Отчаянный поиск инвесторов: Для чего Зеленский собрался в Индию и Китай
Анонсированное турне украинского президента по крупнейшим экономикам Азии сейчас выглядит скорее как имиджевый проект. Поскольку при имеющихся параметрах мирового экономического кризиса Украине нечем заинтересовать ни Пекин, ни Дели
Информация о том, что после снятия запретов на передвижения в Офисе президента Украины планируют масштабное турне Зеленского по Азии, вызвала закономерный интерес.
В частности, вчера вечером заместитель главы АП Игорь Жовква сообщил, что "когда у нас будут сняты запреты на передвижение в условиях коронавируса, безусловно, мы будем планировать азиатское турне президента. Чтобы он посетил несколько стран, с которыми нам нужно усилить отношения". В числе стран были названы Китай, Индия и Япония.
Кроме того, Жовква отметил, что аграрный сектор, инфраструктура и возобновляемая энергетика - это те сферы в Украине, к которым иностранные инвесторы проявляют наибольший интерес. Было ли это сообщение напрямую связано с предстоящим турне, пока неизвестно, но возможность этого существует.
С точки зрения банальной логики подобное турне выглядит достаточно странным. Почему? Потому что хоть до, а хоть и после завершения пандемии, у Украины, Китая и Индии экономические проблемы достаточно похожи. И заключаются они в двух ключевых моментах – повальном бегстве капитала из развивающихся экономик, а также в падении спроса как на промышленную продукцию, так и на сырье для этой промышленности. С начала кризиса и до апреля инвесторы забрали из экономик в состоянии развития почти 100 млрд долларов, что в четыре раза больше, чем во времена каждого из трех предыдущих финансовых кризисов.
Правда Китаю, благодаря беспрецедентной финансовой либерализации, удалось почти остановить бегство зарубежного капитала. Но активно инвестировать в зарубежные проекты – как как это Поднебесная практиковала в последнее десятилетие – после падения ВВП и колоссальных трат на стимуляцию подкошенной коронавирусом экономики – Пекин не будет.
С одной стороны, это не так уж и плохо – по крайней мере, "африканский сценарий" финансового вторжения Китая Украине вряд ли грозит. С другой – возникает закономерный вопрос относительно того, а как именно тогда сотрудничество с Пекином или Дели может помочь Украине выйти из постэпидемического экономического кризиса?
Относительно озвученных представителем ОП тем, возобновляемая энергетика сразу вызывает закономерные сомнения. Поскольку после того, как структуры украинских олигархов – в частности, Рината Ахметова и братьев Клюевых, соблазнились высокими "зелеными" тарифами, массово вложили деньги в возобновляемую энергетику, разбалансировали энергорынок до того, что периодически приходится отключать блоки АЭС, и вынудили Верховную Раду задуматься над запретом реализации новых проектов, получение долговременных внешних инвестиций в эту сферу представляется маловероятным.
В отношении инфраструктурных проектов все тоже выглядит не слишком радужно. Поскольку даже в период стабильного и устойчивого роста украинской экономики, когда украинские долговые бумаги раскупались как горячие пирожки, вкладывать "длинные" средства в инфраструктурные проекты Китай не спешил. Даже в такие интересные для Пекина, как Транскаспийский международный транспортный маршрут и портовую инфраструктуру Одессы. Найти какие-то серьезные причины для изменения ситуации пока сложно.
А что касается развития сотрудничества в аграрной сфере, то это сотрудничество и без государственной поддержки неплохо развивается. Все-таки с 2012 до 2019 года наш аграрный экспорт в Китай вырос в 16 раз - с $55 млн до $1,36 млрд.
Вероятный разговор на высшем уровне может касаться разве что вопроса доступа к рынку земель сельскохозяйственного назначения. Но, несмотря на непростую политическую реальность в стране, всерьез говорить о вероятных последствиях предусмотренного законом референдума на эту тему, очевидно, еще рановато.
Впрочем, при анализе вчерашних заявлений господина Жовквы, существует еще одна, совсем тривиальная возможность. Которая заключается в том, что темы для разговора Зеленского с Пекином и Дели были банально переписаны из программы визита министра экономического развития Степана Кубива в Пекин, который состоялся в прошлом году. Там тоже было про "общий проектный портфель: развитие инфраструктуры и объектов альтернативной энергетики". Другое дело, что говорить про "новый шелковый путь" тогда, в период роста мировой экономики, было как-то немного логичнее, чем сейчас, когда товарооборот сократился, а на строительство ни у кого нет денег. Но это, конечно, подробности. Ну, или своеобразная "преемственность государственной политики".
Больше новостей о событиях в мире читайте на Depo.Власть