Власть

Александр Черненко: За место в списке партии – не больше миллиона

ДеПо пообщался с председателем Комитета избирателей Украины Александром Черненко о специфике предстоящих парламентских выборов

03 сентября 2014, 08:05

Александр Черненко: За место в списке партии – не больше миллиона

фото: Украинское фото

В связи с чем, по Вашему мнению, в Верховной Раде вдруг подняли тему перехода на пропорциональную избирательную систему? Тем более что все сроки для внесения изменений в избирательное законодательство уже истекли.

- Избирательная система, которую предложил глава фракции «Батькивщина» Сергей Соболев, с его легкой руки получила название «открытых списков». За этим красивым названием фактически скрывалась пропорциональная система с закрытыми списками. Что означают открытые списки? Это когда порядок мест кандидатов определяет избиратель. А Соболев предложил систему, когда за округами закрепляются кандидаты, но голосуют избиратели за партию. И на тех округах, где партия набрала хороший результат, съезд после выборов может пересмотреть места в списке. Но может же и не пересмотреть. Последнее слово остается вновь не за избирателями, а за партией. Поэтому то, что предложено, - это чистая «пропорционалка».

Тем не менее, о поддержке этого законопроекта вчера заявили главы фракций «УДАР» и «Свобода». Лишь позднее они мягко соскочили с этой темы...

- Этот вопрос вновь был поднят потому что Петр Порошенко был готов согласиться на чистую пропорционалку в обмен на возвращение блоков. Это шло в пакете. У Порошенко очень сложно клеится совместный список с «УДАР», поскольку представителям «УДАР» необходимо приостанавливать членство в партии и возникает проблема с тем, что делать с руководящими постами.

Помимо этого, поддерживали данную инициативу и некоторые деятели из Партии регионов. У них шли определенные переговоры о том, что им удастся создать блок с «Сильной Украиной». Расчет был на то, что это даст им возможность преодолеть пятипроцентный барьер. Ведь двадцать округов, которые, теоретически могут взять «регионалы», - это не то, что они хотели. Поэтому преодоление 5% для них могло стать гораздо более выгодным подспорьем, нежели «мажоритарка». Вот и начались торги, но действующие «мажоритарщики» из групп Виталия Хомутынника и Игоря Еремеева были категорически против. ПР тоже в результате тоже отказалась голосовать и данный вопрос так и не поставили на голосование.

Какой будет специфика этих выборов? Как известно, выборы будут очень скоротечными. Справится ли Центризбирком с процессом?

- Несмотря на то, что осталась старая избирательная система, есть несколько «но». Идет война на Востоке и есть оккупированный Крым. Ясно, что мы не доберем в следующую Верховную Раду от 20 до 30 депутатов. Не будут голосовать 12 крымских округов. Стоит напомнить, что из 32 округов в Луганской и Донецкой области на президентских выборах в 12 все-таки прошло голосование. Тогда, к слову, был захвачен Славянск, Краматорск и другие города. Поэтому думаю, что в этих областях на 15-16 округах выборы провести можно, если, конечно, не будет наступления российской армии на Мариуполь и на другие освобожденные украинской армией территории. Поэтому максимум 30 мест в парламенте останутся вакантными. Конечно, есть вопросы по освобожденным территориям. Там будет низкая явка, но формально они пройдут.

Есть и другие технические проблемы. На очередных парламентских выборах 2012 года на избирательный процесс отводилось 90 дней. На нынешние внеочередные выборы предусмотрено всего 60 дней. Это очень мало. Технические изменения приняты парламентом не были. Они касались удешевления выборов, а также изменения границ округов в Донецкой и Луганской областях для того, чтобы в условиях войны сделать округа более удобными. Некоторые политики увидели здесь политический мотив. Дескать, это предложение делалось для «регионалов». Фактически же такая идея позволяла проголосовать на выборах на как можно большем количестве округов.

Остался открытым вопрос, как будут голосовать переселенцы. Смогут ли они голосовать лишь за партии, либо же и за «мажоритарщиков». На это ответа законодательство не дает. Этот вопрос должна решать ЦИК. Из-за этого на ЦИК падет дополнительная нагрузка. Эти дыры в законе в ЦИК будут разъяснять. Лучше, чтобы это было в законе, чтобы ни у кого не возникало лишних вопросов. Это внесет некий хаос в организацию выборов. Возможно, будут незначительные нарушения сроков процедур.

Многие говорили о том, что опасность «мажоритарки» состоит, в частности, в подкупе избирателей. Как Вы считаете, на этих выборах подкуп будет иметь такое значение, как на предыдущих парламентских выборах?

- По некоторым округам мы уже фиксируем, что потенциальные, еще не зарегистрированные кандидаты уже начали действовать. И раздают сельским громадам и напрямую избирателям те или иные материальные блага. Безусловно, подкуп будет и на этих выборах. Каким будет масштаб? Думаю, он будет меньшим. Ранее очень часто подкуп осуществлялся за бюджетные средства. Т.е. за бюджетные средства латали дороги, ремонтировали школы, осуществляли социальные программы.  А потом приходил кандидат от власти и говорил: «А это я сделал». Сейчас будут тратить только свои - в бюджете денег нет вообще. И думаю, что масштаб будет гораздо меньшим, но будет.

Если говорить о действенности таких методов, то хочется верить, что мы живем в другой стране. Хотя все равно это работает. Стоит признать, что если люди готовы продавать свои голоса, то подкуп будет при любой избирательной системе.

Есть ли у Вас информация о стоимости попадания в партийный список?

- Сейчас пока нет такой информации, поскольку ведется очень серьезная дискуссия о формате участия. Но могу сказать, что тотальной продажи голосов на этих выборах не будет. Если бы отменили смешанную систему, а ввели чистую «пропорционалку», думаю, «мажоритарщики» поломились бы в списки.

Но думаю, что сейчас реальные цены - не больше одного миллиона за место.

Долларов, конечно?

- У нас, к сожалению, или к счастью, все избирательные калькуляции, если это не деньги из бюджета, высчитываются в американских долларах.

Loading...
Loading...