Что решила ПАСЕ по украинскому закону? Полный текст резолюции

Парламентская ассамблея Совета Европы опубликовала полный текст резолюции, принятой 12 октября относительно нового украинского закона об образовании

Что решила ПАСЕ по украинскому закону? П…

Об этом сообщает Depo.ua со ссылкой на "ДС".

1. Парламентская Ассамблея обеспокоена статьями, касающиеся обучения на языках меньшинств нового Закона об образовании, принятого 5 сентября 2017 года Верховной Радой Украины и подписанного 27 сентября 2017 года Президентом Украины Петром Порошенко.

2. Соседние страны утверждали, что этот акт нарушает права лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, и поднимает чувствительные правовые вопросы, которые подпадают также под действие украинского законодательства. Ассамблея выражает сожаление в связи с тем, что не было никаких реальных консультаций с представителями национальных меньшинств в Украине по новой редакции статьи 7 Закона, принятого Верховной Радой. Ассамблея отмечает, что украинская власть представила текст Закона об образовании Европейской комиссии за демократию через право (Венецианская комиссия), чтобы получить вывод, который должен быть представлен до конца 2017; однако Ассамблея выражает недовольство тем, что этот шаг не был сделан до принятия Закона об образовании. Кроме того, Ассамблее известно, что в марте 2017 года Консультативный комитет по Рамочной конвенции о защите национальных меньшинств принял свое мнение по Украине (4-е заседание), которое должно стать общедоступно в начале 2018 года, и что доклад по Украине, представленный Комитетом экспертов европейской хартии региональных языков или языков меньшинств (ETS № 148), рассматривается Комитетом министров.

3. Ассамблея принимает к сведению серьезную озабоченность по ряду правовых вопросов. Она считает, что важно выполнить обязательства, основанные на Европейской конвенции о правах человека (ETS № 5), Рамочной конвенции о защите национальных меньшинств (ETS № 157, "Рамочная конвенция") и Европейской хартии о региональных языках или языках меньшинств, а также для содействия возобновлению конструктивного диалога между различными заинтересованными сторонами. В этом отношении для Ассамблеи три взаимосвязанных принципа должны направлять заинтересованные стороны к более согласованным договоренностям.

4. Первый заключается в том, что знание официального языка государства является фактором социальной сплоченности и интеграции, и есть право поощрять изучение официального языка и просить, чтобы государственный язык был языком обучения для всех.

5. Второй вопрос заключается в том, что, как заявил Консультативный комитет по Рамочной конвенции: "Язык является важным компонентом индивидуальной и коллективной идентичности. Для многих лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, язык является одним из основных факторов их идентичности и идентификации меньшинства". Таким образом, когда государства принимают меры по пропаганде официального языка, они должны идти рука об руку с мерами по защите и продвижению языков национальных меньшинств. Если этого не будет сделано, результатом будет ассимиляция, а не интеграция.

6. Третий принцип - это принцип недискриминации. Этот принцип применяется не только к признанию и эффективной защите прав лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, как это закреплено в Рамочной конвенции, а также конкретных правах, закрепленных в Европейской хартии региональных языков или языков меньшинств, но также и к "осуществлению любого права, установленного законом "согласно статье 1 Протокола № 12 к Европейской конвенции о правах человека (ETS № 177).

7. Для Ассамблеи эти три принципа являются важными элементами более широкой концепции первостепенной важности, которая на самом деле лежит в основе всей Рамочной конвенции: концепция "жить вместе".

8. Исходя из вышеупомянутых принципов и всеобъемлющей концепции "совместного проживания", новое законодательство, похоже, не обеспечивает должного баланса между официальным языком и языками национальных меньшинств.

9. В частности, новый закон влечет за собой значительное сокращение прав, ранее признанных за "национальными меньшинствами" относительно их собственного языка образования. Эти национальные меньшинства, которые ранее имели право посещать одноязычные школы и полноценные обучающие программы на своем родном языке, теперь оказываются в ситуации, когда образование на их родных языках может быть обеспечено (наряду с образованием на украинском языке) только до окончания начального образования. Для Ассамблеи это не способствует "совместному проживанию".

10. При планировании реформы необходимо обеспечить гибкость, чтобы избежать поспешных изменений, наносящих ущерб качеству образования, которое предоставляется ученикам, которые относятся к национальным меньшинствам.

11. В этом отношении трехлетний переходный период может оказаться слишком коротким. Поэтому Ассамблея призывает украинские власти проявить гибкость в отношении продолжительности процесса и принять меры, соответствующие конкретным условиям соответствующих общин и ситуации в различных областях.

12. Ассамблея осознает, что русскоязычные меньшинства в соседних странах не имеют права на одноязычное образование на своих родных языках и не получают преимуществ от договоренностей, направленных на поощрение двуязычного образования. Поэтому Ассамблея рекомендует властям соседних стран, которые законно призывают к защите своих меньшинств, проявить готовность предложить украинским общинам, проживающим в соответствующих странах, аналогичные соглашения с теми, на которые они претендуют в отношении своих меньшинств.

13. Ассамблея рекомендует Украине изучить передовую практику в государствах-членах Совета Европы в области преподавания официальных языков с использованием специальных методов обучения, предназначенных для школ, которые используют региональные языки или языки меньшинств в качестве языка образования.

14. Ассамблея постановляет следить за развитием событий в Украине относительно защиты и поощрения региональных языков и языков меньшинств.

15. Ассамблея просит украинскую власть в полной мере выполнить будущие рекомендации и выводы Венецианской комиссии и соответствующим образом изменить новый Закон об образовании.

Больше новостей о событиях в Украине и мире на Depo.ua

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme