Минские соглашения 2.0: шанс на передышку или резкое обострение ситуации?

Четырнадцать часов переговоров, необычайно ожесточенная дискуссия, и на выходе – новый протокол к Минскому соглашению. Но будет ли выполняться данный документ, или же на выходе нас ожидает «пустышка»? Мнения экспертов, с которыми пообщался depo.ua, в этом вопросе разошлись

Минские соглашения 2.0: шанс на передышк…

О чем сумела договориться «Нормандская четверка» после «всенощной», проведенной в Минске? Если исходить из текста документа, то следует признать: он фактически является калькой старого сентябрьского, подписанного контактной группой в Минске, лишь с некоторыми дополнениями. Тем не менее, фобии населения о том, что, дескать, Путин сумеет дожать Порошенко в Минске и выторговать для российских террористов в ДНР-ЛНР автономии, так и остались не более чем фобиями. Несмотря на наличие в документе тринадцати пунктов, покамест более-менее реалистичным выглядит лишь договоренность о прекращении огня с 00:00 часов 15 февраля. Да и то - с оговорками...

Исходя из данных договоренностей depo.ua пообщался с политологами о том, чего Украине ожидать от второй версии Минских соглашений.

 

Владимир ФЕСЕНКО, политолог: Полноценной формулы мира пока нет

 

Переговоры в Минске - это шанс на передышку, возможность, которую еще нужно реализовать и на пути которой стоят достаточно серьезные препятствия и риски. Если оценивать сам документ и комплекс мер по реализации Минских договоренностей, то, на мой взгляд, в дипломатическом плане это наша победа. Петр Порошенко и наши дипломаты ни на йоту не отошли от Минских договоренностей. На 80 процентов это вообще повторение прошлогоднего документа. Даже там, где есть некоторые отступления - например, в пункте 11, где идет речь о конституционной реформе, - повторяются положения закона, который был проголосован в прошлом году. В этом смысле украинская сторона свою задачу выполнила.

Почему это только шанс на передышку? Потому что существует большое количество проблем в плане имплементации данного соглашения. Первая проблема, которая актуальна уже сегодня и от которой зависит реализация этого документа уже с 15 февраля, - это бои вокруг Дебальцево. Собственно, ситуация, связанная с Дебальцево, и будет решающей в плане прекращения огня. Сепаратисты будут стараться взять Дебальцево либо же доказать, что они реально окружили его, а наша сторона не должна этого допустить. Если бои затянутся, то есть риск, что перемирие не вступит в силу. Тем более, что сейчас в СМИ пишут о том, что Россия перекинула очередную партию танков, БТР и другой тяжелой техники.

Вторая проблема состоит в том, что даже если сторонам удастся выйти на перемирие, то оно будет относительным, примерно таким, как осенью прошлого года. Ожидать полного прекращения огня сразу - нереалистично. Но постепенно, может быть, не сразу на это можно выйти. И тут возникнет очередная проблема: создание буферной зоны, от которой отводится тяжелая техника. Как и кто это будет контролировать? Содействие ОБСЕ? Но мы уже видели, что ОБСЕ в прошлом году с этой функцией не справилось. Поэтому, к сожалению, есть очень большие сомнения, что удастся обеспечить реализацию этого пункта сейчас.

Я надеюсь, что, если не случится новая волна эскалации конфликта, удастся реализовать пункт об обмене пленными. Что же касается последних пунктов договоренности о местных выборах и конституционной реформе, а также особом статусе части Донецкой и Луганской областей, то нужно понимать, что это будет реализовано только при полном прекращении огня. К тому же, нужно договориться о взаимоприемлемом порядке проведения местных выборов, а также о том, каким образом будет осуществляться конституционная реформа на Донбассе. Тут препятствий гораздо больше, нежели предпосылок для компромиссного решения.

Тем не менее, имеется шанс на перемирие и постепенное пошаговое «разрулирование» этого конфликта. Полноценной формулы мира пока нет, дай Бог, для начала выйти на более-менее стабильное перемирие, и если это удастся, то появятся предпосылки для решения других вопросов, связанных с будущим Донбасса.

 

Виктор НЕБОЖЕНКО, политолог: Ни Меркель, ни Олланд не могут ничего гарантировать

 

В Минске все стороны играли в миротворцев, но никто никому не собирался ничего уступать. Во-первых, невыполнение первых Минских соглашений ставит в тупик любые другие соглашения. Если вы дали человеку в долг деньги, а он приходит и требует еще, то понятно, что это конфликтная ситуация. Сейчас происходит аналогичная ситуация.

Еще один важный момент, на который никто не обращает внимания: эти переговоры показали одну очень опасную истину - причем, для всех сторон - без Соединенных Штатов ни одни переговоры не становятся успешными. Это были последние европейские переговоры, которые имели «нормандский формат». Они закончились ничем, потому что у Европы нет элементарных механизмов, гарантий выполнения хотя бы одного пункта. Такие договоры, как этот, - это временный договор. Ни Меркель, ни Олланд не могут повлиять на ситуацию. Тут нужно рассчитывать на колоссальный потенциал миролюбия Киева, сепаратистов и Путина, чего, в общем-то, нет уже месяцев шесть.

Сам протокол - хороший. Он подтверждает, что первые лица стран сделали все, чтобы переговорить о проблемах открыто и вести какой-то торг. Но механизмов обеспечения гарантий ни одного из пунктов нет. Нет той третьей силы, которая могла бы заставить выполнять каждую сторону подписанные договоренности.

Кроме того, возникают серьезные двусмысленности. С одной стороны, граница новых сепаратистских образований проходит по Минским соглашениям №1, но ими захвачена часть территории, к примеру, у Дебальцево, которая не предусмотрена сентябрьскими договоренностями. Это уже завтра станет местом для выяснения отношений. Поэтому на самом деле нам нужно ожидать резкого обострения ситуации и усиления военного противостояния между Украиной и Россией через буквально месяц-полтора.

 

Алексей ГАРАНЬ, политолог, профессор НАУКМА: Так, к сожалению, решаются конфликты

 

Исключать негативный сценарий того, что договоренности могут быть сорваны Россией, мы не можем. Однако я считаю, что сейчас ситуация выглядит несколько по-иному, нежели полгода назад. Санкции против Путина расширены. И хотя их введение отложено до 16 февраля, т.е. если не начнется перемирие до 15 февраля, то на следующий день санкции будут усилены, а они являются для Путина весьма болезненными.

Задача Путина - расширить контроль, провести сценарий по созданию двух автономных республик в границах Донецкой и Луганской области - полностью провалена. Контроль будет ограничен третью Донбасса. Важно, что мы не признали ДНР и ДНР - в документе речь идет об «отдельных районах Донецкой и Луганской областей». По сути, здесь нет ничего принципиально нового по сравнению с первыми Минскими соглашениями.

Важно, что у нас не повторился Приднестровский сценарий, когда там легализовали целую республику. Поэтому я предлагаю быть реалистом. Честно скажу, я думал, что все будет гораздо хуже. Я боялся, что Путину удастся навязать Украине федерализацию, автономные республики, отвод вооруженных сил Украины и другие вещи, о которых публично заявляли сепаратисты.

Если будут проводиться местные выборы даже по украинскому законодательству, то мы получим сепаратистов депутатами местных советов. Но не «парламента» ДНР или ЛНР. И важно, чтобы после этого произошел отвод российских войск, чеченцев и всякой другой сволочи и установление контроля над государственной границей. Если это произойдет, то там будет другой характер общения с вчерашними террористами.

Да, я не считаю, что это оптимальный вариант, но так, к сожалению, решаются конфликты. Во многих странах приходилось искать компромиссы со своими бывшими противниками. К примеру, в Израиле на протяжении десятилетий главным террористом был Арафат, но, в конце концов, Израиль подписал с ним мирное соглашение. И победил. ХАМАС оказался намного радикальнее Арафата.

Сейчас важно остановить войну и подтвердить статус-кво. Да, мы не контролируем треть Донбасса, и Россия не даст нам этого сделать в ближайшее время. Реализовать мирный план будет чрезвычайно сложно, и Россия будет делать все, чтобы срывать договоренности на каждом этапе.

В целом террористы контролируют 3% украинской территории. Но что нам мешает проводить реформы на всей остальной территории Украины? Сейчас последует финансовая помощь МВФ, которая может достичь 40 миллиардов долларов. Т.е. если мы остановим войну, мы сможем сконцентрироваться на чем-то другом. 

Фото: glavred.infoexpres.uadif.org.ua

Більше новин про події в Україні та світі на Depo.ua
 

Всі новини на одному каналі в Google News

Слідкуйте за новинами у Телеграм

Підписуйтеся на нашу сторінку у Facebook

deneme