Рождество 25 декабря. Как отреагируют украинцы, и что нужно делать Епифанию и Порошенко

После создания поместной церкви одним из главных вопросов, который интересует украинское общество, по крайней мере, христианскую его часть, станет гипотетический переход церкви на современный календарь

Володимир Миленко

То есть, в первую очередь, празднование Рождества не 7 января, а 25 декабря. Как отреагируют люди на этот шаг, и что надо делать руководству Украины, как духовному, так и светскому?

Для начала давайте разделим всех тех, кто причисляет себя к христианской общественности Украины, на две части. Первая – это те люди, которые избрали для себя тот или иной патриархат (говорим еще о "доисторических", дотомосных временах). Для упрощения возьмем два крупнейших массива – УПЦ МП и УПЦ КП. На что пошли люди, которые решили избрать судьбу прихожанина Украинской православной церкви Киевского патриархата? Они более-менее сознательно вывели себя за пределы канонического мирового православия, выбрали путь изгоев, отступников. Для людей, которые сознательно причисляют или в "Фейсбуках" называют себя атеистами, непросто понять всю глубину этого непростого решения – но, поверьте на слово, это было действительно серьезное испытание.

Теперь же, когда ПЦУ является канонически признанной церковью, которая входит в Диптих Вселенского патриархата (считайте это православным аналогом ООН), изменить дату празднования Рождества с 7 января на 25 декабря – это несравненно меньшая жертва. Если вообще жертва. Дело в том, что Рождеству в православном христианстве предшествует Рождественский, он же Филипповский пост. А пост – это определенные ограничения, в том числе в еде, веселье и др. Так вот – лично я знаю людей, которые не празднуют Новый год именно потому, что он приходится на период поста. С церковной точки зрения это логично, с общечеловеческой – нет. А теперь переносим Рождество в светском календаре на 25 декабря. (В церковном оно там всегда находилось.) И что имеем? Новый год уже не в рамках Филипповского поста! К тому же, этот нюанс – Рождество после Нового года – появился совсем недавно, в ХХ уже веке. В масштабах христианства или даже православия, как отдельной его ветви, эти несколько десятков лет – пустяк. Так кто же из вменяемых людей будет цепляться за эту мелочь? И ради чего? Потому что "деды праздновали"? А деды дедов, между прочим, праздновали по-нормальному. Так на чьих же старичках останавливаться?

Но это, повторюсь, речь о людях, которые выбирали себе церковь более-менее сознательно. Есть же большое количество людей, которые ходят в те или иные церкви, руководствуясь более простой, примитивной и практичной логикой. Пример из собственной жизни. Мы с женой сознательно крестили своего первенца в церкви, которая принадлежала Киевскому патриархату. И каково же было наше удивление, когда мы, приехав на какой-то церковный праздник своего храма, увидели там уйму народа! Нет, конечно, часть этих людей пришла-приехала, как и мы, вполне сознательно – таких людей можно было бы идентифицировать хотя бы по тому, что они были одеты в вышиванки. "Но что здесь делает подавляющее большинство?" - задумались мы.

Все оказалось очень просто. Представьте себе запорожский аналог Троещины или Салтовки. Огромный такой спальный район, по сути отдельный город. И на этот "отдельный город", как я обнаружил – только один наш, отныне ПЦУшный храм святого Николая. Нет, еще есть несколько церквей, в том числе и "УПЦ МП", но они, во-первых, находятся где-то на окраине, то есть их еще искать надо, а то и вообще в подвале общежития (это к тому, какое количество людей такая церковь вместит). А здесь – огромный храм, в центре района, возле рынка, где постоянно много людей, где куча маршрутов общественного транспорта. То есть - у всех на глазах.

Вот и ходили люди к "неканоническим раскольникам". И не останавливали их ни непризнанность этой церкви мировым православием (если они, эти любители посвятить куличи и водку, вообще знают о таком понятии), ни соответствующие заявления руководства РПЦ. Даже больше! Помню, как ехал из больницы, где лежала жена с маленьким сыном, за священником. Ехал на такси. Разговорились с таксистом о цели моей поездки, так он и говорит – а вот здесь, мол (мы как раз общежитие проезжали, упомянутое в предыдущем абзаце), тоже есть церковь, причем не какая-то там украинская, а настоящая, русская! Дальше были еще какие-то детали знакомства и общения с тамошним попом, что меня уже не очень интересовало. Но сам факт наличия здесь, в Украине, русской православной церкви я отметил. Еще и подумал – зачем оно им, есть же замечательный инструмент в виде УПЦ МП.

Ту историю с таксистом я, конечно же, забыл, а вот сейчас, во время работы над статьей, вспомнил. Полез искать информацию про эту загадочную церковь. И что оказалось! Это не та Русская православная церковь, о которой и я тогда, и вы сейчас все подумали. Не РПЦ, а та, что РосПЦ. Настоящие раскольники, которые появились на свет буквально несколько лет назад, уже в XXI веке. А уровень охвата ими прихожан можете оценить сами – вот вам линк. Это я к тому веду, что таксиста не то что не смутил раскольнический статус этой церкви, а он, вероятно, вообще о нем не знал. Русская церковь и русский, круто, солидно (для ватников, которых много в моем родном Запорожье).

Вот так "придирчиво" относятся эти лжехристиане к различным церковным нюансам. И так же отреагируют на гипотетическую смену календаря – возможно, и поворчат где-то на кухне, но, если выбора не будет, будут ходить святить еду по новому календарю и будут выпивать дома за столом 25 декабря (а затем и 7 января, за Старое новое Рождество). Процесс декоммунизации, снос памятников Ленину и переименование улиц прекрасно проиллюстрировал уровень возможного сопротивления этой аморфной массы.

Правда, есть один нюанс. Декоммунизация – это закон. Нарушение которого может обернуться соответствующими последствиями со стороны государственных органов. Изменение церковного календаря – не грозит ничем. Поэтому контрпропаганда со стороны РПЦ(В) - именно так должна называться в будущем так называемая УПЦ МП - и ее сторонников, вроде Новинского, может быть серьезной. Значит, главной задачей как ПЦУ, так и государства, является уменьшение влияния на общество РПЦ(В) и новинских, вывод их контрпропаганды в маргинесы, а уже потом – желательно, не затягивая этот процесс – и на новый календарь перейти. Заодно несколько лет в порядке эксперимента празднуя Рождество прямо два раза – и 25 декабря, и 7 января. Очень уместным в этой истории – и, очевидно, спланированным – является выходной день на "католическое Рождество". Люди будут привыкать к выходному 25-го – а там и к тому, что выходной не на пустом месте, а с большим праздником связан, привыкнут.

И еще один нюанс. Я не зря упомянул в предыдущем абзаце католиков. Так уж сложилось, что Рождество 25 декабря называют в Украине "католическим", или – это в основном на Галичине – "польским". Максимум, на который можно надеяться, это знание о григорианском календаре. И в этом кроется одна из главных ловушек, в которую попал даже митрополит Епифаний. Вот он сказал в конце декабря: "Большинство поместных православных церквей празднуют Рождество по новому, григорианскому, календарю". Но это не совсем так. Единственной православной церковью – и то не поместной, а автономной в составе Константинопольского патриархата, которая пользуется григорианским календарем, является Православная Автономная Церковь Финляндии. 10 же поместных церквей с Диптихе Вселенского патриархата пользуются новоюлианским календарем. Да, он совпадает с григорианским до 2800 года, то есть для нас с вами и даже для тех наших потомков, которых мы успеем увидеть в соей жизни – навсегда. Но это два разные календари. И путать их не стоит.

В чем такая принципиальность? И в самом создании новоюлианского календаря. Дело в том, что юлианский календарь, которым сейчас пользуются 5 поместных православных церквей – Иерусалимская, Русская, Сербская, Грузинская и Украинская – давным-давно устарел. Именно поэтому, кстати, по приказу Папы Римского Григория XIII и был создан в 16-м веке новый, значительно более точный, календарь, который назвали его именем. И по которому все мы с вами, как жители Украины, живем еще с 1918 года. Все, кроме православной церкви. Для которой перейти на "григорианку" означало признать превосходство Рима. А это – вопрос политический. И, значит, не решаемый в принципе.

И в ХХ веке в Констиантинополе поняли, что нет смысла держаться, как вошь за кожух, старого, еще языческого (юлианский - потому что он в честь Гая Юлия Цезаря, который жил еще до появления христианства как такового) календаря. Именно поэтому сербский математик и астроном Милутин Миланкович разработал новый календарь, даже более точный чем григорианский (расхождение с солнечным годом в "новоюлианке" в 1 сутки набегает за 43,5 тысячи лет, а в "григорианке" - за 3280 лет; для сравнения, в старой "юлианке" - за 128 лет). И именно на новоюлианский перешли постепенно 10 поместных православных церквей – и осовременившись, и не уступив католикам в принципиальном вопросе.

А то, что вопрос принципиальный – вы увидите в первый же день официального заявления руководства ПЦУ о переходе на новый календарь. Про- и просто российские пропагандисты тут же затянут песню о том, что "украинские раскольники легли под Ватикан, вон и их календарем пользуются". Именно поэтому можно сказать, что Епифаний допустил невольную ошибку, вспомнив "католический" григорианский, а не свой, "православный" новоюлианский календарь. Общество, прихожан нужно готовить к смене календаря, подчеркивая, что это не католический, а как раз православный календарь, которым пользуется не только церковь-мать (Вселенский патриархат), а и почти весь православный мир. То есть по сути не изменится ничего – как был православный календарь, так и будет православный календарь, только более современный и точный. Все же, нынешние православные и фильмы смотрят не на "Электроне" или "Чайке", а на современных плазмах, и мобильными пользуются, и интернет юзают. То есть живут вполне современной жизнью. Так почему церковь должна от этой современной жизни отставать?

И когда эти разъяснения, эта пропаганда ПЦУ и государства будет соответствующего масштаба – переход, точнее, возврат к Рождеству 25 декабря Украина, кроме кучки маргиналов, не очень-то и заметят.

Больше новостей о событиях в мире читайте на Depo.Власть