Как добиться роста производства
Для возрождения экономики необходима поддержка госбанками крупных проектов, независимых от импорта и способных создать тысячи новых рабочих мест
- Весь мир
-
2 сентября 2016 09:55
Как информирует Госстат, в первом полугодии 2016 г. промышленная продукция выросла на 2% относительно аналогичного периода прошлого года, строительная продукция - на 9,1%, грузооборот транспорта - на 2,4%, пишет "Деловая столица".
Эти показатели хоть и положительные, но очень малы по сравнению с тем падением, которое произошло в предыдущие годы. В 2014 г. промышленное производство сократилось на 10,1%, в 2015 г. - еще на 13%, строительство - соответственно на 20,4 и 12,3%, грузооборот транспорта - на 10,7 и 6% (все это без учета оккупированного Крыма и части зоны АТО). Даже если удастся сохранить достигнутые темпы роста (а уверенности в этом пока нет), понадобится десяток или больше лет, чтобы достичь дореволюционных показателей.
Поэтому необходимо ставить задачу резкого ускорения экономического роста. В одном направлении уже осуществляется очень важная работа: мы видим, как государство начало возрождать оборонно-промышленный комплекс. Концепция развития сектора безопасности и обороны Украины, утвержденная президентским указом 14 марта 2016 г., требует направления ежегодно на обеспечение развития ОПК 0,5% валового внутреннего продукта. Концепция Государственной целевой программы реформирования и развития ОПК на период до 2020 г. обещает рост объема продукции предприятий ОПК на 12-15% ежегодно.
Такие же темпы роста нужны и в других базовых отраслях промышленности, в строительстве, на транспорте. Понятно, что Украина не имеет свободных денег для государственного финансирования крупных проектов в этих областях и не будет иметь, поскольку приоритетом является развитие сектора безопасности и обороны. Однако государство может сделать другое: удешевить кредиты для этих проектов. То есть речь идет о государственных расходах в объеме не 100%, а только нескольких процентов стоимости проектов - для компенсации более низких ставок по кредитам. Для государства здесь финансовая выгода в том, что восстанавливаются или создаются новые рабочие места, а следовательно, уменьшается количество семей, нуждающихся в социальной помощи из госбюджета.
Поскольку все же речь идет о государственных расходах, то лучше, чтобы эти деньги (на удешевление кредитов) получали именно государственные банки. Но предварительно необходимо их оздоровить и укрепить. Как только это будет сделано, следует ввести специализацию госбанков по определенным направлениям. Один или несколько из этих банков (Ощадбанк, Укрэксимбанк, Укргазбанк) должны заняться целевым кредитованием (под 5-7%) базовых отраслей по конкретным проектам. Это должны быть мощные проекты, не на 1 млрд грн., а на 20-30 и более миллиардов. Но они должны отвечать двум главным требованиям: во‑первых, создавать много новых рабочих мест, во‑вторых, почти не зависеть от импорта - иначе это будет фактически финансирование за государственный счет иностранных производителей.
Можно назвать несколько таких перспективных направлений. Одно из них - это потребности "Укрзалізниці": тепловозы, вагоны, а также рельсы и вообще новые железнодорожные магистрали. До сих пор за 25 лет независимости Украина даже не приступила к перестройке своей железнодорожной сети, которая и в царские, и в советские времена имела чисто колониальное назначение. Железные дороги строились так, чтобы обеспечить пассажиропоток в направлении имперской столицы - сначала Петербурга, затем Москвы, а также грузопоток в Россию в виде украинской сельскохозяйственной, пищевой, металлургической, химической и прочей продукции. Нам нужно рационализировать железнодорожную сеть, чтобы она обеспечила удобное прямое сообщение областных центров с Киевом, а также пассажиро- и грузопоток между Украиной и нашими западными соседями. Этот проект загрузит и металлургические заводы, и железнодорожное машиностроение.
Второе перспективное направление - строительство бетонных автодорог. Именно бетонных, а не асфальтированных, так как для асфальта нужно импортное сырье, а бетон мы производим сами. К тому же бетонные дороги хоть и дороже, но зато могут прослужить без ремонта 30-50 лет, а не три-пять, как асфальтированные.
В 1930-х гг. строительство дорог было одной из главных составляющих "нового курса" Франклина Делано Рузвельта, который вывел США из Великой депрессии. Конечно, новые дороги нам нужны.
Благодаря этому проекту в Украине наконец появятся платные автобаны, построенные на условиях концессии. Напомним, в маленькой по размерам Венгрии есть 1010 км концессионных автомагистралей, в Хорватии - 1290 км, в Швейцарии - 1950 км, в Австрии - 2100 км, а во Франции, сравнимой с нами по площади территории, - 8530 км.
Еще одно перспективное направление - энергосбережение, в частности, утепление домов. Этот проект может обеспечить значительное улучшение энергетического баланса Украины. На бытовой сектор приходится около четверти общего объема энергопотребления (а с учетом энергоносителей, потребляемых ТЭЦ и теплокоммунэнерго, - почти треть). Программы содействия энергосбережению в частном секторе уже на протяжении многих лет успешно реализуются в большинстве европейских стран.
Практически все необходимые технические средства и материалы - котлы, счетчики, стеклопакеты и т. д. - мы производим сами.
Могут быть и другие проекты. Например, следует тщательно проанализировать перспективы отечественного самолетостроения. За его возрождение следует браться в том случае, если будет возможность производить хотя бы 50-100 самолетов в год, а не несколько единиц. В самолетах не обойтись без большой импортной составляющей (в частности, в виде электроники), так что эта программа будет целесообразной только в случае договоренностей о больших поставках на экспорт.
Если сконцентрировать усилия на наиболее перспективных направлениях, можно дать мощный толчок возрождению крупной промышленности, транспортной и строительной отраслей. Это будет иметь и значительный социально-политический эффект, поскольку снизит безработицу в промышленных центрах. Но понятно, что эффект выйдет неравномерным в разных регионах. Поэтому нужно позаботиться одновременно о развитии по всей Украине малого и среднего бизнеса.
Больше новостей о событиях в Украине и мире на Depo.ua
Все новости на одном канале в Google News
- 13:25За министра агрополитики внесли залог, он вышел из-под стражи
- 11:37На телеканале "Мы-Украина+" стартует прямоэфирный утренний проект "Просыпайся!"
- 11:08 Армия россии сбросила УАБ на пригород Харькова: Пострадали двое детей
- 10:46Украинская красавица-дзюдоистка выиграла финал чемпионата Европы
- 10:01СБУ схватила двух российских шпионов, причастных к авиаударам по Харьковской области ФОТО
- 09:38Что может указывать пауза в российских ракетных атаках: оценка Воздушных сил
- 09:00Исследовали конкурентоспособность в ритейле: В Киеве прошла XV ежегодная конференция Food & NonFoodMaster & CatMan-2024
- 08:55Синоптики предупредили о заморозках в 10 областях Украины
- 08:39Россияне разным оружием обстреляли Харьковщину: Ранены 13 человек
- 07:31Обстрел железнодорожного вокзала в Харьковской области: Прокуратура назвала тип ракеты ФОТО
- 07:02Солист группы "Без обмежень" подогрел слухи о новом романе фотографиями из Одессы
- 21:27Позволяет сохранить жизнь пулеметчика: нацгвардейцы получили боевой модуль дистанционного управления "Wolly"
- 20:27Виталий Кличко: В Киеве провели для раненых защитников "Рыбалку с пикником"
- 17:21 На Харьковщине оккупанты ударили по вокзалу: Есть раненые
- 17:06Эксперт: СБУ расширила перечень целей по которым бьет в рф – настал черед крупных нефтебаз
- 16:31Агент фсб, который "срисовал" укрепрайоны на Харьковщине, сел на 15 лет
- 13:10"Приходьте люди на вечір у Клюб": Олег Скрипка приглашает на грандиозный юбилейный концерт в честь своего 60-летия
- 11:40Из-за обстрела пострадала ветровая электростанция на юге, — Минэнерго
- 10:53Папа Римский Франциск призвал все воюющие страны искать переговоров и мира