Гульнара Абдулаєва: В Криму повторюється німецька окупація, тільки замість свастики триколор

На протяжении многих лет крымские татары относились к празднику Дня победы не менее трепетно, чем русские

Гульнара Абдулаєва: В Криму повторюється…

В последние годы стараниями российских идеологов празднование дня Победы существенно изменилось - антивоенный по своей сути праздник 9 мая превратили в милитаристское торжество, используемое как повод заявить всему миру о своей военной мощи. История войны активно подчищается в угоду сиюминутным политическим интересам, насаждается мнение, что в войне участвовали только россияне. В итоге вместо того, чтобы объединять и примирять людей, 9 мая выступает как камень преткновения между народами-участниками ВОВ. О том, как подобные фальсификации влияют на историческую память крымскотатарского народа, мы расспросили крымского историка и публициста Гульнару Абдулаеву

Как крымские татары воспринимали День победы в годы депортации?

Не думаю, что тогда в депортации пышно праздновали 9 мая, но он все же почитался. Ведь как бы там ни было, а мужчины прошли через ад войны. И, конечно же, для многих семей этот день был особенным. Ведь среди крымских татар было немало героев, ветеранов, многие остались инвалидами войны. В моей семье двое дедушек воевали. Один дошел до Берлина, второму повезло меньше, он попал в концлагерь и чудом выжил. Именно 9 мая американцы освободили тот самый концлагерь. Поэтому в нашей семье день 9 мая символичен, это день моих близких людей. И таких крымскотатарских семей немало. Этот праздник для моего народа с двойной горечью.

Не изменилось ли это отношение после возвращения в Крым?

За более чем двадцать лет проживания на родине крымские татары не изменяли своего отношения к этому дню, всегда относились с почтением.

Были ли попытки замалчивать участие крымских татар во Второй мировой?

К началу войны в Крыму проживало около 240 тысяч крымских татар. Цифры, которые я вам назову дальше, мало кто знает - они замалчивались. Из 32-х руководителей подпольных организаций Крыма - 25 были крымские татары. Во время оккупации фашисты расстреляли 12 тысяч крымских татар. За связь с партизанами фашисты сожгли на полуострове 127 деревень, из них 105 - крымскотатарских. Среди крымских татар семь Героев Советского Союза, один из них дважды Герой - Амет-Хан Султан. Героем Польши стал крымский татарин Адаманов. Среди крымских татар во время войны было 4 генерала, 85 полковников, 100 подполковников, 35 крымских татар стали кавалерами ордена Славы, в том числе 34 - трех степеней. 50 тысяч крымских татар во время войны были удостоены государственных наград. Всего же на фронтах войны, в партизанских отрядах, в подполье погибло более пятьдесят пять с половиной тысяч крымских татар. На стороне врага же оказалось менее одного процента крымских татар. Сегодня вы эти сведения не найдете ни в одном из общедоступных изданий о Великой Отечественной войне. И это объяснимо: как можно объявить целый народ предателем, когда у него в процентном отношении героев и полных кавалеров орденов Славы больше, чем, к примеру, у русского народа?

Каким образом крымских татар коснулось переписывание Россией истории ВОВ?

Что касается переписывания истории, то никто не сравнится в этом мастерстве с Россией. Ну, так сложилось у них с давних времен и вошло в привычку заниматься фальсификацией. Они и сейчас, не стесняясь, заявляют, что войну выиграл только русский народ. Хотя есть документальные подтверждения - в основном это наградные листы крымских татар, которые говорят сами за себя. Однако они продолжают оставаться в архивах и вряд ли когда-нибудь войдут в летопись героев Второй Мировой войны. О них будут помнить только их наследники, и только они будут чтить память своих героев.

Как изменилось отношение крымских татар к празднованию Победы после оккупации Крыма и событий на востоке?

То, что сегодня творится в Крыму в преддверии 9 мая, это полный абсурд. Так называемые власти совершенно не различают грань между памятной датой и политикой. И если многие раньше с почтением относились к этому дню в память о тех, кто пережил страшные годы и прошел всю войну, то теперь с ужасом ждут этого дня и хотят, чтобы он прошел как можно скорее. Сегодня в условиях оккупации этот праздник утратил былое значение, «благодаря» оккупантам. К слову, сегодня крымские татары хорошо понимают, как их предки пережили немецкую оккупацию, сейчас все повторяется, разница только в том, что вместо свастики - триколор.

Использовали ли власти РФ праздник 9 мая как повод для установления отношений с крымскими татарами после оккупации?

Если в прошлом году оккупанты еще как то пытались заигрывать с народом, в надежде склонить его на свою сторону, и даже вспоминали об известных героях ВОВ Амет-Хане Султане и разведчице Алиме Абденановой, то сегодня они понимают, что это бессмысленно и перешли к агрессивной тактике запугивания. То есть нет никакого акцента на общую победу. Идет полное игнорирование, и, по сути, изоляция.

Ян Днепровский, журналист КрымInfo

Більше новин про події в Україні та світі на Depo.ua
 

Всі новини на одному каналі в Google News

Слідкуйте за новинами у Телеграм

Підписуйтеся на нашу сторінку у Facebook

deneme