение.

Структура «Хизб ут-Тахрир» представляет собой пирамиду, которая включает в себя семь ступеней: мутамад (главный руководитель в масштабах одного государства), масуль (руководитель региональной организации), мусаид (помощник масуля), накиб (руководитель города, района), помощник накибамушриф (руководитель одного или нескольких кружков (халакат), шабаб (активист, уже воспринявший идеологию до конца и ставший полноправным членом организации) дарис (член кружка, являющийся послушником). Первичной ячейкой организации являются, как уже было сказано, кружки по изучению религиозной литературы – халакат, состоящие из 5-15 дарисов во главе с мушрифом. Занятия в халакат проводятся два раза в неделю. Раз в месяц происходит совещание мушрифов, в ходе которого обсуждаются практические и организационные вопросы. Накиб снабжает литературой, распределяет финансовые средства и принимает пожертвования. В кружках помимо штудирования литературы проводят инструктаж на случай ареста, поэтому занимающиеся там знают, как себя вести со следователем и при задержании. Исходя из инструкций, люди из «Хизб ут-Тахрир» всегда держат наготове видеокамеру, чтобы снимать полицейских. В опасных для них ситуациях допустимо скрытие или отказ от членства в «Хизб ут-Тахрир» (принцип «такия» — скрытие своих убеждений), если это поможет избежать более тяжких для члена организации последствий.

Возвращаясь к Татарстану, отметим, что местные правоохранительные органы на публичные акции «хизбов» отреагировали далеко не сразу, объясняя свою пассивность «пробелами в федеральном законодательстве». Проблема оказалась в том, что исламисты в Татарстане имеют растущую негласную поддержку со стороны части местной элиты.

2.3.  Связи с общественно-политическими группами

В июле 2012 года в Казани исламистами был организован теракт, в ходе которого верховный муфтий Татарстана И. Файзов получил ранение, а известный духовный авторитет В. Якупов был убит. После этого начались аресты подозреваемых исламистов. Часть представителей исламских и националистических организаций Татарстана обвинила в организации терактов российские спецслужбы с целью дискредитации независимого от Кремля политического движения в регионе.

В след за этим в ответ на действия ФСБ и МВД на территории Татарстана началась организация серии митингов против притеснения мусульман, организованные местным отделением «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами» с участием татарских националистических организаций, являющихся сторонниками «независимости Татарстана». Среди последних — Милли меджлис татарского народа («Национальное правительство в изгнании»), «Всетатарский общественный центр» (ВТОЦ), союз татарской молодежи «Азатлык» («Свобода»). Все эти акции сопровождались статьями журналистов, в которых подтверждались документальные факты гонений на мусульман в Татарстане. В защиту «хизбов» была организована поддержка со стороны исламистов Дагестана, в рамках которой были предприняты попытки провести большой «митинг против исламофобии» в Москве.

Подобные действия российских спецслужб не только консолидировали протестную политическую среду в республике, но и снова ввели в повестку дня вопрос о татарской независимости. При этом центральные СМИ с подачи руководства Кремля максимально использовали механизм цензуры для того, чтобы блокировать распространение в медиа полного объема информации о подобных процессах в периферийных регионах РФ. Проблему латентного сепаратизма сознательно умалчивали и продолжают подобную практику, используя различные силовые механизмы. На фоне «беспредела силовиков», информацию о котором периодически можно встретить в специализированных пабликах социальной сети «ВКонтакте», периодически отмечается рост антироссийских настроений и в части татарстанской элиты.

17 декабря 2013 года в соцсети «ВКонтакте» была создана группа «Истинные Татары», от лица которой помещается следующий текст: «Татары активно поглощаются другими народами... Всё идет к тому, что через какую-то сотню лет татар как самостоятельного народа на Земле не будет... Мы должны спровоцировать мощную миграцию в Татарстан татар. Если нам удастся спровоцировать возвращение хотя бы полумиллиона татар, мы здорово усилим наши позиции».

22 декабря 2013 года на сайте ВТОЦ появился известный сепаратистский лозунг «Хватит кормить Москву!» с припиской «Наверно, Кавказу тоже надо стать суверенным?»

В ноябре 2013 года на территории Татарстана было организовано несколько терактов. Обстрел самодельными ракетами нефтеперерабатывающего завода в Нижнекамске и поджоги православных храмов. Аресты подозреваемых в этих преступлениях вызвали в СМИ и социальных сетях кампанию публикаций и жалоб родственников потерпевших, в которых говорилось о жестоком обращении с задержанными» и даже пытках. Масштаб кампании побудил нового муфтия Татарстана Камиля Самигуллина к созданию специальной комиссии. Комиссия поддержала инициативу образования Мусульманского правозащитного центра, который был создан 5 января 2014 года в Набережных Челнах. Эта структура, представленная членами националистических организаций Татарстана и Башкирии, взяла под опеку мусульман, подозреваемых сотрудниками ФСБ и СК РФ в экстремизме. Тоже самое касалось оказания помощи семьям обвиняемых в экстремизме татар и башкиров.  

В структуре данной организации состоял один из лидеров татарского национального движения второй половины 1990-х писатель Айдар Халим. В РФ он также известен тем, что в книге «Убить империю!» негативно высказывался о русском народе. Другим членом Мусульманского правозащитного центра является сторонник татарского сепаратизма, глава Милли Меджлиса татарского народа Фаузия Байрамова, активно разоблачающая особенности политики РФ в Татарстане, которую именует как колониальную.

В 2014 году в Татарстане прошел суд по делу главы Милли Меджлиса татарского народа Ф.Байрамовой. Её осудили за ряд статей в социальных сетях, в которых она критиковала действия России в Крыму. Байрамова обвинялась по статье 212 Уголовного кодекса РФ – экстремизм. Обвинение предусматривало 1 год тюремного заключения условно. Как заявила сторона обвинения, высказывание Байрамовой, учитывая её должность Главы Милли Меджлиса татарского народа, является «преступлением против конституционного строя и безопасности страны». В частности, Главу Милли Меджлиса хотели осудить за статью в Facebook под названием «Звери и люди», в которой она выступила за защиту прав мусульман, которые пострадали в результате пыток, а также заявление в поддержку крымских татар и украинцев в Крыму.

Однако преувеличивать характер связей исламистов с общественно-политическими и националистическими движениями в современном Татарстане также не стоит. Зачастую этот фактор перекручивается российскими СМИ с подачи спецслужб для «закручивания гаек» и целенаправленной работы по дискредитации потенциальных сепаратистских движений в республике. Кремлевское руководство изображает данные организации в самых негативных красках, в то время, как потенциал экстремистской активности того же «Хизб ут-Тахрир» значительно преувеличен самими силовиками для создания нужной медийной картинки. Тем не менее, потенциальные подпольные группы исламистских организаций в Татарстане сегодня действительно существуют, однако максимально ограничены в своей деятельности в силу изменения политической обстановки в РФ после марта 2014 года. Реактивация, выход из подпольного положения и включение в протестный сепаратистский процесс исламистских организаций Татарстана возможен после резкого ухудшения социально-экономической ситуации в России, служащей катализатором для развития подобных тенденций. Таким образом, данные структуры смогут занять одно из направлений активных сепаратистских протестных движений в регионе в условно называемый «час Х».

Татарский национализм

Одним из факторов, который оказывает на рост сепаратистских тенденций в Татарстане, является феномен татарского национализма. По информации директора Института этнологических исследований Уфимского научного центра РАН Айслу Юнусова, применительно к татарскому национализму можно говорить о тенденции пантатаризма.

«Завтра мы придем в Кремль» — таковы установки идеологов пантатаризма, - отмечает Айслу Юнусов. - Под национализмом тюркских народов часто подразумевают экстремистские идеологии, вброшенные в мусульманскую среду России».

Крайне опасной считает проблему сепаратизма научный сотрудник Приволжского центра региональных и этнорелигиозных исследований Российского института стратегических исследований Василий Иванов. По его словам, проблема весьма актуальна и особенно нужно обратить внимание на Татарстан, Якутию, Башкирию и другие республики, где идет активная пропаганда сепаратистских идей в молодежной среде.

Старший научный сотрудник Гуверовского института Пол Крейг Робертс - уверен, что любое проявление сепаратизма в России было бы негативно для всего мира. По его мнению, государства, возникшие в случае гипотетического развала Российской Федерации, «были бы слабыми в финансовом, экономическом и военном отношении».

Тем не менее в региональном политическом процессе современного Татарстана, не смотря на активное противодействие со стороны российских спецслужб, представлены татарские националистические организации.

1. «Алтын урда»

Региональное общественное движение Республики Татарстан «Татарский Патриотический Фронт «Алтын Урда» — татарская националистическая организация, зарегистрированная в Татарстане в сентябре 2012 года, хотя начало ее деятельности приходится на несколько лет раньше. В переводе означает «Золотая Орда». В своей деятельности организация выступает за объединение всех этнических групп татарского народа под общей идеологией их ордынского происхождения («Ордынство»). Члены организации своей целью ставят сохранение и развитие татарской нации. Сами активисты отрицают то, что являются сепаратистской организацией, но при этом не отрицают суверенитет татарского народа. Организация оппозиционно настроена в отношении российского правительства. Движение регулярно участвует в митингах и акциях по защите прав татарского народа, например, в митинге за сохранение образования на татарском языке. Одним из направлений деятельности организации является способствование переезду татар в Республику Татарстан. Лидер организации – Данис Сафаргали.

2. «Азатлык»

Союз татарской молодежи «Азатлык» («Свобода») возник в 1990-е годы в структуре Татарского Общественного Центра.  Главные центры организации в момент ее создания находились в Казани и Набережных Челнах. Символика организации: белый волк, полумесяц и семиконечная звезда на зелёном фоне. Организация провозгласила своей целью борьбу за выход республики из состава Российской Федерации. Также активисты организации выступают за придание татарскому языку государственного статуса. По ряду признаков считается молодежной националистической организацией сепаратистского толка.

Представитель движения Наиль Набиуллин в декабре 2013 г. заявлял: «Украина была колонией России, сейчас Татарстан, по сути, является той же колонией России. Россия пытается создать второй Советский Союз, втянуть Украину обратно в свои объятия. Но украинцы открыто и громко заявили, что им этого не нужно. И мы поддерживаем этот выбор, потому что видим, какие несчастья приносит эта система – образование на родном языке уничтожается, подавляются национальные активисты, происходит постоянное ущемление национальных прав».

Один из лидеров движения Нафис Кашапов, бывший одним из лидеров Татарского общественного центра (ТОЦ) и партии «Иттифак», высказывал аналогичную позицию: «Я призываю своих земляков татар, народы Поволжья, Урала и Кавказа действовать по образцу и подобию того, что делают сегодня украинцы. Самоорганизация, самозащита и взаимопомощь должны стать нашими главными лозунгами и одновременно. Национально-освободительная борьба народов и ход истории неизбежно приведут к образованию национальных государств на территории РФ».

В 2012 году Союз татарской молодежи «Азатлык» организовал митинг в поддержку логистической базы НАТО в Ульяновске.

Российские спецслужбы неоднократно пытались внести раскол между различными группами татарских националистических организаций. В 2013 году Союз татарской молодежи «Азатлык» объявил о намерении инициировать референдум об отделении татарских районов Республики Башкортостан и присоединении их к Татарстану. Соответствующее заявление, подготовленное совместно с Татарским общественным центром Башкортостана, обнародовал лидер СТМ Наиль Набиуллин. Поводом для публичного обращения стал конфликт между Набиуллиным и координатором движения «Алтын урда» Данисом Сафаргали. По мнению «азатлыковца», на самом деле никаких идеологических разногласий у него с оппонентом не было, а имели место быть «попытки провокаторов создать внутри татарского национального движения раскол и посеять вражду между различными национальными организациями».

Лидеры организации Наиль Набиуллин, Фаниль Гилязов и Рафик Каримуллин. Ранее организации возглавляли Ирек Гарипов и Рамай Юлдашев. Организация имеет свои ячейки в ряде населенных пунктов Татарстана, Башкирии.

В августе 2015 г. председатель Союза татарской молодежи «Азатлык» Наиль Набиуллин присоединился к публичному поздравлению Украины с Днём независимости, в котором обвинил РФ в оккупации Крыма и вторжении российских войск на территорию украинского Донбасса. Татарские националисты в этом же письме указывают, что Украина является национальным государством, а украинский патриотизм признаётся крайне положительным явлением. В обращении татарских националистов к Украине, в частности, говорится: «Вы как истинные патриоты своей страны, являетесь примером для всех людей мира, отстаивая свою территориальную целостность... Мы, казанские татары, также имеем свой флаг, наряду с гербом и гимном, которые являются государственным символом Республики Татарстан. Также боремся за свои права, но в более тяжелых условиях, находясь в центре России. Мы уже потеряли в 1552 году Казанское ханство, и ради будущих поколений не имеем права потерять республику Татарстан. Но несмотря ни на что, мы все вместе должны бороться за свое будущее... Слава героям!»

3. Тенгрианство

На развитие националистических настроений в среде молодежи и интеллигенции современного Татарстана оказывает влияние и явление тенгрианства. Тенгрианство – комплекс языческих религиозных верований древних тюрков, в котором главное место отводится культу Тенгри – богу неба. В настоящее время в Татарстане имеют место быть поклонники тенгрианства, преимущественно из числа татарской интеллигенции (Наркас Мулладжанов, Рафаэль Безертинов, Рамай Юлдашев и др.), которые считают тюркское язычество национальной религией татар, в отличие от «семитского» ислама. Современные тенгрианцы каждое лето организуют летний лагерь «Тан батыр» («Богатырь зари») на природе, проводят спортивные мероприятия (стреляют из луков, метают копья и др.), слушают песни татарской певицы Ильсии Бадретдиновой, в творчестве которой много тенгрианских мотивов. По мнению некоторых российских исследователей, влияние тенгрианства на развитие национализма в РТ сегодня незначительно.

Репрессивная политика руководства РФ

В последнее время значительно ужесточилась политика российского руководства в отношении лидеров татарских национальных движений.

Председатель Татарского общественного центра в Набережных Челнах Рафис Кашапов был арестован 28 декабря 2014 г. Его брат Нафис Кашапов вынужден был эмигрировать в Польшу. Председатель Милли Меджлиса татарского народа Фаузия Байрамова (Татарстан, г. Набережные Челны) получила 1 год условно. Под пристальным вниманием силовиков находятся председатель «Шуры аксакалов» Татарстана (Совета старейшин) Раиф Галиев (Татарстан, г. Алабуга), председатель НДП «Ватан» Ринат Хафиз (г. Москва), председатель Антиядерного общества Татарстана Альберт Гарапов (Татарстан, г. Казань), почетный председатель партии НДП «Ватан» Мухаммад Миначев (г. Москва), председатель ВТОЦ Фарит Закиев (Татарстан, г. Казань).

В 2015 году российские власти спровоцировали громкий скандал с участием активистов СТМ «Азатлык», обвинив активистов движения в попытке инфильтроваться в КПРФ для участия в региональных выборах. Партбилеты татарским активистам 21 мая 2015 г. вручал лидер КПРФ Геннадий Зюганов, после чего СМИ обвинили коммунистов в сотрудничестве с «национал-сепаратистами» и «религиозными радикалами». После этого татарстанское отделение КПРФ под давлением из Москвы было вынуждено провести чистку своих рядов, членство участников татарского молодежного движения «Азатлык» в КПРФ признали недействительным. Исключенными из партии коммунистов стали Наиль Набиуллин и Айрат Шакиров. В 2009 г. в адрес Айрата Шакирова генпрокуратура выносила предупреждение о недопустимости экстремистской деятельности (его заподозрили в создании салафитской организации «Ахль ас-Сунна» в Казани). А в феврале 2015 г. Высокогорский районный суд Татарстана приговорил татарского активиста Айрата Шакирова к 10 суткам административного ареста за публикацию «ВКонтакте» двух изображений, которые были посвящены украинскому кризису и роли России в нём – в постановлении об аресте отмечалось, что в публикациях Шакирова свастика ассоциируется с Россией.

Как сообщает ghall.com.ua, 11 октября 2015 года в Казани прошел митинг, который организаторы посвятили памяти воинов, державших оборону города и Казанского ханства в октябре 1552 года от войск Ивана Грозного. На акции приняли резолюцию с требованием вернуть республике полный государственный суверенитет. Гражданские активисты говорили о потере татарским народом государственности, о невозможности получать образование на татарском языке, о преследовании мусульман, об имперских устремлениях Москвы. В резолюции митинга выражалось требование к Госсовету Татарстана вернуть в конституцию республики положение о ее государственном суверенитете и о том, что Татарстан является субъектом международного права. Собравшиеся с возмущением встретили сообщение о том, что полиция лишила возможности приехать на митинг в Казань двух видных писателей и общественных деятелей из Набережных Челнов – Фаузию Байрамову и Айдара Халима. Их машина была задержана при выезде из Челнов по весьма надуманным причинам. Как пояснила по телефону Фаузия Байрамова, машину, а также находившихся в ней трех мужчин обыскали и обнаружили у Айдара Халима пакетик с травяным чаем, который приняли за наркотик. Пожилой писатель, по ее словам, болен и использует травяной напиток в качестве снадобья. В результате Халима увезли в Комсомольское РОВД якобы для экспертизы содержимого пакетика, а Байрамова, потеряв два часа и уже не успевая на митинг, вернулась домой. Тем не менее, ей удалось выступить по телефону – звук вывели на динамики, и слышимость была хорошая. По традиции, митинг должен был закончиться шествием к стенам Казанского кремля, где происходили кровавые события 1552 года. Но на этот раз шествие запретили, и собравшиеся направились возлагать цветы в частном порядке.

Метки: #Россия