UK
Для цього матеріалу переклад іншими мовами відсутній, спробуйте перевірити пізніше

Нове життя харківського метро: Хто реанімував будівництво підземки

Вчора за дорученням президента України Петра Порошенка міністр фінансів підписав угоду про фінансування проекту будівництва Харківського метрополітену

Нове життя харківського метро: Хто реані…

Как сообщила Юлия Светличная, 320 млн евро будут предоставлены Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР) и Европейским инвестиционным банком (ЕИБ). Какова предыстория этого события? Кому обязан город появленим тридцатой станции и теперь уже перспективой расширения самого популярного и удобного транспорта в мегаполисе? Мы решили разобраться.

Строительство тридцатой станции Харьковского метрополитена как-то сразу не задалось. На открытии предыдущей, "Алексеевской", городской голова бодро отрапортовал о получении первого этапа финансирования: 21 декабря 2010 года были получены первые 16 млн грн. Уже 31 января 2011 года он и глава области заложили памятную капсулу в тело станции "Победа", которая гласит: "Настоящая капсула заложена 31 января 2011 года в связи с укладкой первого куба бетона в тело новой, 30-й станции Харьковского метрополитена "Победа", строящейся в рамках подготовки г. Харькова к проведению чемпионата Европы 2012 года по футболу". Но, как оказалось, вспоминать с благодарностью потомкам потом надо будет совсем не этих людей.

С этого момента начинается поток занимательных новостей.

В марте выясняется, что для строительства харьковского метро необходимо задействовать бюджетные средства, что город не может обеспечить финансирование. Однако Счетная Палата отказывается финансировать это строительство, считая проект неэффективным и непрозрачным расходование средств. В апреле 2011 дается обещание, что средства на строительство метро будут получены в июле, а сдача в эксплуатацию пройдёт в 2012 году и сроки сдачи переноситься не будут. В ноябре 2011 Михаил Добкин заявляет, что вскоре Харьков получит из госбюджета в полном объеме запланированную сумму, чтобы открытие станции состоялось 9 мая 2012 года.

В это время уже становится понятно, что ни о каких обещанных "одна станция каждые два года" в реальной жизни речь не идет. Финансирование строительства уходило в песок. Дата открытия каждый раз откладывалась, бюджеты росли, а вместо открытия давались новые обещания, как например, уже весной 2012 года: "У меня нет пока конкретных цифр на какие объекты заложено в бюджете финансирование по тем или иным субвенциям, но то, что там будет метро – я прошу не сомневаться. Мы завершим работы на этой станции и начнём строительство в сторону аэропорта от метро "Проспект Гагарина", - сообщает Добкин.

И вот, в июле 2012 года на сцене появляются уже кредитные средства- дано поручение разработать возможность финансирования строительства Харьковского метрополитена во второй половине августа - начале сентября за счет привлеченных кредитов. И город и область признают, что кредитоспособность у них на нуле. И доверия у иностранных инвесторов они не вызывают. Цитата Михаила Добкина: "Мы сами кредит на метро брать не можем. Бюджет региона и бюджет города Харькова сегодня не способен прогарантировать возврат этого кредита, потому что сумма очень большая".

Переговоры о финансировании с иностранцами не увенчались успехом. И в городе снова заговорили о государственных субвенциях. Дата сдачи в эксплуатацию переносится (в пятый раз) уже на 2013 год. На этот момент станция якобы готова на 45%. Объем потраченных денег поражает величиной. Окончания строительства не видно. Из эфира исчезают бравурные обещания о пяти станциях, депо и кольцевой линии к 2020 году, становится ясно, что проект требует серьезной доработки.

И в феврале 2013 начинаются предварительные переговоры с Европейским Банком Реконструкции и Развития. Однако финансирование завершения строительства станции метро "Победа" с точки зрения банка требует пересмотра проектной документации и введения обязательных государственных гарантий.

"Государство соизмерило свои возможности и увидело, что сегодня это действительно самый реальный путь и достройки станции метрополитена", рапортуют руководители. Спешно утверждается новый титул строительства станции метро "Победа", однако европейцы не спешат заключать соглашение – на тот момент та украинская власть уже несколько дискредитирована в глазах Европы, и Министерству финансов поручается отработать вопрос возможного кредитования строительства харьковского метрополитена украинскими банками. Что снова не реализуется.

В мае появляется новая идея: Михаил Добкин в свойственной ему фантазийной манере заявляет, что средства на завершение строительства тридцатой станции харьковского метрополитена "Победа" придут от продажи стадиона "Металлист" в частную собственность. И появляется новая дата: во второй половине 2014 года станция метрополитена "Победа" должна быть открыта. Однако и эти планы не осуществились. Областной совет выделяет осенью 2013 года 400 млн грн на продолжение строительства. И почти на полтора года тема метро уходит из эфира.

Вспоминает о ней уже новый глава области Игорь Райнин. Оценивая важность транспортной развязки в густонаселенном районе и необходимость завершения "вечного" строительства, он включается в процесс и лично отстаивает интересы Харькова в Киеве в вопросе строительства метрополитена. В соответствии с бюджетным кодексом напрямую профинансировать строительство метро из областного бюджета невозможно, так как "Харьковский метрополитен" является коммунальным предприятием Харьковского горсовета. В данном случае речь идет о выделении субвенции городскому бюджету. Руководитель области вынужден заниматься разрешением проблем созданных деятельностью и бездеятельностью предшественников, неспособностью заказчиков строительства реализовать важный проект.

В мае 2015 года были затребованы у Харьковского горсовета на утверждение в ХОГА проекты распоряжений Кабинета министров "Об утверждении титула на выполнение проектно-изыскательских работ для строительства электродепо "Алексеевское" с соединительной веткой к третьей линии Харьковского метрополитена" и "Об утверждении титула на выполнение проектно-изыскательских работ для строительства третьей линии метрополитена в г. Харьков от станции "Метростроителей имени Г. И. Ващенко" до станции "Одесская".

После детальной проработки и проверки соответствия расчетов требованиям действующего законодательства, Игорь Райнин согласовал проекты. 26 июня ХОГА получила согласования этих проектов от соответствующих министерств.

"Вопрос строительства в Харькове метро находится на моем личном контроле. Интересы города в этом вопросе я буду отстаивать перед руководством государства,- подчеркнул руководитель облгосадминистрации. - Главным требованием Кабмина к руководству области была разработка проектно-сметной документации строительства. Это было сделано".

И уже 19 августа 2015, в ходе заседания Кабинета Министров, результатом выступления Игоря Райнина становится принятие решения о выделении государственного финансирования на окончание строительства станции "Победа". Часть средств поступает в результате финансовой децентрализации. Оказывается, воюющая страна способна за собственные средства реализовать жизненно важные проекты, на которых у "стабильной" предыдущей власти получалось лишь зарабатывать. Строительство обещано завершить за год. Что и было исполнено – 19 августа 2016 года президент торжественно открывает новую станцию метро. Первую станцию с 2011 года в Украине.

Руководителя Харьковской области не останавливало ни положение прифронтового региона, ни близость границы с агрессором, он заявил: открытия долгостроев – это не конец работ.

"Это промежуточная точка движения вперед, - отметил Игорь Райнин. - Мы буквально на следующий же день, 20 августа, провели большое совещание со строителями, и уже начато строительство станции метро на улице Одесской: подготовлены и утверждены все необходимые документы".

В сжатые сроки проект разработан организацией "Харьковметропроект" и одобрен ГП "Укргосстройэкспертиза". По требованиям главы ХОГА он приведён в полное соответствие с современными нормами проектирования и строительства. Полный проект предусматривает строительство 3,5 км новых тоннелей с двумя станциями метро. Линия сможет пропускать 40 пар поездов и обслуживать 34 тысячи пассажиров в час. Не считая закупки нового подвижного состава, сметная стоимость строительства составляет 4,8 млрд грн.

И продолжившая дело Игоря Райнина, председатель Харьковской областной администрации Юлия Светличная, обратилась к правительству с предложением рассмотреть вопрос финансирования строительства как можно скорее, поскольку строительство метрополитена является одним из приоритетных направлений для развития Харькова.

На заседании Кабинета Министров, которое состоялось 19 июля этого года, правительство единогласно поддержало поданный ХОГА проект строительства Харьковского метрополитена. Проект вышел на стадию поиска финансирования. Благодаря финансовой децентрализации стало возможным распределение средств местных бюджетов и на такие проекты. Однако полностью покрыть все затраты не представляется возможным. Президентом была сформирована делегация для ведения переговоров с Европейским банком реконструкции и развития. Увенчавшиеся успехом переговоры и завершились сегодня торжественным подписанием соглашения о финансировании Харьковского метрополитена.

Когда видишь всю историю на одном листе – можно сделать выводы о тех, кто принимал в ней участие. Чьи обещания так и остались обещаниями, а чьи – воплотились в реальные объекты, служащие жителям города и региона. Можно оценить весомость слов и гарантий – по уровню доверия международных институтов. Можно оценить стремление работать на развитие страны и региона – по степени вовлеченности в реализацию программ государственной важности.

И тут становится очевидным, что высокая оценка работы руководства нашей области, как национальными экспертами, так и иностранными, позволяет Юлии Светличной быть тем важным связующим звеном между идеей и реализацией важнейших проектов, как в области, так и в городе, что гарантирует своевременность их реализации и оптимальность решений.

Превращение обстоятельств в возможности реально лишь при наличии ориентации на конкретные действия, концентрации на главном и видении перспективы. В очередной раз доказано главой области.

Всі новини Харкова сьогодні читайте на Depo.Харків

 

Всі новини на одному каналі в Google News

Слідкуйте за новинами у Телеграм

Підписуйтеся на нашу сторінку у Facebook

deneme