Пока "слуги" не надоели народу: Кому выгодны разговоры о переносе местных выборов

Выборы в местные советы, запланированные на 25 октября, могут отсрочить. Это все чаще звучит из разных политических лагерей

Юрій Васильченко

Depo.ua выяснил, кому выгодны такие разговоры

Недавно премьер Денис Шмыгаль довольно обтекаемо высказался относительно перспектив проведения местных выборов. По его словам, правительство готовится к выборам, средства на них есть, но жизнь может внести коррективы, связанные с эпидемией коронавируса. После этого разговоры о якобы планах властей отсрочить избирательный процесс под предлогом карантина усилились. Но при этом все участники гонки к ним активно готовятся. И это может быть свидетельством, что в перенос выборов не верят, но разговоры об этом выгодны всем. Только каждому по-разному.

Но сначала о правовых основаниях для отсрочке выборов. Первое – введение в стране чрезвычайного или военного положения. Для этого должны быть веские основания. Согласно закону, чрезвычайное положение в Украине или в отдельных ее местностях вводится указом президента, который подлежит утверждению Верховной Радой в течение двух дней с момента обращения президента. Пандемии есть в перечне оснований для объявления чрезвычайного положения, однако чтобы убедить парламент, прежде всего - не очень послушное монобольшинство, статистика заболеваемости COVID-19 должна быть ужасной. Сейчас цифры страшные, но они, слава Богу, не идут ни в какое сравнение с тем, что было в Италии, Испании и многих европейских странах. Кроме того, если и пойдет речь о чрезвычайном положении, то скорее в отдельных регионах, где статистика ухудшается с каждым днем, по всей стране вводить такой режим – только добровольно нарываться на критику и сопротивление населения.

Второе основание - отказ Верховной Рады не позднее чем за 90 дней до даты голосования принять решение о проведении выборов. Такой вариант возможен, но он сомнителен с правовой точки зрения, ведь ЦИК должна соблюдать соответствующие законы и не обращать внимания на отсутствие решения Рады. Однако исключать намеренное провоцирование правовой коллизии не стоит. Она может быть выгодна тем, кто планирует оспаривать сам факт назначения выборов, чтобы делегитимизировать их результаты в судах. Спикер парламента Дмитрий Разумков считает, что юридических механизмов и оснований для переноса выборов нет, поэтому остается надеяться, что "мы не будем идти по негативному сценарию". Заметим: надеяться надо, но сейчас и от него, и от фракции "зеленых" будет зависеть, не станет ли парламент тем органом, который "подвесит" местные выборы.

То есть существует одно законное основание – чрезвычайное или военное положение и одно сомнительное - отсутствие постановления народных депутатов. Но и с одним, и с другим можно политически поиграть. К примеру, в тех регионах, которые больше всего страдают от эпидемии коронавируса – западная Украина и Киев, – "слуг" не считают фаворитами предстоящих выборов. Чрезвычайное положение в этих регионах вместе с отсрочкой выборов на несколько месяцев (где-то на март 2021-го) даст возможность технологически "сделать" партии, которые планируют здесь получить значительное количество мандатов в местных советах. А к весне уже будет другая ситуация и другие расклады. Однако опять же должна быть выдержана процедура введения режима чрезвычайного положения, и как только такой вопрос появится в повестке дня ВР, его с выгодой для себя и в ущерб рейтингу власти используют оппоненты "зеленых".

Также стоит обратить внимание на тенденцию падения уровня доверия к президенту Зеленскому, его политсиле и всем, кроме ВСУ, государственных институтов. Эта тенденция вряд ли весной улучшится, скорее наоборот, ведь власти "новых лиц" придется пережить те же проблемы, которые она переживает с нынешним составом фракции, но в больших масштабах. Скандалы с местными депутатами, а они обязательно будут, добьют рейтинг Зе-команды и самого президента. Поэтому лучше провести выборы в октябре этого года на фоне болезненного и все же постепенного снижения рейтинга, чем весной 2021-го, когда это падение может стать катастрофическим.

Поэтому разговоры о переносе выборов скорее следует рассматривать как, с одной стороны, зондаж властью общественного мнения, насколько граждане под давлением страха заболеть страшной болезнью готовы пожертвовать своим правом избирать и избираться, а с другой – зондаж оппозицией власти относительно ее готовности пойти на такую непопулярную вещь, как отсрочка выборов. Пока от чиновников и "слуг" в парламенте звучат робкие предположения относительно такого сценария, но согласованной позиции нет. В то же время оппозиции технологически выгодно подавать перенос выборов как свершившийся факт. Потому что это один из мобилизационных факторов – убедить людей, что власть хочет у них забрать право на что-то.

Общеизвестно, что местные выборы в Украине, в отличие от европейских демократий, не вызывают значительного интереса избирателей. Повысить интерес можно на протестных настроениях. Поэтому чем раньше Банковая убедит общество, что никто ничего переносить не будет, что правительство вместе с законодателями и Центризбиркомом разработают систему голосования без риска инфицирования избирателей и членов участков, тем скорее прекратятся конспирологические версии. Когда же власть будет тянуть, это будет признаком, что она все же не исключает довольно сомнительную по результатам для ее имиджа и имиджа страны возможность отложить выборы.

Больше новостей о событиях в мире читайте на Depo.Власть