Перегнати Ілона Маска. Як Україна будуватиме електромобільну Мекку (ІНФОГРАФІКА)

За п'ять років в нашій країні має розпочатися виробництво електромобілів з перспективою виходу на зовнішній ринок після насичення внутрішнього

Олексій Шевнін
Заступник головного редактора, редактор відділу "Економіка" "Ділової столиці"
Перегнати Ілона Маска. Як Україна будува…

В прошлом году наша страна вышла на первое место в Европе по темпам увеличения продаж электрокаров. Это, конечно, не значит, что мы в ближайшие годы перегоним Старый Свет на "зеленых" авто, но дает возможность правительству пофантазировать насчет программы возрождения отечественного автопрома, пишет "Деловая столица".

Быстрый старт

Украинский рынок растет так быстро потому, что он очень мал по сравнению с норвежским или французским, где продают ежегодно около 20 тыс. электромобилей. У нас же на конец марта зарегистрировали всего 2846 "зеленых" авто, но более половины из них - в прошлом году. Причем украинцам по карману в основном бывшие в употреблении машины 2013 и 2014 гг. выпуска. Так, самая популярная у нас модель NissanLeaf новая стоит около $ 35 тыс., что почти вдове дороже похожих по характеристикам бензиновых моделей, а вот подержанные "лифы" можно найти и за $ 10 тыс. Для сравнения, знаменитых TeslaModel S в Украине всего 100 штук.

Неудивительно, что продажи резко возросли с 1 января 2016 г., когда отменили пошлину на импорт электротранспорта: в прошлом году в Украине купили 1602 электромобиля по сравнению с 500 годом ранее. Но в правительстве быстро поняли, что этого недостаточно, и задумали комплексную программу "разогрева" внутреннего рынка электрокаров, и не просто ради экологии и экономии энергоресурсов, а с прицелом на последующее полномасштабное производство таких автомобилей.

Пересадка без "поборов"

Согласно Концепции развития рынка электротранспорта в Украине на 15 лет в первую пятилетку импорт электрокаров и зарядных станций не будет облагаться НДС и акцизом (кроме электробусов). Покупатель при первой регистрации такого автомобиля освобождается от сбора в Пенсионный фонд. Также можно будет получить до 18% налоговой скидки от стоимости купленной машины.

И вот какой будет выигрыш. Сегодня за новый электрокар в $ 30 тыс., или 800 тыс. грн, при оплате всех налогов (20% НДС, 5% сбора в Пенсионный фонд, около 3 тыс. грн акциза) покупатель выложит более 1 млн грн, а если "поборы" отменят и дадут указанную скидку - всего 656 тыс. грн. За б/у автомобиль стоимостью в $ 12,5 тыс., или 340 тыс. грн, сейчас нужно будет заплатить 428 тыс. грн, а после реформы - 279 тыс. грн.

На этом бонусы не заканчиваются: владельцам электромобилей до 2033 г. предложат бесплатно парковаться на госпредприятиях и позволят ездить по полосе для общественного транспорта.

На этот же срок предусмотрены льготы и для использующего электромобили бизнеса: службы такси, доставки и арендодатели такого транспорта не будут платить НДС. Кстати, некоторые логистические компании уже приобрели экологичные авто, потому что на большом пробеге экономия на топливе и сегодня оправдывает покупку относительно дорогого электрокара. Последние примеры - "Укрпочта" сейчас тестирует электрофургоны Citroen для курьерской службы доставки, а по Одессе уже колесят несколько NissanLeaf первого в Украине сервиса каршеринга (кратковременной аренды) электромобилей.

Таким образом, в правительстве хотят многократно увеличить количество "зеленых" авто на украинских дорогах и развить инфраструктуру для них - зарядные станции и сервисные центры.

Уже в 2020 г., по прогнозам Мининфраструктуры, доля электрокаров на украинском рынке достигнет 15%.

Это как минимум 9 600 купленных машин в год, учитывая объем продаж новых авто в Украине. Много это или мало? Как отмечалось, в Норвегии и Франции ежегодно реализуют около 20 тыс. электромобилей, и это лучшие показатели в Европе. А всего в мире в прошлом году продали более 600 тыс. электрокаров.

Питательная среда

Важно, что зарядная инфраструктура в Украине растет еще более быстрыми темпами, чем рынок электромобилей. За прошлый год количество станций для их подзарядки увеличилось в четыре раза - со 153 до 577 (из них 44 скоростные). Так что сейчас на одну "зарядку" приходится около четырех электрокаров. "Зеленая" инфраструктура есть во всех крупных городах. Она даже входит в моду и иногда становится частью бренда: в Киеве одна из сетевых пиццерий оборудует около своих заведений по два парковочных места с подзарядкой для электромобилей.

Казалось бы, рынок вырастет, электрокары подешевеют - и хорошо. Но в правительстве смотрят на все это как на подготовку к перерождению отечественного автопрома.

С украинским "сердцем"

Через пять лет в Украине должно начаться производство электромобилей. Для этого изменят налоговую политику: с 2023 г. вернут "поборы" на импортные электрокары, но зато упразднят пошлины и до 2028 г. отменят НДС на комплектующие для сборки электротранспорта и зарядных станций. Так правительство собирается привлечь инвестиции на выпуск "зеленых" авто и инфраструктуры для них.

Ожидается, что на третьем этапе, с 2028 до 2033 гг., в Украине наладят полный цикл производства электромобилей и зарядных станций. То есть комплектующие к ним наконец-то будут создаваться внутри страны, включая и "сердце" авто - литиево-ионные батареи. Естественно, что в этот период уже отменят налоговые льготы на импорт составных частей электрокаров, зато введут нулевую ставку НДС на поставку экологичных машин, станций подзарядки и комплектующих отечественного производства. А значит, будет выгодно все детали и готовую продукцию выпускать в Украине.

Самую большую ставку, скорее всего, сделают на производство аккумуляторов, ведь они определяют не только мощность, но и эргономику электрокара. Половина стоимости машины сейчас приходится именно на батарею. А в Кировоградской области как раз есть одни из самых больших в Европе месторождений лития. На протяжении 15 лет с начала реформы налог на прибыль от добычи и обогащения этого самого легкого металла составит всего 9%, а с прибыли на производство литиевых батарей государство не потребует ни копейки. При этом "сердце" электрокара станет намного доступнее: по прогнозам McKinsey&Company, стоимость литиевых аккумуляторов к 2030 г. снизится более чем вдвое.

Иссякший заряд

Впрочем, стройность этой стратегии граничит с фантастическими вымыслами, поэтому она рискует провалиться так же, как и предыдущие концепции развития украинского автопрома: когда-то прогнозировалось, что в 2015 г. мы будем выпускать не менее 500 тыс. легковушек в год, а в действительности скатились до 5 тыс. машин. Причем у нас осталось всего два производителя такого транспорта: "Еврокар", специализирующийся на сборке машин марки Skoda, и АвтоЗАЗ, выпускающий ограниченное количество авто по лицензированным технологиям.

Последний, кстати, еще в 90-х годах выпускал электрические "Таврии", экспортируемые в Германию, а в 2010-м создал опытный электрофургон Lanos с аккумуляторными батареями и 15-киловатным электродвигателем, позволяющим проехать 120 км на одном заряде. Но сегодня на предприятии не хотят ставить машину на серийное производство: стоимость фургона на 60% больше бензинового аналога. Кроме того, в Украине сейчас производятся единичные электробусы на заводе "Электрон".

С кнутом и пряником

Ключевой вопрос в том, достаточно ли стимулирующих мер, предлагаемых правительством, для того, чтобы поставить на поток производство конкурентоспособных электромобилей в Украине. Для этой цели мало гибкой налоговой политики. Государству стоит создать условия, когда в стране появятся недорогие кредиты, а электричество будет недорогим. Пока все движется в противоположном направлении.

Между тем, как показывает практика, успешные автозаводы в развивающихся странах вначале завоевывают свой рынок, а уже потом выходят на экспорт. Годовой объем украинского авторынка, по данным АUTO Consalting, составляет 65 тыс. новых машин. А значит, начальный спрос есть и на электрокары. Точнее будет, когда к 2023 г. разовьется "зеленая" инфраструктура, государство вернет НДС и акциз на ввоз таких авто, а выпускаемые в Украине электромобили, вполне вероятно, сравняются по цене с бензиновыми аналогами за счет удешевления производства. И дело не только в господдержке, а и в мировом тренде: по прогнозу Bloomberg New Energy Finance, вследствие удешевления аккумуляторов уже к 2025 г. электромобили могут стать дешевле похожих моделей с двигателем внутреннего сгорания.

Но в перспективе, если нам удастся запустить новое производство, главными конкурентами украинских автокаров, вероятно, станут их собратья - иномарки на электрической тяге.

Это как и с бензиновыми моделями: высокие пошлины на импорт авто не могут спасти украинский автопром, а только не дают ему умереть, но жить лучше он не станет.

Покупатель все равно хочет иметь качественную машину. Поэтому самое важное - наладить выпуск качественных моделей, отвечающих запросам потребителя. А этого можно добиться только в условиях конкуренции между производителями. И потому их в Украине должно быть хотя бы несколько. Если же не удастся привлечь достаточно частных инвесторов, государству надо быть готовым вложиться в новые предприятия. За мечту иметь мощный автопром нужно платить.

И ничего страшного, если вначале будет больше "междоусобной" конкуренции на внутреннем рынке, чем экспорта. Важно само технологическое совершенствование и умение быстро реагировать на потребности рынка. Главное, чтобы "зеленый" бизнес не стал злоупотреблять преференциями, данными государством. Поэтому налоговые льготы, выгодные кредиты и субсидии нужно предоставлять производителям не потому, что они "свои", а за то, что достигают тех показателей, которых потребует правительство. Со временем они должны не только выпускать больше машин, но главное - все чаще использовать собственные комплектующие и все чаще экспортировать. В противном случае нужно лишать предприятие господдержки. Важно, чтобы каждый автопроизводитель понял, что правительство отворачивается от неудачников, и фокусировался на своем развитии, а не только прибыльности.

Пока же в Украине повелось так, что защищенный от мировой конкуренции национальный производитель направляет все свои усилия на получение пособий от правительства, но без четких обязательств относительно развития.

С этой выгодной для определенных предприятий, но провальной для государства стратегией, которая называется ожиданием ренты, нужно наконец-то покончить. Более того, сначала автозаводы могут быть убыточными, но они обязательно должны играть по правилам и постоянно улучшать электрокары в условиях конкуренции, чтобы иметь возможность продавать их на внешних рынках.

Словом, государственная поддержка должна быть не только пряником, но и кнутом. И правительству, чтобы вывезти украинскую экономику на электромобилях, следует развивать конкуренцию, поддерживать успешные компании и отсеивать неудачников.

Більше новин про події в Україні та світі на Depo.ua
 

Всі новини на одному каналі в Google News

Слідкуйте за новинами у Телеграм

Підписуйтеся на нашу сторінку у Facebook

deneme