ВеСело в Веселом
Проект «ВеСело». Первый сезон. Эпизод 5

«А у селах у веселих і люди веселі».
Т. Шевченко


Цель нашего проекта можно сформулировать и так – найти в Украине самые веселые и оптимистичные села и рассказать о них как можно большему количеству людей.
А чего их искать – можно просто открыть карту, и вот пожалуйста – село Веселое в Киевской области, Веселое в Запорожской, и так далее. Ну а тут уже так: назвался Веселым – полезай в проект!
В Украине как минимум пять Веселых сел, но нам понравилось то, что в Херсонской области: просто потому, что в южные регионы мы еще не ездили. Честное слово, когда мы выбирали именно это Веселое, мы еще не знали, что в нем есть свой собственный винзавод. Мы просто позвонили в приемную Веселовского старостата и состоялся примерно такой диалог:
- Алло, это Веселое?
- Да.
- И что, весело там у вас?
- Еще как! Приезжайте, сами узнаете.
- Выезжаем.
Ну может быть мы немного подсократили реплики, но суть была именно такова. Едем!
Маршрут
Об Одесской трассе мы уже писали в эпизоде про Четвертиновку, на этот раз мы проехали чуть дальше, но картина та же: иногда все отлично, и только отсутствие придорожной инфраструктуры говорит о том, что это не совсем правильная международная трасса. Иногда же асфальт внезапно теряет свою эластичность и превращается в нечто зубодробительное, и таких участков не мало. Тем не менее, путешествовать можно быстро и комфортно, а вот дальше будет похуже. По трассе P06 в основном по одной полосе в обоих направлениях, а движение плотное. Если вы не любите рискованных обгонов (и это правильно) – тут можно подвиснуть. И дорога становится чем дальше, тем хуже, а где-то в Новой Одессе превращается в пытку. Впрочем, вскоре ситуация выравнивается и начиная с окружной Николаева все неплохо, а между Николаевом и Херсоном почти везде просто отлично. Впрочем, восприятие дороги во многом зависит от подвески автомобиля – иногда по одной и той же дороге можно прочитать самые разные отзывы, от «убитая в хлам» до «европейский автобан», а начнешь разбираться, у первого Focus RS, а у второго Land Cruiser. Но у нас, можно сказать, была золотая середина.
Автомобиль проекта
Tiggo 8
Tiggo 8 – самый большой кроссовер Chery, самый новый, и - самый убедительный.
Он может поколебать уверенность даже самых упертых скептиков. Впрочем, мы не собираемся убеждать и доказывать, наша задача - проверить этот автомобиль в длительном путешествии, оценить его готовность к таким насыщенным и напряженным турам по Украине. В проекте участвовал автомобиль в семиместном исполнении в оснащении Luxury с 1,5-литровым бензиновым двигателем мощностью 147 л.с., 6-ступенчатым роботом с двойным сухим сцеплением. Сегодня такую машину можно купить за 623 290 грн, или $22 000 в эквиваленте, а базовый Tiggo 8 (тоже не бедный, просто на механике) – вообще за $20 500. О готовности к путешествиям свидетельствуют: багажник объемом 892/193 л (если мест семь, все равно остается 193 л), клиренс 200 мм, очень просторный салон, в меру мягкая подвеска и заявленный расход на уровне 7,6 л. Личные впечатления нашего экипажа от общения с Chery Tiggo 8 – ниже.
Перед пропастью
Наверняка каждый, кто хоть раз проезжал по трассе P06, видел указатель «Музей Ракетных Войск Стратегического Назначения», и наверняка мало кто обращал на него внимание. Логично – музей каких-то войск, да еще и непонятного назначения, что там может быть интересного. А между прочим, зря – с трассы надо будет съехать всего на пару километров, и вы при этом попадете в место, аналога которому больше нет нигде в мире – это единственный музей на базе реальной стартовой позиции межконтинентальной баллистической ракеты, и здесь можно увидеть полностью всю систему, и даже спуститься на командный пункт – причем это не реконструкция, не муляжи, все настоящее. Даже знаменитая SS18 Satan. Каждая такая ракета несла десять боевых блоков мощностью 750 килотонн. Для сравнения: в Хиросиме ядерная бомба мощностью 15 килотонн убила около 140 тысяч человек. Здесь, в «Сатане» - 500 таких бомб. В 1994 году в Украине было 176 ракет, хотя в основном это были агрегаты попроще, SS-24 Scalpel.
Правда, нам немного завышенной показалась цена, с экскурсоводом – 120 грн. с человека, а без… все равно 120. Так что берите экскурсию, их проводят бывшие военные и с их информацией экскурсия обретает совершенно иной смысл – тут можно очень явственно понять, насколько близко человечество подошло к ядерной пропасти. Экскурсия со спуском на командный пункт – 250 грн. с человека, так что если у вас большая семья – может получится накладно.
Радон-стоп
Тем же, кто предпочитает бесплатные впечатления, стоит проехать немного дальше. Остановка через 37 километров, за Первомайском, в селе Мыгия. Почти до границы села по трассе, и там, напротив киоска с пирожками, вам направо в лес, в урочище Протич заповедника «Гранитно-степовое Побужье».
Все рафтеры прекрасно знают это место, но мы не за этим: рафтинг - это долго и целенаправленно, а вот если немного не доезжая по проселочной дороге до паркинга «Протичанский» повернуть влево в лес, можно выехать прямиком к Радоновому озеру. На трассе есть обзорная площадка, и вид оттуда открывается великолепный, но летом нет ничего лучше спуститься вниз и окунуться во всегда прохладную идеально чистую воду. Только будьте осторожны. Озеро – это бывший гранитный карьер, и спуститься в воду тут сложно, а выйти – еще тяжелее, дно откровенно неласковое. А глубина озера – около 40 метров. По крайней мере, так гласит легенда – как и о том, что на дне до сих пор покоится техника, которую не успели убрать в ту ночь, когда гранитный карьер в одночасье заполнился водой. И второе – мы не готовы говорить о вредности или пользе радона, все-таки газ радиоактивный, так что тут уже решайте сами. Но красиво тут невероятно. Тем не менее, долго задерживаться не будем – дальше прямым курсом в Веселое!
Перлина степу
Вполне возможно, даже никогда не слышав о существовании села Веселого, вы тем не менее, как-то поучаствовали в его судьбе. Вам что-нибудь говорят названия «Наддніпрянське», «Перлина степу», «Оксамит України»? Так вот, это все отсюда. Село основано в 1889 году. 33 тысячи десятин земли тут приобрел князь Трубецкой и именно он начал здесь разведение винограда и занялся виноделием. В советские времена это все превратилось в винсовхоз имени Ленина, но тем не менее, вино было известное. Сейчас же в Веселом – снова «Винодельческое хозяйство Князя Трубецкого», снова частное производство. Казалось бы, все это непосредственно связано и с названием села, и с оптимизмом его жителей, но нет.
Шато и пятачок
Людмила Аннас
Людмила Аннас, староста Веселовского старостата Новокаховской ОТГ, уверена, что название никак не связано с вином. В Веселом раньше были вишневые сады, красоты необыкновенной, а в них – качели, и молодые парни и девушки на них качались-веселились, да так, что смех было слышно по всей округе. Согласитесь, красиво? А винное хозяйство – да, сегодня крепкое подспорье для села, это и отчисления в бюджет, и винный туризм (на территории предприятия есть и отель, и ресторан). Но – только часть его жизни. Такая же, как, например, «Пятачок». Это как инь и янь села Веселое – в его первоначальном значении - теневая и солнечная сторона горы. Во-первых, очень хорошая аллегория для села, где все про виноград, а во-вторых – очень наглядно: и тут продажа вина, и здесь – но какая разница! Пятачок – это перекресток в Веселом, где находится рынок, тут же рядом магазинчики-кафе, и жизнь тут кипит даже ночью. Можно купить рыбу, фрукты-овощи, да что угодно – в том числе, и вино, и коньяк. Не скажу, что нам на Пятачке понравилось больше, чему в шато у Трубецкого, но – не меньше. Это было забавно. По крайней мере, уже тут стало понятно, что в Веселом – точно не скучно, и люди тут не сидят в ожидании манны небесной, а занимаются делом.
Как к человеку
В первую очередь – конечно, сельским хозяйством, все-таки юг. Но – со своим колоритом, последнего тут выше крыши. Крыши теплицы.

Для нас вообще было удивительно, что дальше за Херсоном арбузы не в чести. Наверно, тут тоже есть бахчевые, но вот в Веселом фермеры, с которыми нам посчастливилось пообщаться, предпочитают ягоды – виноград, малину, клубнику, ежевику, голубику. И тут мы были сражены наповал – такого размера ягод мы правда еще не видели никогда: они просто огромные, и при этом, что уж совсем удивительно – очень вкусные.
- Отношение и у моей семьи к винограду, и у многих людей, у которых мы учимся, особое. К нему надо относиться как к себе. Да и ко всем растениям, они чувствуют заботу, - говорит Михаил Павливский.
Для нас это оказалось полной неожиданностью: не то, что чувствуют растения, а то, как человек чувствует растения – и что из этого получается. Мы себе представляли грубо собранные теплицы, в которых растут какие-то ягодки, а попали на суперсовременную ферму, где используются технологии разных стран мира, с современным оборудованием, очень разумным подходом к организации труда. Один складской комплекс с системой подготовки ягоды к транспортировке в ЛХП «Павливские» перечеркивает все наши представления в фермерах Украины, это очень продвинутые, яркие и целеустремленные люди, которые сами у себя, на своей земле создают новую Украину – трудолюбивую и современную.
Мало того: прямо посередине тепличных плантаций у Михаила стоит симпатичный немаленький дом с колоннами и скульптурами – но явно не жилой. На наш вопрос – а что же это такое, Михаил искренне (или иронично?) удивляется: «Как что? Конференц-зал». Оказывается, здесь есть специальное здание, где проходят встречи единомышленников, где фермеры собираются на семинары, делятся опытом, тут же могут выйти на территорию и все осмотреть «вживую». Мало того! Здесь же проходят лекции для студентов. Может быть, это нормальная практика для фермеров, мы не в курсе, но нас это впечатлило: так же, как совмещение прагматично-европейского подхода к хозяйствованию с сентиментальным отношением к земле и к тому, что на ней растет.
Двойная жизнь
У Сергея Анастюка масштаб хозяйства чуть скромнее, но запал – не менее боевой. Тоже клубника, виноград, ежевика, дорогостоящая современная система отопления и полива и другое оборудование, и то же желание постоянного развития и поиск нового. Удивительные люди, кажется, они находятся в постоянном поиске совершенства, и дело не только в деньгах. А может, и совсем не в них – и Михаил, и Сергей о деньгах говорят просто и без экивоков: да, надо работать, чтобы прокормить семью, надо постоянно что-то делать и развиваться, но очень заметно, что для обоих фермерство – это не только деньги, это любовь и вдохновение. Впрочем, как и Михаилу, Сергею тоже удалось нас удивить – хотя и другим финтом. В разговоре внезапно выяснилось, что он не только крепкий хозяйственник, но и – неплохой музыкант, как минимум на все городские праздники его группу «Веселівський Оксамит» c удовольствием приглашают. Так что – днем фермер, по вечерам и в выходные – музыкант!
Каждый второй
С музыкой в Веселом вообще происходит что-то невообразимое. Название села что ли обязывает… Считайте сами. Сегодня в общеобразовательную школу Веселого ходит около 250 детей. А в музыкальную школу – 128. То есть по статистике получается, что каждый второй ребенок Веселого ходит в музыкальную школу! Ну ладно, немного в статистку вмешивается соседнее Козацкое, но тем не менее – феноменально. Мы даже заскочили в музыкалку, все проверили – познакомились с учениками, и немного притихли: все очень серьезно, прямо академически: и в отношении к музыке, и к жизни.
Легенда о Шиле
Само село Веселое не так уж живописное, обычное южное село. Но без эстетики и тут никак – и это мы не о Пятачке. Если чуть-чуть проехать по трассе в сторону Херсона, буквально на границе села вы попадете в Шилову балку.
По легенде, в этой балке когда-то было озеро, возле которого жил слепой кобзарь Данило Шило. И играл так, что слава о нем шла по всей округе, так что даже янычары из крепости Кизи-Кермен приехали послушать уникального кобзаря. Но во время песни один из янычар выкрикнул что-то по-украински, и рассвирепевший комендант крепости зарубил саблей и воина, и кобзаря. А балка после этого стала называться Шиловой. Впрочем, по другой версии она просто принадлежала купцу Ивану Шилу, про предка которого, казака Шило, тоже есть легенда – о том, как поехали запорожцы в Польшу, и остановились там на постой у местной хозяйки. А та, когда казаки с дороги расслабились и заснули, закрыла двери дома на засов и помчалась предупредить поляков. Казаки проснулись вовремя, но выбраться из дома не могли – и только маленький и щуплый Шило выбрался через оконце в сенях и освободил товарищей.
Сейчас в балке озера нет, но есть целый каскад очень живописных прудов. Тут можно спокойно посидеть с удочкой, и приезжим тоже – но уже за деньги, потому что пруды – это не просто пруды, а серьезное рыбоводческое хозяйство, и к чести местных жителей отметим, что огромными у них вырастают не только ягоды, но и карпы, и прочие караси. Очень красиво, аккуратно, все по-хозяйски – здоровая и вкусная рыбы реализуется через рынки Херсонщины, все довольны.
Вековой дозор
Есть и еще одна достопримечательность – Витовтова башня, которая находится прямо в селе. Построена она в XIV веке: в то время юго-западная Украина принадлежала Великому князю литовскому Витовту. Граница проходила по Днепру, и на ней располагались таможни – вот для контроля одной из них и воздвигли дозорную башню. Во временя княза Трубецкого башня была отреставрирована, и по сегодняшний день выглядит она очень внушительно – и даже свежо. Вот здесь, под башней, мы и попрощались с Веселым – селом, которое на сто процентов подтвердило свое яркое название, а заодно и строчку Шевченко «А у селах у веселих і люди веселі»
Последнее отступление
Но перед тем, как лечь на обратный курс, мы решили сделать еще одно отступление. От Веселого до заповедника «Аскания-Нова» ровно час езды, и если люди из Киева специально приезжают в такую даль, как можно было не воспользоваться моментом! И мы не пожалели. Дорога до заповедника – хорошая, степь - бескрайняя, вы только от самого путешествия получите массу позитива. В самой «Аскании» нам немного не повезло: прошли проливные дожди, и экскурсионный маршрут «Ретрофотосафари» оказался закрыт. Но во-первых, сейчас он снова действует, а во-вторых, и без сафари все оказалось очень интересно – отличный зоопарк, впечатляющий дендропарк, очень ухоженная территория, чисто, аккуратно, мило. Погулять здесь можно в свое удовольствие, да еще и не дорого – взрослый билет стоит 65 грн., так что новые животные в два раза дешевле старых ракет.
Попасть в заповедник «Аскания-Нова» проездом не получится – дальше-то и ехать некуда, так что очевидно придется подумать и о ночлеге. В самой Аскании есть отель, но мы все-таки рекомендуем остановиться в Новой Каховке – езды всего час, а здесь и цивилизация, и виды Днепра великолепные, и выбор отелей побольше. Мы остановились в отеле Premier – и не пожалели: очень классная территория, чисто, красиво, на третьем этаже есть отличная обзорная площадка на Днепр и в самих номерах показательно чисто и уютно. Не смотря на то, что на первом этаже комплекса ресторан и конференц-залы, на втором – боулинг, в номерах тихо, никакие лишние звуки вас не побеспокоят.

Не те акценты
Наше мнение о Chery Tiggo 8 после полутора тысяч километров по Украине оказалось заметно подкорректированным – и этот тот случай, когда обманываться в ожиданиях оказалось приятно. Мы рассчитывали на большой и комфортный кроссовер, с упором на вместительность, большой клиренс и большой багажник – можно сказать, минимальные требования для дальнего путешествия. И да, все это было, но больше Tiggo 8 впечатлил даже не этим. Неожиданно сильно новый кроссовер выступил в номинации «Управляемость». А это очень важно, когда ты проводишь за рулем по 8-9 часов в день. Здесь спереди МакФерсон, сзади – многорычажка, на трассе машина стоит отлично, вы просто не устаете – руль налитой, на высокий скоростях острый, маневрирование на трассе не доставляет никаких хлопот. Небольшие крены есть, но это неизбежно при клиренсе 200 мм. В то же время на бездорожье руль легкий, позволяющий безопасно и точно маневрировать. Мало того, электроусилитель руля имеет еще и регулировки Comfort и Sport. В итоге симпатичный кроссовер с отличным салоном, в котором просто приятно проводить время, действительно очень вместительный и комфортный, впечатлил и своим отличным поведением. Если говорить о минусах – ну можно сказать разве что о QLink, аналоге Mirror Link. То, что в машине нет Android Auto – при наличии QLink и обрезанных в Украине функциях Android Auto, даже неплохо. Мне последний нравится гораздо больше, это просто перенос экрана вашего смартфона на большой монитор Tiggo 8 (диагональ 10,25 дюйма, насыщенные цвета, тач-скрин). Просто у нас при повторном запуске для коннекта часто приходилось перезапускать приложение – вот и все. Тем не менее, в ходе путешествия наши читатели задали по этому автомобилю очень много вопросов – и мы с удовольствием ответим на них в ходе нашего следующего этапа. Следите за нами в соцсетях.
Эксперимент удался – путешествие выдалось очень насыщенное, колоритное, богатое знакомствами с хорошими людьми, а название Веселое – не просто забавным топонимом, а настоящим кредо для живущих здесь людей, которые и отдыхают, и работают весело. До новых встреч!