Партнер проекта
Карпатская горная система — часть Альпийского складчатого пояса протяженностью около 1,5 тыс. км, которая проходит через восемь стран. Украинские Карпаты — это северо-западная часть Восточных Карпат, их длина около 280 км. Не самые большие, не самые высокие… Но если вы будете утверждать, что и не самые красивые, то вы точно не были на Свидовецком хребте. Как, скорее всего, и на Черногоре, Бескидах или Горганах. Но мы все-таки возьмемся утверждать, что Свидовец именно то место, где можно единожды и навсегда влюбиться в Украинские Карпаты и возвращаться сюда вновь и вновь. Места великолепные… как минимум сейчас. Какой будет дальнейшая судьба Свидовецкого массива — большой вопрос. Вариантов развития событий три.
Все останется как есть, природа здесь будет меняться медленно, но неуклонно, в первую очередь под нашим влиянием.
1
2
3
На Свидовецком хребте появятся крупнейший в Европе горнолыжный курорт и рекреационный центр, а такие планы есть, и вокруг них уже несколько лет идет настоящая война.
Этот горный массив станет самостоятельным заповедником или национальным природным парком, ограниченным для посещения, но максимально защищенным от влияния человека.
Какой вариант предпочтительнее?
Чтобы определиться окончательно и бесповоротно, мы решили начать с истоков, а точнее, с вершин. Отправиться в экспедицию на Свидовец, самим еще раз увидеть все его величие, поговорить с местными экологами, с жителями окрестных сел, оценить нынешнее влияние человека на природу Карпат и потом сделать свои выводы. Часть Свидовецкого хребта уже сегодня находится под эгидой Карпатского биосферного заповедника, и здесь ситуация более-менее понятна. Так что наш маршрут мы проложили по тем вершинам, которые сегодня находятся за границей заповедника, — Стог, Крачунеска, Большой Котел, Догяска, Трояска.
Проект «5 вершин» поддержала Закарпатская областная госадминистрация, генеральным партнером выступила компания «Метинвест», большую помощь в организации экспедиции оказало руководство Карпатского биосферного заповедника.
Для того чтобы попасть на Свидовец, сначала надо подняться на Драгобрат, и когда мы ради интереса посчитали суммарно высоту всех вершин, намеченных для подъема, у нас получилось аккурат 10 тыс. м — ну, плюс-минус. Но выше Эвереста! А поскольку мы планировали весь маршрут пройти за один день, нам показалось это интересным вызовом — так что перед стартом мы подали заявку на регистрацию рекорда в Реестр рекордов Украины. Оказалось, такого раньше никто не делал. Решено — идем на рекорд!
В принципе Свидовецкий хребет можно за сутки пройти пешком, если иметь крепкие ноги и здоровое сердце. Но пешком и на автомобиле — это разные вещи. На ту же Говерлу можно пешочком подняться часа за три, а единственный подъем на автомобиле в 2007 году занял почти три недели, и тоже зафиксирован как рекорд Украины.

Поэтому для рекордного заезда нам тоже нужен был добротный крепкий внедорожник. Причем мы изначально ограничили выбор только серийными моделями большой вместительности: наш экипаж состоял из пяти человек, а гонять по горам караваном — это не наш выбор, да и не хотелось провоцировать ситуацию с лебедками, откапыванием и заездом туда, куда ехать не стоит. Так что выбор в итоге был не такой большой. Но очень вовремя в Украине появился абсолютно новый Toyota Land Cruiser 300 — идеальный автомобиль для сумасшедших проектов и не только.
Единственное, что у нас был автомобиль в исполнении Premium c впечатляющим белым салоном, а для таких испытаний больше подходит GR Sport с лучшей геометрией (углы въезда-выезда) и дополнительными блокировками переднего и заднего дифференциалов. В остальном же наш Premium не уступает спортивной версии: двигатель тот же, система полного привода и коробка передач — тоже. Ну а операторам перед выездом была поставлена задача научиться парить над землей и не тащить в салон глину с ботинок.

Так что в итоге вся подготовка автомобиля свелась к поиску подходящей «обуви». С завода Toyota Land Cruiser идет с шинами Dunlop — отличная резина, но абсолютно городская. На 20-е диски не так-то просто найти что-то по-настоящему внедорожное, и опять же не хотелось «переобуваться» в горах, поэтому мы остановили свой выбор на шинах Nokian Rotiiva AT. Эта резина и на трассе позволяет ехать без оглядки на скорость, и в горах должна по идее не подкачать, что нам и предстояло выяснить.
Идеальный автомобиль для сумасшедших проектов и не только
Надеемся, бензин от SOCAR пришелся нашему автомобилю по вкусу. Впрочем, забегая вперед, скажем: это именно так, подтверждено расходом и максимальной отдачей. Нам же по вкусу Buta Café — беспроигрышный вариант питания в дороге
Двигатели Land Cruiser всегда славились толерантностью к качеству топлива, но - здесь совершенно новый мотор, да еще битурбо, зачем рисковать? Поэтому заливаем полный бак на SOCAR - здесь реализуется топливо только с литовского завода Orlen, а это еще один уровень надежности и качества: всю продукцию поставляю с завода на АЗК напрямую. Кстати, и об экологичности - фирменное топливо SOCAR NANO c присадкой BASF помимо прочего обеспечивает и экономию топлива, а значит - меньше будем и загрязнять воздух в Карпатах.
Стартовать из Киева и прямиком отправляться в горы — это уже заявка на отдельный рекорд, а нам и одного хватает. Так что в качестве базы мы выбрали Поляницу, точнее, отель «Гора», и не ошиблись — сам отель хорош, но сыграла другая ставка: на высоте было безумно холодно и сыро, поэтому вечером после заезда СПА-зона с сауной и хамамом стала просто спасением. Но это было позже, а утром мы встретились с нашей группой сопровождения. Проложить правильный маршрут и обеспечить безопасность экипажа и автомобиля взялся Дмитрий Ковалев, мастер оффроуда и глава Клуба внедорожных приключений.
Первый подъем не такой сложный, но затяжной — подъем на Драгобрат, к верхнему подъемнику. Первая зафиксированная высота — 1560 м, и здесь же — последняя встреча с цивилизацией. Потому что именно здесь у нас была назначена встреча с заместителем директора и главным природоведом Карпатского биосферного заповедника Романом Кузьминским, представителями национальной полиции, обслуживающими территорию Свидовца, местными экологами. Сверили маршрут, обсудили правила поведения в горах, настроили рации на общую волну — так, на всякий случай.
Так что было принято решение Стог пропустись и сразу отправиться на Крачунеску, которую мы и зафиксировали как вторую высоту — 1686 м. Долина под горой, которая тоже называется Крачунеска, некогда одна из самых «заселенных», сегодня пустынна — тишину нарушают только туристы и драгобратовские «газоны». А ведь когда-то местные воевали за долину — кому тут пасти овец, а воздух был наполнен звоном колокольчиков. Нет-нет, мы тоже за прогресс и развитие и вообще за мясо растительного происхождения, но немного жалко. Кстати, Крачунеска на самом деле двуглавая. Первая вершина называется Под Горой, она чуть ниже, а вторая — уже сама Крачунеска. Но мы за справедливость, поэтому для реестра зафиксировали только одну.
Третья вершина оказалась самой высокой и самой сложной — Большой Котел, 1771 м над уровнем моря. Тем, кто хочет получить самые незабываемые впечатления, рекомендуем именно его. Уже в седловине между Котлом и Ворожеской открывается великолепный вид на озеро Ворожеска и прекрасную долину, ну а с самого Котла виды во все стороны просто шикарные. Правда, подниматься на гору придется, скорее всего, пешком — наш Land Cruiser со всеми включенными электронными помощниками и заблокированным центральным дифом и то чуть-чуть не добрался до самой макушки, а это показатель. Возможно, летом это намного легче, но сейчас нам было реально страшно — слева на подъеме обрыв, поэтому любой занос чреват печальными последствиями. В общем, идите пешком! А мы фиксируем третью высоту.
1
Первой точкой в рекордном заезде значился Стог — гора высотой 1704 м. Хотя здесь, на месте, чаще можно услышать произношение Стуг. На вершину горы ведет прямой затяжной подъем, а вот на вершине площадка позволяет разместить не более двух машин — ну как минимум, если не съезжать с дороги на целину. Причем эту площадку можно не то чтобы сгоряча проскочить, но «зайти» наверх можно только ходом, а туман с утра стоял такой, что можно было проскочить не только площадку, но и саму гору и оказаться сразу на перемычке с Близницей. Но уже в нетранспортабельном состоянии. Да мы, вообще-то, на Близницу не собирались, эта гора уже на территории КБЗ.
2
3
Тем более там, в Реестре рекордов Украины, ребята серьезные, все доказательства проверяют детально, так что нам пришлось даже искать настоящий GPS-навигатор с возможностью записи и импорта треков — благо ребята с gpsmobile.com.ua легко решили наш вопрос.
Долгожданное новое поколение легендарного внедорожника. В проекте был задействован автомобиль с 3,5-литровым V6 мощностью 415 л. с. и крутящим моментом 650 Нм при 2000–3600 об./мин. Коробка передач — автоматическая 10-ступенчатая.
Автомобиль проекта

Один из немногих оставшихся в серии рамных внедорожников теперь и на трассе ведет себя более убедительно и четко, а на бездорожье по-прежнему один из лучших в мире, что и доказал в горах. Очень понравились система MTM, позволяющая буквально видеть то, что происходит под передними колесами автомобиля, обилие режимов движения, новое оформление салона и расположение всех переключателей и регуляторов, адаптивный круиз-контроль и автоматический дальний свет, шикарное звучание от JBL и средний расход топлива за весь проект на уровне 14 л на сотню.
Toyota Land Cruiser 300
А вот с четвертой вершиной оказалось все проще: подъем тут тоже сложный, и сначала мы даже хотели отправить Догяску в компанию к Ворожеске — на последнюю мы решили не подниматься, слишком опасно. Но Догяска нам позволила насладиться видом — пустила наверх. Тоже скользко и вязко, тоже колея и возможность сноса, но в конечном итоге поднялись. 1771 м. Иногда возникает путаница, потому что местные часто называют Догяску Герешаской, а, наоборот, озеро под горой — Догяской.
4
Для рекордных подъемов и всякого горного экстрима существуют соответствующие «зубастые» шины. Но если вам предстоит заезд на дальнее расстояние, с различными типами покрытия и вообще вы планируете эти шины больше использовать, чем хранить, Nokian Rotiiva AT — отличный вариант. Нас поразили ее способность цепляться за грунт при внешне не самом агрессивном протекторе и скорость самоочищения. Но особо стоит отметить ее способность противостоять острым камням — усиленная арамидом боковина избавила нас от серьезных проблем.
В общем, и озеро, и вершину называют то так, то так, но как ни назови — гора прекрасна, а озеро Догяска — самое высокогорное на Свидовце, 1557 м над уровнем моря. Кстати, все озера на этом горном массиве — а их тут как минимум четыре — уникальные, ледниковые и тоже часто попадают в эпицентр обсуждений. К тому же к озеру Догяска ведет грунтовая дорога, так что летом тут можно увидеть огромное количество машин и палаток. К туристам — никаких вопросов, сейчас проезд открыт для всех, это не заповедник и даже не парк, запретить им проезд не может никто. А вот должно оно так быть или нет — это уже вопрос.
С Догяски — на Трояску! 1707 м. Это, можно сказать, самая середина Свидовецкого массива, его центральная часть. Дальше можно проехать к Унгаряске (1707 м) и на самый запад к Темпе (1634 м). Но сильно удаляться от непокоренного Стога мы не хотели, поэтому решили вернуться — благо выглянуло солнышко, и наш план казался идеальным. Но не тут-то было — это Карпаты, и погода тут порой меняется просто мгновенно. Пока мы добрались до Стога, стало только хуже — плотнейший туман плюс снова пошел дождь. Но что делать, взялись — надо выполнять. Вот тут снова понадобились все 650 Нм крутящего момента нового 3,5-литрового мотора Toyota Land Cruiser 300 — справился, причем не то чтобы играючи, но без особого напряга.
5
Так что в итоге и Стог попал в общий котел с Котлом и остальными вершинами, а мы в общей сложности за день поднялись на 10 195 м.
6
Однозначного ответа на поставленный в проекте вопрос у нас пока нет. Мы посвятим этому отдельный материал после сведения всех полученных данных и мнений. Но точно оставлять ситуацию так, как есть, — не выход. Свидовецкий хребет нас в очередной раз впечатлил своими красотами, и очень хочется, чтобы его пейзажами смогли любоваться поколения украинцев. С другой стороны, развитие цивилизованного туризма на сегодня, похоже, единственный путь прогресса региона, путь к его процветанию, это новые рабочие места и развитие инфраструктуры. Однозначно мы не хотели бы видеть на Свидовецком горном массиве грандиозной стройки, хотя дикий туризм, который есть сейчас, тоже не вариант.
Возможно, идеальным решением было бы создание национального природного парка «Свидовец» с организованным туризмом, строго утвержденными маршрутами и жестким контролем за поведением туристов и передвижением транспорта, но в то же время с несколькими отелями, зонами отдыха и цивилизованной системой контроля. Помните, минувшей зимой, в январе, на Свидовце заблудились одновременно несколько групп туристов? Хорошо, что их смогли найти и спасти, но такие случаи тоже надо исключить. На сегодня же главный вывод по итогам нашей экспедиции очень прост: мы живем в прекрасной стране, с уникальными природными условиями, где есть моря, степи, горы, долины, леса. Нельзя жить здесь и не любить Украину. Так что давайте путешествовать, покорять новые вершины, ставить рекорды, но при этом очень бережно относиться к тому, что у нас есть.