Почему "ватники" бросились защищать "закон Савченко"

Неоднозначные нормы УПК авторства депутата-летчицы все же отменили. Но это вновь дало возможность некоторым "экспертам" плюнуть в спину власти

Ігор Петренко

Вчера Верховная Рада отменила норму Уголовного кодекса, которая предусматривала зачисление одного дня предварительного заключения за два дня лишения свободы. Почему закон, который был принят еще в 2015 году, и к которому сразу возникли серьезные замечания у правоохранителей, никак не могли отменить? Очевидно, для этого были несколько причин. Сначала депутаты лишь разводили руками: как можно отменять закон, под которым поставила подпись заключенная на России героиня Надежда Савченко? На тот момент сказать что-то против нее, означало автоматически получить серьезный удар по имиджу.

И не так важно, что сама Савченко, сидя за решеткой, скорее всего не могла написать этот документ, а подготовкой и продвижением законопроекта якобы занимались люди из окружения ее тогдашнего соратника по "Батькивщине", председателя комитета по вопросам законодательного обеспечения правоохранительной деятельности Андрея Кожемякина. Даже после освобождения Савченко из плена и ее неадекватного политического поведения, в парламенте долго не хватало голосов за отмену нормы "день за два", ведь никто не хотел подставить себя под общественное осуждение.

И это несмотря на то, что по словам министра внутренних дел Арсена Авакова, в течение полтора года действия данного законопроекта были досрочно освобождены 10,2 тысяч заключенных. Из них уже 1,5 тысячи человек успели повторно совершить преступления и вернуться обратно в тюрьму. Цифры говорят сами за себя. Возможно, где-то в ЕС подобный закон имел бы положительные последствия, но не в Украине. Во-первых, либерализация законодательства произошла, а система социальной адаптации бывших заключенных у нас в зачаточном состоянии. Кто-то из конспирологов даже отмечал, что принятие "закона Савченко" было выгодно Российской Федерации для ухудшения криминогенной ситуации в Украине. Мол, кроме войны на Донбассе, украинцы получили еще и уголовную войну в тылу.

Во-вторых, данный закон дал возможность защите богатых преступников сознательно затягивать дела, чтобы их клиенты как можно дольше сидели в СИЗО по схеме "день за два". А сделать это, на самом деле, не так уж и сложно, учитывая нашу недореформированную судебную систему.

Довольно неожиданная отмена Верховной Радой "закона Савченко" и отсутствие критических заявлений со стороны автора лишь свидетельствует о достигнутой политической договоренности. Вместе с тем, это и дало повод так называемой "экспертной среде" найти зацепки для критики власти. Причем удары идут с разных сторон. Кто-то начал говорить, что "закон Савченко" был правильным и необходимым, а власть едва не готовит "сталинские" репрессии.

Другие же "эксперты" бьют на запоздалости решения. Так, например, политолог Руслан Бортник, чьи комментарии регулярно публикуются в "ватных" СМИ, подкрепил свои слова статистикой, что свидетельствует о существенном уменьшении количества заключенных. "Тех, кого хотели выпустить, уже гуляют на свободе, а количество заключенных после его принятия уменьшилось до 56 тыс. человек. То есть, все, кто мог и кого хотели отпустить, уже на свободе. За решеткой остались очень бедные люди, или те, кому просто некуда идти, и тюрьма для них лучший вариант чем свобода" - заявил Бортник.

Здесь можно сказать только одно: критика отмены "закона Савченко" подобными политологами - лакмусовая бумажка. Если они - против, это означает, что депутаты приняли абсолютно правильное решение.

Больше новостей о событиях в мире читайте на Depo.Власть