Как добиться роста производства

Для возрождения экономики необходима поддержка госбанками крупных проектов, независимых от импорта и способных создать тысячи новых рабочих мест

Как добиться роста производства…

Как информирует Госстат, в первом полугодии 2016 г. промышленная продукция выросла на 2% относительно аналогичного периода прошлого года, строительная продукция - на 9,1%, грузооборот транспорта - на 2,4%, пишет "Деловая столица".

Эти показатели хоть и положительные, но очень малы по сравнению с тем падением, которое произошло в предыдущие годы. В 2014 г. промышленное производство сократилось на 10,1%, в 2015 г.  - еще на 13%, строительство - соответственно на 20,4 и 12,3%, грузооборот транспорта - на 10,7 и 6% (все это без учета оккупированного Крыма и части зоны АТО). Даже если удастся сохранить достигнутые темпы роста (а уверенности в этом пока нет), понадобится десяток или больше лет, чтобы достичь дореволюционных показателей.

Поэтому необходимо ставить задачу резкого ускорения экономического роста. В одном направлении уже осуществляется очень важная работа: мы видим, как государство начало возрождать оборонно-промышленный комплекс. Концепция развития сектора безопасности и обороны Украины, утвержденная президентским указом 14 марта 2016 г., требует направления ежегодно на обеспечение развития ОПК 0,5% валового внутреннего продукта. Концепция Государственной целевой программы реформирования и развития ОПК на период до 2020 г. обещает рост объема продукции предприятий ОПК на 12-15% ежегодно.

Такие же темпы роста нужны и в других базовых отраслях промышленности, в строительстве, на транспорте. Понятно, что Украина не имеет свободных денег для государственного финансирования крупных проектов в этих областях и не будет иметь, поскольку приоритетом является развитие сектора безопасности и обороны. Однако государство может сделать другое: удешевить кредиты для этих проектов. То есть речь идет о государственных расходах в объеме не 100%, а только нескольких процентов стоимости проектов - для компенсации более низких ставок по кредитам. Для государства здесь финансовая выгода в том, что восстанавливаются или создаются новые рабочие места, а следовательно, уменьшается количество семей, нуждающихся в социальной помощи из госбюджета.

Поскольку все же речь идет о государственных расходах, то лучше, чтобы эти деньги (на удешевление кредитов) получали именно государственные банки. Но предварительно необходимо их оздоровить и укрепить. Как только это будет сделано, следует ввести специализацию госбанков по определенным направлениям. Один или несколько из этих банков (Ощадбанк, Укрэксимбанк, Укргазбанк) должны заняться целевым кредитованием (под 5-7%) базовых отраслей по конкретным проектам. Это должны быть мощные проекты, не на 1 млрд грн., а на 20-30 и более миллиардов. Но они должны отвечать двум главным требованиям: во‑первых, создавать много новых рабочих мест, во‑вторых, почти не зависеть от импорта - иначе это будет фактически финансирование за государственный счет иностранных производителей.

Можно назвать несколько таких перспективных направлений. Одно из них - это потребности "Укрзалізниці": тепловозы, вагоны, а также рельсы и вообще новые железнодорожные магистрали. До сих пор за 25 лет независимости Украина даже не приступила к перестройке своей железнодорожной сети, которая и в царские, и в советские времена имела чисто колониальное назначение. Желез­ные дороги строились так, чтобы обеспечить пассажиропоток в направлении имперской столицы - сначала Петербурга, затем Москвы, а также грузопоток в Россию в виде украинской сельскохозяйственной, пищевой, металлургической, химической и прочей продукции. Нам нужно рационализировать железнодорожную сеть, чтобы она обеспечила удобное прямое сообщение областных центров с Киевом, а также пассажиро- и грузопоток между Украиной и нашими западными соседями. Этот проект загрузит и металлургические заводы, и железнодорожное машиностроение.

Второе перспективное направление - строительство бетонных автодорог. Именно бетонных, а не асфальтированных, так как для асфальта нужно импортное сырье, а бетон мы производим сами. К тому же бетонные дороги хоть и дороже, но зато могут прослужить без ремонта 30-50 лет, а не три-пять, как асфальтированные.
В 1930-х гг. строительство дорог было одной из главных составляющих "нового курса" Франклина Делано Рузвельта, который вывел США из Великой депрессии. Конечно, новые дороги нам нужны.

Благодаря этому проекту в Украине наконец появятся платные автобаны, построенные на условиях концессии. Напомним, в маленькой по размерам Венгрии есть 1010 км концессионных автомагистралей, в Хорватии - 1290 км, в Швейцарии - 1950 км, в Австрии - 2100 км, а во Франции, сравнимой с нами по площади территории,  - 8530 км.

Еще одно перспективное на­прав­ление - энергосбережение, в частности, утепление домов. Этот проект может обеспечить значительное улучшение энергетического баланса Ук­ра­ины. На бытовой сектор приходится около четверти общего объема энергопотребления (а с учетом энергоносителей, потребляемых ТЭЦ и теплокоммунэнерго, - почти треть). Программы содействия энергосбережению в частном секторе уже на протяжении многих лет успешно реализуются в большинстве европейских стран.

Практически все необходимые технические средства и материалы - котлы, счетчики, стеклопакеты и т.  д. - мы производим сами.

Могут быть и другие проекты. Например, следует тщательно проанализировать перспективы отечественного самолетостроения. За его возрождение следует браться в том случае, если будет возможность производить хотя бы 50-100 самолетов в год, а не несколько единиц. В самолетах не обойтись без большой импортной составляющей (в частности, в виде электроники), так что эта программа будет целесообразной только в случае договоренностей о больших поставках на экспорт.

Если сконцентрировать усилия на наиболее перспективных направлениях, можно дать мощный толчок возрождению крупной промышленности, транспортной и строительной отраслей. Это будет иметь и значительный социально-политический эффект, поскольку снизит безработицу в промышленных центрах. Но понятно, что эффект выйдет неравномерным в разных регионах. Поэтому нужно позаботиться одновременно о развитии по всей Украине малого и среднего бизнеса.

Больше новостей о событиях в Украине и мире на Depo.ua

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme