Народовластие и тарифы: Почему Зеленский не будет президентом "ватников"

Кандидат в президенты и президент – две большие разницы. В качестве гаранта Конституции Зеленскому придется забыть многое из того, о чем он говорил во время кампании

Юрій Васильченко

Сайт "Страна", который своими публикациями приложил немало усилий к поражению Петра Порошенко, опубликовал статью, которую можно считать манифестом пророссийской партии с советами новому главе государства. В этой публикации два сюжета – ошибки нынешнего хозяина Банковой, которые авторы считают причиной потери им должности, и советы Зеленскому.

Итак, издание Игоря Гужвы называет 5 ошибок Порошенко. Первая – война, старт которой, как считают авторы, был дан 1 июля 2014 года, когда президент отказался от компромисса с сепаратистами и началось освобождение Донбасса. Правда, так они это не называют, а сводят все к тому, что военные действия привели к потере территорий. Хотя, как известно, именно активное наступление ВСУ и добровольческих батальонов позволило достаточно быстро установить контроль Украины над значительной территорией Донецкой и Луганской областей. Авторы называют и другие негативные последствия, впрочем, главное обвинение в адрес Порошенко – сама война.

Другие ошибки: союз с "Народным фронтом", который в течение 5 лет пророссийские политики клеймят "партией войны", сотрудничество с МВФ и, как следствие, непопулярные социальные реформы. Также люстрация государственных и силовых органов, что, якобы, привело к вымыванию эффективных кадров, потакание радикалам, и, наконец, "раскол" страны – под ним авторы понимают украинизацию, создание ПЦУ и героизацию ОУН и, в частности, Бандеры.

Что же с точки зрения авторов должен сделать Зеленский? Закончить войну, под чем они понимают выполнение политической части Минских соглашений (особый статус Донбасса, амнистия боевиков, выборы в местные органы власти), восстановить отношения с Россией, чтобы уменьшить зависимость от Запада и МВФ, навести порядок в стране и прекратить националистическую истерию. При этом они уже вменяют Зеленскому, что он высказался против выполнения политической части Минских соглашений, а в его окружение входят прозападные политики. Вывод: Зеленский должен принимать решения быстро, чтобы не повторить ошибок своего предшественника.

Однако, выскажем сомнение в том, что новоизбранный президент будет прислушиваться к пророссийским силам, хотя на определенные уступки им он все же пойдет, учитывая высокий уровень его поддержки на востоке и юге. Впрочем, эти уступки не будут носить радикальный характер, как это было во времена Януковича, когда общество провоцировали языковым законом Кивалова-Колесниченко или "антифашистскими" демонстрациями. Не исключено, что в глубине души Зеленский и хотел бы существенно пересмотреть языковые квоты или же отменить закон о государственном языке (его депутаты обещают принять в четверг), однако он этого делать не будет. Потому что есть другие направления, реализация которых будет давать ему возможность поддерживать свой рейтинг на достаточно высоком уровне. Хотя падение, конечно, произойдет.

Во-первых, можно и нужно усилить антикоррупционное направление. У Зеленского уже анонсировали несколько шагов: перезагрузка НАПК, возвращение в УК статьи о незаконном обогащении и снижение административного и силового давления на бизнес. Под последним подразумевается ликвидация коррупциогенных структур типа налоговой милиции и управления "К" Главного управления по борьбе с коррупцией и организованной преступностью СБУ. Его пыталась ликвидировать и нынешняя Рада, однако лоббизм сделал свое дело, и это подразделение оставили.

То есть, под усилением антикоррупционного направления подразумевается не выполнение требования весьма значительной части избирателей посадить всех без суда и следствия, а создание условий, чтобы дело можно было доводить до суда, и там получать обвинительные приговоры для подозреваемых в коррупции лиц.

Во-вторых, реформирование оборонного сектора. Не по той схеме, которую уже анонсировал советник Зеленского Иван Апаршин, потому что существует значительный риск срыва оборонного заказа, а отказ от обязательного призыва в армию в воюющей стране без качественной работы с резервом и серьезной структуры теробороны вообще звучит абсурдно. Из оборонной сферы необходимо вывести посредников и схемщиков, условных "свинарчуков", провести аудит "Укроборонпрома" с помощью западных партнеров, но ничего не реорганизовывать до момента политического решения конфликта на Донбассе. Не потому, что оборонный сектор эффективно работает, а потому, что работает в принципе.

В-третьих. Не секрет, что значительная часть избирателей Зеленского хочет дешевого (а еще лучше бесплатного) газа, стремительного повышения зарплат и пенсий, то есть – халявы. Этого никто делать не будет. У Зеленского уже сказали, что президент не пересматривает тарифы, как и людей не сажает. А еще - сотрудничество с МВФ никто прекращать не будет. Зеленский, как и Порошенко, будет принимать решения в тесном контакте с западными партнерами. А те никогда не допустят, чтобы в воюющей стране произошел дефолт с хорошо предсказуемыми последствиями и для президента, и для страны.

Поэтому реформы продолжатся. Другое дело, что некоторые из них, ту же медицинскую реформу, попытаются в определенных направлениях пересмотреть, но не отменить - плохой альтернативой этой реформе является возврат к старым коррупционным схемам в медицине. А, следовательно, к подрыву репутации Зеленского.

В то же время в его предвыборной программе можно найти вещи, внедрение которых в короткие сроки даст новому президенту возможность переключить внимание общества с непопулярных шагов на популярные. К примеру, электронная страна. А еще Зеленский-кандидат обещал внедрить экономический паспорт украинца, когда каждый ребенок будет иметь право накапливать на своем счете часть от реализации государством природных благ (недр, земли и тому подобное). После достижения совершеннолетия ребенок получит эти накопления, как собственный стартовый капитал.

В-четвертых, в программе Зеленского есть отдельный пункт о народовластии. Он обещал внести в Раду соответствующий закон, им он хочет закрепить механизм, по которому только народ будет формировать основные задачи для власти через референдумы и другие формы прямой демократии. Это очень спорный момент, однако сама тема – замечательный повод для долгоиграющего пиара. Так же, как и тема добровольного отказа от полномочий с передачей их части парламента.

До парламентских выборов, а, может, и в течение первого года президентства, под вывеской Зеленского можно воплощать "фасадные" проекты, не заходя в рискованные для имиджа сферы гуманитарной политики или, не дай Бог, изменения внешнеполитического курса. К примеру, не только продолжать строительство и ремонт дорог, но и, например, начать реализацию какого-то серьезного инфраструктурного проекта и пиариться на том, что этот проект дает новые рабочие места и создает новые возможности. То есть, заниматься социально-экономическими темами.

Что же касается ситуации на Донбассе, то здесь можно предусмотреть продление Зеленским политики Порошенко. В чем-то ее откорректируют, как, например, могут ослабить пропускной режим с ОРДЛО, а в чем-то усилят. Скажем, не исключено, что будет продвигаться идея обретения Украиной статуса особого партнера США вне НАТО. Какой будет политика Зеленского относительно временно оккупированных территорий? Пророссийские силы, окрыленные поражением своего врага - Порошенко, будут стремиться воспользоваться ситуацией и подсунуть ему свинью в виде прямых переговоров с сепаратистами или с Москвой. Но этого не будет. Ведь, во-первых, подобных движений не допустят западные партнеры, во-вторых, сам Зеленский на политического самоубийцу не похож. Скорее политика будет напоминать позицию официального Тбилиси в отношении Абхазии и Северной Осетии. Их аннексия Россией не признается, однако и для возвращения мятежных территорий в состав Грузии особо никто ничего не делает. Да, это замораживание конфликта, но Грузия от этого пока что не проиграла.

Больше новостей о событиях в мире читайте на Depo.Власть