Чому командир таджицького ОМОНу перейшов на бік ісламських терористів

Переход на сторону "Исламского государства" командира таджикского ОМОНа полковника Гульморода Халимова буквально взорвал среднеазиатский интернет.

Чому командир таджицького ОМОНу перейшов…

В ролике на YouTube пропавший несколько недель назад полковник заявил, что присоединился к ИГ в знак протеста против антимусульманской политики таджикских властей. Как утверждает бывший спецназовец, в Таджикистане верующим запрещают читать намаз, а женщинам ходить в хиджабе (платок, закрывающий волосы и шею). Халимов, проходивший военную подготовку как в США (трижды!), так и в России, теперь выступает против союза Таджикистана с этими странами и призывает соотечественников "переселиться" в ИГИЛ и присоединиться к джихаду против "неверных".

Гульмород Халимов - человек в Таджикистане известный. Прославился он в 2012 году во время операции правительственных войск на Памире. Говорят, что именно тогда на Халимова обратил внимание сын президента Рустам Эмомали, которого считают наиболее вероятным преемником отца. А потому скандал получился очень громким. Обласканный первыми лицами государства Халимов обладал как определенной властью, так и богатством (по таджикским меркам). И то, что на сторону исламистов перешел именно такой человек - серьезная пощечина нынешнему режиму Душанбе. Его обращение заставит задуматься очень многих, причем не только таджиков (Халимов умышленно говорил по-русски), но и жителей других республик Средней Азии.

Симпатии к исламистам в Средней Азии объяснимы. После развала Советского Союза уровень жизни в бывших советских республиках, за исключением Казахстана и Туркменистана, упал в разы, а на смену коммунистам пришли коррумпированные, полуфеодальные режимы. Неудивительно, что такой "капитализм" не понравился жителям этих стран, а альтернативой нынешнему строю многие считают исламскую республику или (подобное характерно для людей старшего и среднего возраста) возвращение к прежней советской системе. Так, во время гражданской войны в Таджикистане я лично встречал боевиков, которые говорили, что они за "Советский Союз и исламское государство".

Но почему же воевать за ИГ убежал "настоящий полковник", ничем не обиженный, вроде бы нашедший свое место и в этой жизни? Правозащитники и практически все журналисты объясняют это одинаково: пока в Средней Азии будут преследовать мусульман, все большее их число будет переходить на сторону исламских радикалов.

Мусульман действительно держат во многих государствах Средней Азии (а особенно в Узбекистане и Таджикистане) в "ежовых руковицах". Иногда это доходит до смешного. Когда несколько лет назад я попросил парикмахера в Ташкенте подравнять мне бороду, то он честно признался, что уже и забыл, как это делается, так как в Узбекистане ее "запрещено носить". В общем, почти что так и есть. В Таджикистане же даже действует негласная инструкция для госслужащих - нельзя отпускать бороду до 50-ти лет, но и после "полтинника" это "украшение" у чиновника не должно быть слишком большим.

В обеих республиках периодически гонениям подвергаются и женщины в платках, а паранджа и вовсе фактически находится "вне закона". И в Узбекистане, и в Таджикистане власти следят за количеством действующих мечетей, и утверждают (хотя и неофициально) кандидатуры имамов.

Все это так. Но стало бы меньше мусульманских фанатиков, если бы власти не преследовали верующих? Вопрос спорный. До арабской весны точно также жестко контролировали ортодоксальных исламистов власти Туниса, Египта, Ливии, Сирии. Кто теперь точно скажет, провоцировали "антимусульманские" законы исламские революции или же наоборот - их сдерживали?

А, может быть, абсолютная свобода является панацеей от проявлений религиозного фанатизма? Тоже спорно. Как-то, отдыхая на пляже американского города Сан-Диего, я встретил там очень необычную компанию: в тридцатиградусную жару женщины были одеты в паранджу, а их бородатые мужья купались в океане, не снимая одежды. Увидев тут же благоухающий плов и пиалки с зеленым чаем, я спросил незнакомцев откуда они. Оказалось, что это беженцы из Узбекистана. Они были очень довольны своей нынешней, американской жизнью. Если в Узбекистане их жены не покрывали себя паранджой, а они не рисковали отпускать бороды, то здесь такой "прикид" не волнует ни власти, ни местных жителей. В мечетях США они смогли легально общаться с членами мусульманских организаций, запрещенных в Средней Азии. И именно в Америке у моих новых знакомых "окончательно открылись глаза": теперь они считают, что мусульмане должны бороться за создание единого халифата на всем земном шаре - сначала на мусульманских землях, а потом и на территории "неверных".

Интересно, как будут действовать власти США, когда до них дойдет, что их страна это тоже "территория неверных"?

Игорь Ротарь, Росбалт

Більше новин про події в Україні та світі на Depo.ua
 

Всі новини на одному каналі в Google News

Слідкуйте за новинами у Телеграм

Підписуйтеся на нашу сторінку у Facebook

deneme