SEAT Ateca — долгожданный!
Чем не кроссовер?
SEAT Ateca позиционируется как первый кроссовер испанской марки, а ведь с этим можно поспорить. Достаточно вспомнить события десятилетней давности, когда на свет появился SEAT Altea Freetrack. У него был полный привод, увеличенный до 185 мм дорожный просвет, бензиновый или дизельный мотор на выбор, «механика».
Возможно, испанцы решили получить дополнительной рекламы, а может быть, действительно стесняются прежних экспериментов — никто ведь не признается. Все же SEAT Altea Freetrack был создан как эксперимент в модном жанре на базе одноименного минивэна. В то же время SEAT Ateca изначально задумывался как компактный городской кроссовер.
Кстати, прообраз своей машины в популярном сегменте нащупывали давно, в том же 2007 году показали концепт SEAT Tribu, который еще тогда смотрелся невыразительно. Живее смотрелся тоже концептуальный SEAT IBX образца 2011 года. И вот в 2015 году сформировался нынешний образ в форме эффектного прототипа 20V20. Конечно, серийная Ateca гораздо спокойнее на фоне вычурного шоу-стоппера, тем не менее все основные линии и формы угадываются.
Обратите внимание на угловатую оптику, бамперы и решетку радиатора, поясную линию и форму остекления. Разумеется, у товарного кроссовера на месте привычные дверные ручки, да и салон копирует уже известные модели SEAT, практически дословно «цитируя» рабочее место водителя хэтчбека Leon. Зато чего не было у концепта, так это шикарной панорамной крыши. Пожалуй, это самая заметная (особенно задним седокам) опция, пусть и дорогая (31 959 грн).
Панорама и алькантара
Одной из фишек SEAT Ateca является освещение.
Во-первых, у кроссовера не просто линия светодиодов, а полностью светодиодные фары. Во-вторых, атмосферности добавляет зональная салонная подсветка, оттенок которой можно выбрать по своему настроению из восьми вариантов. Линии светодиодов обволакивают интерьер по периметру, создавая уют либо, наоборот, спортивный настрой. В-третьих, подчеркивает модный образ силуэт кроссовера в световом пятне подсветки у передних дверей. Луч выходит из корпусов зеркал, будто оставляя автограф дизайнера.
Ярких красок от салона ждать не стоит, ведь перед нами очередное творение инженеров Volkswagen AG. Как ни крути, от сравнения с другими моделями концерна не уйти. В этом плюсы не только для корпорации, которая имеет возможность унифицировать не только узлы и агрегаты, но и более мелкие комплектующие.
Есть выгода и нам, покупателям. К разным автомобилям концерна не приходится привыкать, да и зачем, если все давно выверено — эргономика близка к идеальной. Найти удобную посадку за рулем сможет практически любой человек. Руль и кресло регулируются в широком диапазоне, порадовала и комбинированная обивка с цепкой алькантарой на спинке и подушке, тканевыми «ушками» боковой поддержки и кожаными вставками по периметру. Не хватает только рыжего шва в цвет кузова.
В руках баранка оптимального сечения, за ней комбинированные приборы с аналоговым спидометром и тахометром. У нас была самая дорогая версия Xcellence с некоторыми опциями, но даже за доплату пока нельзя заказать полностью цифровой щиток приборов, как у собрата Volkswagen Tiguan, — субординация. Однако прогресс не остановить, уже со следующего года обновленный SEAT Leon получит полностью цифровой щиток приборов, а за ним и другие модели марки, в том числе X-Perience и Ateca!
SEAT Ateca не конкурент старшему брату, ведь он на 127 мм (4363 мм) короче, у него на 42 мм меньше колесная база (2638 мм). Соответственно, чуть теснее на заднем диване, хотя никто из пассажиров не жаловался, и гораздо скромнее багажник — 485 л (510 л у переднеприводной Ateca) против 615 л у Tiguan. Ничего, зато в активе рыжего кроссовера легкость парковки и малый диаметр разворота — всего 10,8 м. Кстати, опционально у багажника не только электропривод, но и функция открытия/закрытия ногой. А за 18 637 грн можно заказать парк-пилот, который практически без вашего участия припаркует автомобиль как вдоль, так и поперек. Стоит отметить и SEAT Sound System с 10 динамиками и сабвуфером (в докатке) за 9364 грн — это тот редкий случай, когда штатная аудиосистема звучит без нареканий. Широкий набор опций позволяет сформировать машину под личные запросы, а вот это уже дорогого стоит!
Индивидуальный характер
SEAT Ateca создан на платформе MQB-А, как тот же Volkswagen Tiguan второго поколения.
Передняя подвеска здесь типа McPherson, а задняя — многорычажная. Причем в нашем случае установлена адаптивная подвеска DCC с гидравлическими амортизаторами.
Полный привод с муфтой Haldex в приводе задних колес доступен только в комбинации с наиболее мощными двигателями: дизелями 2.0 TDI (150 или 190 л. с.) или бензиновой турбочетверкой 1.4 TSI (150 л. с.). Наиболее мощные бензиновые и дизельные версии работают в паре с семиступенчатым «роботом» DSG. Именно такой вариант был в нашем случае — топовый SEAT Ateca 2.0 (190 л. с.). Кажется, что не только мне, но и самому автомобилю не терпится в дорогу. Такое настроение создает пульсирующая алым в сердечном ритме клавиша безключевого запуска двигателя Engine Start/Stop, настраивая на нужный лад.
Без сомнений, перед нами самый бескомпромиссный вариант в плане динамики — 7,5 с разгона до сотни и 212 км/ч максималки. При этом данный кроссовер довольствуется всего 6 л на 100 км в городе. Заводские данные не лукавят, в режиме Eco машина действительно столько потребляет без особых навыков. Достаточно плавно стартовать и нежно нажимать на педаль газа, наблюдая, как при каждой возможности Ateca размыкает диски сцепления, используя экономный накат, и глушит двигатель, едва подкотившись к светофору. Да, не каждый способен на такие жертвы ради литра-двух экономии, я тоже не выдержал больше часа и пользовался в основном «шоссейным» режимом. Средний расход топлива за 600 тестовых километров у меня составил 7,4 л/100 км, и это неплохо для полуторатонного (точнее, снаряженной массой 1589 кг) полноприводного кроссовера с «автоматом».
После флегматичного Eco и обычного Normal идет динамичный Sport, который действительно преобразует характер кроссовера. «Робот» тоже переходит в соответствующий режим, держит обороты в зоне максимального крутящего момента, и двигатель мгновенно отзывается на подачу топлива, беспрекословно следуя за педалью акселератора. Электроусилитель ослабляет хватку, руль наливается информативной тяжестью, плотнее соединяя колеса с руками, которые будто вростают в машину. Вот таким и должен быть кроссовер — ярким, динамичным, а при необходимости и экономичным.
Разумеется, шайба Driving Experience имеет и внедорожный режим Off-road, который активизирует особый алгоритм работы системы стабилизации, антипробуксовочной системы и муфты Haldex. Если геометрия угловатого кузова позволяет и дорожные шины Bridgestone Turanza 225/50 R18 не спасуют, SEAT Ateca привезет вас не только на берег Днепра, но и к морю, в лесную чащу или на рыбалку. Главное, не забывать, что жестких блокировок у кроссовера нет, и в непроходимые места с зыбучими песками или болотами не соваться, если не хотите за трактором ходить. Все-таки его стихия — каменные джунгли мегаполисов.
На любой вкус и кошелек
Главное преимущество SEAT Ateca перед конкурентами и особенно братским Tiguan — гуманная цена.

Немного аналогичных автомобилей предлагается по цене от 564 520 грн. Да, это рекламная комплектация с базовым двигателем 1.0 TSI (115 л. с.), «механикой» и скромным оснащением, но и у него есть АБС, система стабилизации, кондиционер, мультимедия, четыре подушки безопасности и прочее оснащение. А если позволит кошелек, SEAT можно неплохо укомплектовать. В списке опций есть полностью светодиодные фары, мультимедиасистема Seat Full Link (с восьмидюймовым дисплеем, функциями Mirror Link, Apple CarPlay и Android Auto), беспроводная зарядка для смартфонов, а также комплекс электронных помощников, включая «пробочный» автопилот и многое другое.