Коллекторским компаниям в Украине запретили прибегать к шантажу должников

Верховная Рада приняла во втором чтении и в целом проект закона №4241 относительно защиты должников при урегулировании просроченной задолженности

Ирина Костенко

За соответствующее решение проголосовали 276 народных депутатов, передает Depo.ua.

Отметим, что документ был зарегистрирован 21 октября 2020 года. Инициаторами выступили 10 народных депутатов Украины.

Несколько ранее в НБУ отметили, что это — совместный документ, над которым работали народные депутаты, Национальный банк и уполномоченная Верховной Рады Украины по правам человека.

Законопроектом, в частности, дается определение таких терминов как "урегулирование просроченной задолженности" и "коллекторская компания".

"Коллекторы будут обязаны соблюдать требования этического поведения, а за нарушение будут санкции... Четкие правила работы коллекторов, требования к этическому поведению с должниками, санкции за нарушения, надзор за коллекторской деятельностью. Это логика законопроекта, который должен реформировать рынок коллекторов", — пояснили в пресс-службе Нацбанка.

Интересно, что меньше всего голосов (2) за законопроект №4241 отдали нардепы от "Оппозиционной платформы — За жизнь".

Активно же поддержала "слуг народа" фракция "Европейская Солидарность" — "за" проголосовали 20 человек.

Проект закона предусматривает ряд изменений

1. В Украине появится публичный Реестр коллекторских компаний, который будет вести Национальный банк. При этом все коллекторские компании должны будут зарегистрироваться в нем.

2. Надзор за коллекторами и их поведением в отношении потребителей будет осуществлять НБУ.

"Национальный банк будет контролировать соблюдение коллекторами законодательства, устанавливать дополнительные требования к взаимодействию с потребителями, защищать права потребителей, рассматривать обращения граждан. Также НБУ сможет накладывать штрафные санкции или исключать нарушителя из Реестра", — уточнили в НБУ.

3. Банки и финансовые компании еще на этапе подписания договора о кредите должны будут предупреждать клиента о возможности привлечения коллектора в случае просрочки платежей.

"Кредитодатель также должен будет публиковать информацию о коллекторской компании на своем вебсайте", — добавили в пресс-службе.

4. Коллекторы должны будут соблюдать требования к этическому поведению при взаимодействии с гражданами.

"Законопроект устанавливает исключительный перечень способов разрешенного взаимодействия коллектора с потребителем финуслуг и устанавливает ограничения максимальной частоты такого взаимодействия. За нарушение предусмотрена ответственность от штрафов до исключения из Реестра коллекторских компаний", — подытожили в Нацбанке.

Какие требования устанавливаются к кредитодателям

(включая коллекторские компании, при урегулировании просроченной задолженности):

  • соблюдать требования к этическому поведению и правила взаимодействия с должником;

  • информировать должника о привлечении коллекторской компании к урегулированию просроченной задолженности и/или уступки права требования новому кредитору;

  • заключать договоры только с юридическими лицами, включенными в Реестр коллекторских компаний;

  • сообщить НБУ о заключении с коллекторской компанией договора (в сроки и порядке, которые определены НБУ)

  • контролировать действия привлеченных коллекторских компаний и давать рекомендации по устранению нарушений;

  • обязанность расторгнуть договор с коллекторской компанией в одностороннем порядке в случае ее исключения из Реестра коллекторских компаний или в случае нарушения ею требований к этическому поведению (двух и более раз в год).

Кроме того, законопроект предлагает установить требования к взаимодействию с потребителем (его представителем) при урегулировании просроченной задолженности (требования к этическому поведению), которая может происходить путем:

1. Непосредственного взаимодействия (личные или телефонные переговоры).

2. Отправка сообщений (текстовых, голосовых и других сообщений, в том числе без привлечения работников путем использования программного обеспечения).

3. Отправка почтовых отправлений (по месту жительства или по месту работы).

Уточняется, что во время первого взаимодействия с потребителем кредитор/коллекторская компания должна сообщить свое наименование, ФИО или индекс лица — представителя, правовое основание взаимодействия и размер просроченной задолженности, а по требованию потребителя — предоставить подтверждающие документы в течение 7 рабочих дней.

Напомним, 27 января Верховная Рада поддержала проект закона №4241 в первом чтении и за основу.

Впоследствии у "слуг" рассказали, как по-новому будут работать коллекторы.

Больше новостей о событиях в мире читайте на Depo.Власть