Старт легализации: Как может измениться акциз на "евробляхи"

Верховная Рада поддержала в первом чтении законопроекты, которые были призваны уменьшить стоимость импортных авто и поставить точку в нелегальном ввозе их в Украину

Андрій Коваленко

Еще в июне в Верховную Раду были внесены законопроекты №8487 (изменения в Налоговый кодекс относительно налогообложения акцизом легковых авто) и №8488 (вносит изменения в Таможенный кодекс и некоторые законодательные акты относительно ввоза транспортных средств на таможенную территорию Украины), которые разрабатывались при участии активистов-евробляхеров, автомобильных монополистов и экспертов на Комитете по вопросам налоговой и таможенной политики.

Законопроект №8487 содержал в себе формулу для расчета акцизов, а №8488 - штрафы для нарушителей.

По данным таможни, на 1 мая 2018 года в Украине находилось свыше 315 тыс авто, зарегистрированных в других государствах и ввезенных в Украину в режиме транзита (на 10 дней) или временного ввоза (на год, иностранцем без права передачи украинцу - но эта норма нарушалась). Почти половина из них - 125 тыс., были с нарушением срока пребывания.

Организация "Авто Евро Сила", которая объединяла "евробляхеров", со среды устроила митинги под Верховной Радой, требуя от нардепов и правительства, наконец, решить этот вопрос.

Рада сегодня сделала первый шаг, и приняла в первом чтении соответствующие законопроекты.

Как изменится акциз

Ко второму чтению законопроекты еще будут дорабатываться. Впрочем, если посмотреть на прописанные в них правила сейчас, то акцизный налог для "евроблях" будет существенно изменен.

Базовые ставки для авто с бензиновым двигателем составят 50 евро, для авто на дизеле - 75 евро. К базовым ставкам еще будут применяться коэффициенты. Сам акциз будет равен базовой ставке, умноженной на два коэффициента. Среди последних есть "Коэффициент двигателя" (отношение его объема к 1000) и "Коэффициент возраста" (количество полных лет машины).

Соответственно, рассчитать акциз будет очень просто по следующей формуле.

Коэффициент двигателя x Коэффициент возраста x базовую ставку = Акциз.

Расчет для бензиновых авто

Например, берем авто с объемом двигателя 2000 см3 2012-го года выпуска (5 лет) и рассчитываем акциз.

50 евро x 2 (2000 см3/1000) x 5 лет = 500 евро.

Или для меньшего объема и старшего возраста.

50 евро x 1,6 (1600 см3/1000) x 15 лет = 1200 евро.

Как видим, акциз для старших автомобилей планируется выше, что должно стимулировать людей покупать и растамаживать по сниженному акцизу новые машины, заботясь об экологии.

Действующий акциз намного выше.

Для бензинового авто до 5 лет, с объемом двигателя 2000 см3, он выльется в 3 286 евро. А на те, которые старше 5 лет - в 4 882 евро.

Соответственно, ставки падают в разы. Если сейчас за новое авто с двигателем 2000 см3 нужно будет уплатить 534 евро акциза, то по новым правилам сумма упадет до 100 евро.

Дизельные авто по новым правилам

Берем авто с объемом 1600 см3 2004 года выпуска (13 полных лет).

75 евро x 1,6 (1600/1000) x 13 = 1560 евро.

Кроме акциза, на цену авто влияют другие обязательные платежи на границе. К ним относят пошлину - 10% от таможенной стоимости (для автомобилей из ЕС - от 5%) и НДС - 20% от всей суммы, включая акциз и пошлину. Но самая страшная цифра в стоимости всегда принадлежала акцизу.

Ограничения Евро-5 снимаются

Важно, что новые законодательные инициативы снимают ограничения на растаможку в Украине автомобилей стандарта Евро-5 (не старше 2010 года). Украинцам собираются разрешить ввозить машины стандарта даже Евро-4 или Евро-3. Просто, как уже говорилось, придется немножко переплатить за возраст.

Новые джипы в выигрыше

Интересный момент. Если нововведения заработают, то за внедорожник, которому два полных года, с объемом двигателя 4000 см3, нужно будет уплатить 400 евро акциза. А 15-ти летнюю малолитражку с двигателем 1,5 - 1125 евро.

Наказание нарушителей

Законопроект №8488 регулирует наказание для тех, кто нарушает таможенные правила и ограничение количества ввоза авто.

Нерезидент может ввезти без денежного обеспечения в режиме временного ввоза лишь одно авто. Второй и последующие автомобили нерезиденты могут ввозить на территорию Украины только под гарантию уплаты всех таможенных платежей, если авто не будет вывезено.

Человек, который ввез авто в режиме транзита или временного ввоза, не сможет передать его во владение, пользование или распоряжение другим лицам, или разукомплектовывать его. Также запрещается использование такого авто в предпринимательской деятельности или получении дохода (многие таксуют). Штраф за нарушение немаленький - 34 тыс. гривен.

Лицо, которое вопреки правилам получит авто в пользование или для предпринимательской деятельности - короче говоря, нарушит вышеуказанные запреты - также будет оштрафовано. Если Нацполиция поймает впервые, предусмотрено взыскание с нарушителя в размере 8,5 тыс грн, повторная фиксация - уже 17 тыс грн, лишение права управления на год и оплачиваемое изъятие авто за счет нарушителя.

За несоблюдение сроков режимов транзита и временного ввоза предусмотрены штрафы, которые будут зависеть от количества дней превышения установленных сроков. За один день просрочки вывоза транзитного авто с нарушителя взыщут 170 грн, за три дня отсрочки вывоза машины - 850 грн.

Лишний месяц пребывания автомобиля на таможенной территории Украины обойдется в 170 тыс. грн или же выльется в конфискацию транспортного средства по решению суда.

За превышение срока транзита более чем на 10 суток предусмотрен штраф в 8500 грн (как и сегодня). Но, если на сегодняшний день, после уплаты 8500 тысяч, никаких дальнейших санкций не предусматривается, то по новым правилам будет градация: 10-20 суток просрочки - 85 тыс. грн, больше месяца - 170 тыс. грн, как и за потерю или разукомплектование авто. Также предусмотрена конфискация по решению суда.

За превышение сроков в режиме временного ввоза автомобилей, за 10-20 суток просрочки, штраф будет 17 тыс. гривен, как и на сегодня.

В законопроекте есть четкие правила взаимодействия всех профильных служб и ведомств. Нацполиция, подразделения органа доходов и сборов, Госпогранслужба будут автоматически обмениваться информацией. Поэтому данные об авто, зафиксированные таможенником во время открытия режима транзита или временного ввоза, сразу будут передаваться всем органам. Соответственно, и поймать нарушителей будет проще.

Растаможивание

Как отметила Нина Южанина, планируется, что, согласно новым правилам, после пересечения границы и заполнения декларации водитель уже окажется под таможенным контролем. Но таможню для проведения оформления ввезенного транспортного средства он сможет выбрать самостоятельно.

На сегодня растаможка авто проводится только на таможнях, определенных в утвержденном Министерством финансов перечне.

Что хотят Евробляхеры

В "Авто Евро Силе", кроме принятия в первом чтении законопроектов №8487 и №8488, требовали отмены постановления Кабмина №475. Согласно этому постановлению полиция получала доступ к таможенной базе "Инспектор-2006", в которой фиксируются все авто, которые пересекают границу. Поэтому существовало подозрение, что это даст возможность полисменам проводить "карательные и репрессивные процедуры относительно "евробляхеров", которые ввезли авто в режимах транзита и временного ввоза. Впрочем, премьер-министр Украины Владимир Гройсман заверил, что ничего подобного не произойдет. До рассмотрения законопроектов во втором чтении "евробляхеры" могут быть спокойны. А к осени, когда снова соберется Рада, они также будут бороться за уменьшении акцизов для старых автомобилей, поскольку сейчас они значительно выше цифр для новых машин.

Больше новостей о событиях в мире читайте на Depo.Жизнь